На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Курс для студентов: "Психология семейных отношений" - Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Курс для студентов: "Психология семейных отношений" - Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Курс для студентов: "Психология семейных отношений"
Функционально-ролевая структура семейных отношений
Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Нравственно-психологическая готовность молодежи к семейной жизни
Характеристика современной семьи
Специфика супружеского конфликта
Феномен любви и ее типы
Причины семейных конфликтов
Предупреждение конфликтов между супругами
Все страницы

ВЫБОР ПАРТНЕРА. МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК


1. Стадии гетеросексуальных отношений.
2. Критерии брачного выбора.
3. Особенности предбрачного периода.
4. Добрачные факторы риска.
5. Модели выбора спутника жизни.
6.Мотивация вступления в брак.

Литература:
Майерс Д. Социальная психология. С.-П. 1998.
Квин В.Н. Прикладная психология. С.-П. 2000.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.
Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.// Социологические исследования. 1993. С.58-74.
Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни.// Вопросы психологии. 1983 №3. С.83-89.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.
Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. 1992.
Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

Исследования на материале 37 культур, от Австралии до Замбии, показали, что повсюду мужчин привлекают женщины, чьи физические черты, такие как юное лицо и фигура, подразумевают плодовитость. Женщин всегда и везде привлекают мужчины, чье богатство, авторитет и честолюбие обещают обеспечить возможности для защиты и пестования потомства.
Во всем мире мужчины склонны жениться на женщинах моложе себя. Более того, чем старше мужчина, тем к большей разнице в возрасте он стремится, подбирая себе пару. Двадцатилетние мужчины предпочитают жениться – и женятся – на женщинах лишь немного моложе себя. Шестидесятилетние предпочитают жениться – и женятся – на женщинах моложе примерно лет на десять. Женщины в любом возрасте предпочитают мужчин лишь ненамного старше себя. Мы видим, что естественный отбор создает у мужчин предрасположение считать привлекательными такие женские черты, которые подразумевают плодовитость.

Ганьон и Гринблат (Gagnon, Greenblat, 1978) описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений: 1) стадия влечения; 2) стадия эмоционального сближения; 3) стадия сексуальной близости. Рассмотрим их более подробно.
1) стадия влечения.
Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых, которого он любит или которым восхищается. Самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком, который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так, разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется приязнью к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывавшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личностные особенности и индивидуальные способности. Исследования
показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности.

Упражнение. Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.
А) Борис, 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомиться с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.
Татьяна, 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге, в браке не состояла, исповедует православную религию. Желает познакомиться с мужчиной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.
(Разница в возрасте, уровне образования, социальном статусе, вероисповедании, прошлом семейном опыте, интересах.)
Б) Михаил, 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, частный предприниматель, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.
Лариса, 43 года, вдова, есть дочь-подросток, работает косметологом, еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.
В) Александр, 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встречи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.
Мария, 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса университета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомиться с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

В действительности не географическое расстояние является критическим, а "функциональная дистанция" - то есть то, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза. Итак, если вы обживаетесь в новом городе и хотите завести друзей, то квартиру постарайтесь снять так, чтобы ее дверь соседствовала с ящиками для писем и газет, в офисе займите
ближайшее к кофейнику место, а машину припарковывайте у главного здания. Почему же близость рождает приязнь? Один из факторов – взаимная досягаемость; ведь очевидно, что гораздо меньше шансов познакомиться с
-кем-либо, кто ходит в другую школу или живет в другом городе. Большинство людей любит своих соседей по комнате или соседей за первой ближайшей дверью больше, чем соседей за второй дверью.
Кроме того, возникновению приязни способствует антиципация взаимодействия. Позитивное ожидание – антиципация того, что он или она непременно будет приятным человеком и что вы будете прекрасно совместимы, -повышает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения. Необходимо отметить и эффект простого нахождения в поле зрения, т.е. тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения.
Несколько слов о физической привлекательности. Философ Бертран Рассел считает, что "в целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность. Но не всем достается ошеломляюще привлекательный партнер. Люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот "феномен ровни". Решаясь к кому-то подойти для знакомства и зная, что другой может ответить "да" или "нет", люди обычно подходят к тому, чья привлекательность примерно соответствует их собственной. Возможно, этот материал побуждает вас подумать о счастливых парах, в которых привлекательность была различной. В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; женщины чаще делают обратное: "Привлекательная, яркая женщина, 38, стройная, ищет сердечного мужчину с надежным заработком".
Кроме того, существует стереотип физической привлекательности: презумпция того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо. Дети усваивают этот стереотип весьма рано. Белоснежка и Золушка красивые – и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные – и плохие. На самом ли деле красивые люди обладают прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что "странное заблуждение думать…будто красота есть добро"? И все же оттенок правды в этом стереотипе есть. Привлекательные люди не более и не менее способны в учебе, они отличаются большей раскрепощенностью и гибкостью в общении.
Кто же привлекателен? В общем и целом привлекательные фигура и лицо не так уж отличаются от "средних". Люди воспринимают те носы, ноги и фигуры, которые не являются чрезмерно маленькими или большими, как относительно привлекательные. Психологи доказали это, заложив в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения вывели среднее арифметическое. Студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96% индивидуальных лиц.
Существуют и другие факторы, определяющие, станет ли знакомство дружбой. Возникновению приязни к другому человеку в значительной степени способствует сходство установок, убеждений и ценностей. Друзья, помолвленные пары и супруги с несравненно большей вероятностью будут разделять установки, убеждения и ценности друг друга, чем пары, составленные произвольно. Обнаружение этой корреляции весьма интригует. Но что является причиной, а что следствием? Сходство вызывает приязнь или приязнь – сходство? И разве нас не привлекают люди, отличные от нас? Люди, чьи потребности и личные свойства дополняют наши собственные? Определенная взаимодополнительность может развиваться по мере развития отношений. И все же люди несколько более склонны жениться на тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным. Мы склонны дружить с теми, кому мы нравимся.
2) стадия эмоциональной близости.
Эмоциональная близость возникает между людьми, когда они начинают доверять друг другу свои самые сокровенные мысли и чувства. Даже если мужчина и женщина не любят друг друга, подобная близость может создать у них иллюзию любви. Быстротечную, преходящую влюбленность принято называть увлечением. Увлечение обычно длится недолго. Теннов (Tennov, 1979) использует в качестве научного термина простое слово привязанность. Привязанность – это абсолютная эмоциональная зависимость, порождающая ощущение влюбленности или любви. Мужчина, испытывающий привязанность, специально сделает крюк, чтобы проехать мимо дома, в котором живет объект его вожделений, даже если знает, что ее в это время нет дома. Он испытывает ревность, когда видит ее разговаривающей с другими мужчинами. Он думает о ней постоянно, во сне и на яву, ему нужно, чтобы она все время была рядом. Ради ее счастья он готов на все. Но столь сильная привязанность не может длиться слишком долго. Как правило, человек переживает ее от восемнадцати месяцев до трех лет. Только в очень редких случаях она продолжается всю жизнь.
Довольно часто в гетеросексуальных отношениях один из партнеров испытывает более сильную привязанность, чем другой, и ради сохранения отношений готов пойти на всяческие жертвы. Однако, как отмечает Рубенштейн (Rubenstein, 1981), счастье человека, приносящего себя в жертву, длится не больше полутора лет, но еще больше несчастен бывает при этом его партнер. Чтобы эмоциональная близость приносила счастье обоим, оба должны трудиться над своими отношениями друг с другом, постоянно углубляя свои чувства.
3) сексуальная близость.
Половые контакты не всегда вызваны сексуальным влечением. Зачастую причиной оказывается социальное давление. Нередко юноши воспринимают половой акт как способ мужского самоутверждения, а девушки идут на близость для того, чтобы убедиться в своей сексуальной привлекательности и желанности. Сравнительные исследования показали, что физически привлекательные, красивые девушки менее склонны к раннему началу половой жизни, в то время как девушкам с низкой самооценкой секс дает возможность почувствовать себя увереннее. Добрачные половые связи, как правило, шире распространены среди подростков с низкой успеваемостью, а также среди тех, чьи родители имеют низкий образовательный уровень и злоупотребляют алкоголем.
Другой важный фактор, повышающий вероятность добрачных половых контактов среди подростков – враждебность. Некоторые юноши и девушки используют сексуальные отношения для того, чтобы унизить представителя противоположного пола. Кроме того, девушки, испытывающие враждебные чувства к своим родителям, зачастую вступают в половые контакты с мужчинами в пику родителям: они знают, что родители не одобряют такого поведения и, следовательно, будут расстроены.
Другая тенденция, наметившаяся в сексуальном сознании и поведении людей, - более ответственный подход к выбору сексуального партнера.
Эмоциональная и сексуальная близость не всегда сопутствуют друг другу. Иногда одна порождает другую, но это не обязательно. Браки, основывающиеся только на сексуальной близости, редко бывают успешными. По убеждению Маслоу (Maslow, 1970), сексуальная близость приносит истинную радость и удовлетворение лишь в тех случаях, когда партнеры близки эмоционально.

Фрейд одним из первых стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является его предположение о влечении, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу, они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты – своих потенциальных супругов. Теория комплиментарных потребностей Уинча (Winch, 1958) основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Это означает, что властного мужчину может привлекать кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом (Centers, 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория "стимул-ценность-роль", разработанная Мурштейном (Murstein, 1982), гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания, или стадии сравнения ценностей, - времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений.
Согласно Адамсу (Adams, 1979), первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.
В противоположность этому, Мак-Гоулдрик (McGoldrick, 1980) рассматривает процесс образования пары с позиции теории семейных систем. Такой подход делает акцент на том, что образование пары представляет собой развитие новой структуры, равно как и процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими – своими семьями и друзьями – и друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных перемен, так и формальных событий, таких как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары.
Специалисты считают, что для оптимального выбора необходимо перебрать 60 000 вариантов. Здесь без помощи компьютера не обойтись. Опыт такого подбора уже есть во многих странах, а также и в нашей стране.
В нашей стране каждый 7-8 взрослый не состоит в браке. Количество одиноких людей настораживает. Известно, например, что наличие полноценной семьи является одним из условий гармонического и всестороннего развития личности. Основная причина безбрачия, которую называют одинокие, - трудности в поиске и выборе партнера. Действительно, выбор партнера, формирование чувства любви является сложной психологической проблемой. Как же происходит выбор? Обратимся с этим вопросом к тем, кто уже сделал его.
"Муж знал меня где-то около года, а я не подозревала об этом. Случай нас познакомил. Он мне понравился своей открытой улыбкой, высоким ростом, был очень интересен в разговоре, хорошо умел рассказывать и заразительно смеяться, к тому же оказался человеком, любящим спорт".
"Мужчина, ставший моим мужем, поразил меня при первой встрече. Я связываю это с тем, что внешность, черты характера совпали с тем образом, который сформировался у меня в очень молодые годы".
Обозова А.Н выделяет общие критерии брачного выбора, которые разделяются на четыре группы:
Социально-экономические критерии: возраст, образование, социальное положение (профессия, должность), гражданское состояние, наличие детей, национальность, отношение к религии, материальное положение (квартира, имущество).
Физические критерии: особенности внешности, состояние здоровья. Особое внимание обращается на рост, вес, телосложение, цвет волос и глаз, отношение к курению и алкоголю.
Психологические критерии: особенности темперамента, характера, интересов, способов проведения досуга.
Семейные критерии: представление об образе жизни семьи, распределение ролей между супругами, отношение к семейной жизни.
Значимость данных групп критериев зависит от возраста, пола, образования и индивидуальности выбирающего. Для женщин более значимы психологические критерии, для мужчин – физические. Предполагается, что брачный выбор осуществляется по стадиям. На каждой стадии происходит сокращение круга возможных партнеров. Первая стадия регулируется социально-экономическими критериями. На второй стадии осуществляется физический и психологический выбор. Третья стадия предполагает включение семейных критериев.
Интересно, что статистически средний человек практически имеет больше возможностей для выбора, тогда как для человека с характерными признаками (высокий или небольшой рост, очень вспыльчивый и т.п.) возможности для выбора сравнительно ограничены.
При взаимном выборе друг друга наблюдаются и некоторые противоречия. Так, например, мужчины хуже определяют характер человека, чем женщины, но инициатива выбора обычно принадлежит им. Далее, мужчины ориентируются в основном на внешние данные женщины, женщины же – на личностные, нравственные качества партнера. По-видимому, эти противоречия просто необходимы. За счет их возможен выбор партнера в относительно короткий промежуток времени. Идеальное же взаимное дополнение личностных качеств при выборе практически неосуществимо.
Первые часы общения могут многое рассказать о человеке, предопределить стиль отношений. Поспешное признание в любви, поцелуй в первый же вечер, развязное поведение не будут способствовать установлению чистых, добрых отношений. Веками складывалось так, что мужчине в любовных отношениях принадлежит более активная роль. Но от девушки зависит стиль и чистота отношений. Нередко девушка соглашается танцевать с изрядно выпившим парнем, не находя в себе гордости отказать ему. К сожалению, встречаются молодые люди, которые ищут девушку на один вечер. Таким надо давать твердый отпор. Некоторые девушки считают, что юношей меньше и потому надо уступать их требованиям (хотя по статистике соотношение примерно равное). Уважающая себя девушка не допустит с собой вольного обращения и с первого знакомства не станет дарить многообещающие взгляды. Обычно юноши, стремящиеся к серьезному общению, очень неуважительно относятся к девушкам, которые легко идут навстречу всем их желаниям.
Довольно часто встречаются девушки с завышенными требованиями к партнеру, или, как говорят психологи, с завышенным уровнем притязаний. Такие молодые люди часто представляют будущего мужа или жену без всяких недостатков. А разве может человек состоять из одних достоинств? Важно, чтобы в человеке обязательно были черты, без которых трудно наладить семейную жизнь: нежность, заботливость, уступчивость, умение и желание активно участвовать в домашнем труде.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.
Рассмотрим особенности предбрачного периода. В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.
Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве.
Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.
18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.
14% - по месту учебы.
18,7% - на работе.
7% - живут на одной улице.
8% - познакомились на улице.
2% - живут в одном доме.
Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается "эффектом ореола". В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких условиях происходит общение "масок", которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.
Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь такова:

Длительность знакомства до брака

Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)

До 1 мес.

4%

От 1 мес. До 6 мес.

14%

До 1 года

22%

От 1 года до 3 лет

42%

Свыше 3 лет

18%

Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.
Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жадные и глупые люди, и очень образованные и интересные. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятныекачества для вступления в брак. Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака.
К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:
-оптимизм и эмоциональную живость;
-старательность;
-способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;
-доброжелательность и участливость;
-умение обращаться с деньгами.
Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:
-умение брать на себя ответственность;
-способность получать удовольствие, ведя за собой других;
-уверенность в себе;
-забота о поддержании равенства в общении;
-умение подмечать детали.
Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак:
-способность к эмоциональной поддержке;
-способность получать удовольствие от помощи другим;
-спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);
-отсутствие тенденции к соперничеству;
-отсутствие излишней романтичности.
Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся "родственниками" по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.
К функциям предбрачного периода относят:

  • накопление совместных переживаний и впечатлений;
  • узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. В настоящее время распространено такое явление как предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная "удача" до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;
  • проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода "брачный договор". Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:
-рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;
-замена эмоционального образа избранника на реалистичный;
-осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;
-оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);
-адекватизация уровня притязаний;
-реалистичное восприятие партнера и принятие его;
-мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.
Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска. К ним относят:
-ранний возраст брачующихся (у нас такой возраст негласно считают для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
-поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины – 40-45 лет, для женщины – 30-35 лет, для нас: для мужчины – 30-32 года, для женщины – 25-27 лет);
-превышение возраста жены относительно возраста мужа;
-наличие у жены более высокого образования;
-городское происхождение;
-гетерогенность статуса;
-социально-демографическая разница в происхождении;
-отсутствие братьев и сестер у жены;
-отсутствие сестер у мужа;
-неустойчивость отношений до брака;
-отрицательное отношение родителей к браку;
-слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
-неоптимальные мотивы вступления в брак;
-добрачная беременность;
-наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.
Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят:

  • высшее образование у мужчины;
  • оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);
  • "теплые" отношения до брака;
  • сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
  • наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;
  • наличие общих друзей будущей семейной пары;
  • согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  • Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
    Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
    Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии различают три мотивации на брак:
-мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга "Пора!". При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;
-мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;
-мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.
Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним относит:
-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
-общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
-уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь "заветного" любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание "непокорным";
-ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации "последнего шанса";
-интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
-взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
-жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как "собственная доблесть" и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
-порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;
-выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;
-месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают "назло обидчику";
-боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выражению И.С.Тургенева, можно "дожить до любви". Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое – актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.