На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Курс для студентов: "Психология семейных отношений" - Функционально-ролевая структура семейных отношений
Курс для студентов: "Психология семейных отношений" - Функционально-ролевая структура семейных отношений
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Курс для студентов: "Психология семейных отношений"
Функционально-ролевая структура семейных отношений
Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Нравственно-психологическая готовность молодежи к семейной жизни
Характеристика современной семьи
Специфика супружеского конфликта
Феномен любви и ее типы
Причины семейных конфликтов
Предупреждение конфликтов между супругами
Все страницы

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа.
2. Направления в изучении психологии семейных отношений.
3. Основные функции семьи и их характеристика.
4. Различия традиционной и эгалитарной семьи.
5. Ролевая структура семьи.
6. Периодизация семейной жизни.

Литература :
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.
Голод С.И. Молодая семья: молодежь и современность. Л., 1975.
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн., 1989.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР // Молодожены. М., 1981.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М., 1978.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество
различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе.
Людвиг ван Берталанфи (австрийский биолог-теоретик) писал: "Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это предже всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того, чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое".
Захаров А.И.: "В социальной психологии существует понятие "первичная группа". Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря "приему" новых членов извне, а благодаря рождению детей".
Традиционно "ядром" семьи считают супружескую пару с добавлением к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное Харчевым А.Г.: семья – это "исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения".
Семья становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.
Между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Харчев А.Г. определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности".
В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании, обеспечивающимся как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).
Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно ( ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае или стимулирование деторождения в других странах).
По мнению Харчева А.Г., семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья связывает биологическую и социальную жизнь человека, или личную и общественную. Она выполняет роль посредника между индивидом и обществом. И хотя потребности человека и общества не совпадают целиком, многие из них удовлетворяются именно в семье.
Специфика семьи в том, что в ней отражаются все структурные особенности общества. В семье представлено взаимодействие между представителями разных групп: половых (мужчины и женщины), возрастных (представители разных поколений), профессиональных (люди разных специальностей), религиозных и др.
В семье отражаются социальные ценности и нормы общества. В семье существуют следующие системы отношений:
супружеские персональные (мать-сын)
родительские групповые (родители-дети)
сиблинговые

К настоящему времени выделяются следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм (Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. М., 1996).
Эволюционный подход. Баховен И.Я., швейцарский историк и Мак-Леннан Дж.Ф., шотландский юрист внесли наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений. Они подчеркивают идею изменчивости форм брака.
Уже в античные времена имелись представления как о "патриархальности" семейного уклада (Платон – отец "патриархальной теории"), так и о наличии беспорядочной половой связи – "промискуитета" (Геродот). Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации.
Сорокин П.А. указывает главные положения эволюционистского подхода:

    почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
    на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;
    эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;
    эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник Дюркгейм Э., французский социолог, обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Ключевой момент функционализма – проблема ответственности. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.
Эмпирический подход. Семья – малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальник Ф. Ле Пле полагал спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. Он подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, разрозненное существование родителей и детей, ослабление отцовского авторитета.
Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества (У.Джемс, Ч.Кули, У.Томас, Ж.Пиаже, З.Фрейд). Ключевые моменты: межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как "единство взаимодействующих личностей". У.Джемс, классик психологии личности: человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. Социолог Ч.Кули: идея "зеркального Я", как в зеркале в воображении человек пытается представить, как в мыслях других людей отражается он (его внешность, цели, поступки, характер, друзья). Г.Салливан, американский психолог и психотерапевт описал влияние значимых других на онтогенез личности. Далее эти идеи развивали Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Кроник А.А. и другие.
Биологический подход (этологический). Ч.Дарвин и другие представители оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, инстинктивных основах поведения человека. В разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора, т.к. главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется
функцией. Соловьев Н.Я. считает, что "функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет". Навайтис Г. выделяет основные группы семейных потребностей:
-создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи
-потребности в любви и опеке, связанные с материнством
-потребность в психологической и физической близости
-потребность в семейном общении.
Исходя из такого деления, четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, но совокупность функций довольно схожа. Гребенников И.В. выделяет репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функции. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкис В.В. называют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую функции.
Назовем традиционные функции, т.е. устойчивые к изменениям:
1) хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере "домашних дел" формируются внутрисемейные отношения, лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений. Проблемы, возникающие в этой сфере жизнедеятельности, касаются распределения домашних обязанностей, управления и лидерства в семье.
2) репродуктивная. Характеризуется целостностью сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства. Супружеская любовь зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. Семья должна воспроизвести на свет психологически и физически здорового человека.
3) регенеративная (лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения, с передачей фамильных драгоценностей (фотографий).
4) образовательно-воспитательная (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
5) рекреативная (лат. recreatio – восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Досуг – 1) нерабочее время, затрачиваемое на домашний труд и
самообслуживание; 2) время, затрачиваемое на сон и еду; 3) время, которое связано с работой и учебой, но не входящее в рабочее время; 4) свободное время, которое затрачивается на учебу, воспитание детей, отдых. Опасности: 1) превращение досуга в развлечение; 2) превращение досуга во вторую работу.

  • психотерапевтическая. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. семейное существование зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Различия традиционной и эгалитарной семьи. Традиционная – семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли (жена – хозяйка, мать, муж – ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения). Эгалитарная семья – та, в которой все роли распределяются преимущественно поровну.

сфера жизнедеятельности

традиционная семья

эгалитарная семья

репродуктивная

чем больше детей, тем лучше, т.к. дети – будущие работники

рождаемость ограничивается супругами в соответствии с их представлениями и образом жизни

производственная

работает муж

повысилась экономическая самостоятельность женщин, рост образования, повышение духовной культуры

воспитательная

воспитание определяет отец, но занимается им жена

стремление супругов вносить равный вклад в воспитание детей

хозяйственная

занимается  жена

гибкое распределение обязанностей в семье

материальная

муж обеспечивает семью

обоюдный вклад в благосостояние семьи

досуговая

общение с гостями, развлечения осуществляются супругами совместно, либо муж имеет право на некоторую автономию

муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга

духовного общения

общение носит характер узких внутрисемейных проблем

обсуждаются и производственные отношения, и любительские увлечения

отношений с друзьями и родственниками

поддерживаются родственные контакты

ориентация на дружеские связи и общение по интересам, тенденция к уменьшению родственных контактов

власти и лидерства

муж – глава семьи и принимает решения по
основным вопросам

лидерство разделяется по сферам

первичного социального контроля

семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины, выбор жениха или невесты принадлежит родителям

семья осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм мужчин и женщин.

эмоциональных отношений

жена исполняет роль семейного терапевта

супруги ориентируются на эмоциональную поддержку друг друга с учетом специфики мужского и женского характера

сексуальная

тесно связана с репродуктивной

отделяется от репродуктивной функции. Сексуальная активность женщин растет и требования к половой жизни возрастают

нравственная

ценности сосредоточены вокруг быта

Ценности личного счастья, сохранения любви и уважения, долг, забота



Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является социологическим. Роль – это "социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений". В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.::
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин – хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль "психотерапевта".
Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
Структура семьи:
1. Доминирование – подчинение. Вопрос распределения власти в семье может решаться по-разному: отец – патриархальное лидерство; мать – матриархальное; дети – детоцентрическое. (Анекдот. Социологи проводили опрос. Собрали 100 мужчин, попросили их искренне ответить на вопрос: "У кого в доме главенствует жена, отойдите влево". 99 человек отошло влево, Остался один. К нему подходят все остальные и спрашивают: "Эй, брат, открой секрет, как тебе удается держать власть в своих руках?" Он отвечает: "Мужики, а я вообще не в курсе. Меня сюда жена привела, сказала стоять на месте и никуда не отходить".) Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы. Задача доминирующей личности – обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.
Соглашаясь с исследователями А. Янковой, Е. Ачиловой и О. Лосевой, нужно добавить, что доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи, хотя не меньшее значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместимости проведения досуга.
2. Ответственность. Либо один берет на себя ответственность, либо ответственность распределена между всеми членами семьи. Доминирование может быть у одного, а ответственность – у другого. Важно знать, за кого отвечает человек: за себя, за детей, за семью, а также за что отвечает: за характер отношений, за деятельность, за прошлое, за настоящее, за будущее (по длительности времени). Хорошо, если ответственность носит непрерывный характер, если прерывается – это плохо. Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность. В. Энгельгарт указывает, что ответственность по своей направленности может иметь позитивную и негативную направленность. Внешняя ответственность, ориентированная на общество, в случае позитивной направленности означает причастность, участие, состязание. В случае же негативной направленности выступает в форме дискриминации, насилия. Наряду с внешней существует внутренняя ответственность, т.е. ориентированная на себя. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и прежде всего выступает в форме саморазрушения и деструкции.
3. Отношение (эмоциональная близость). Существует как в диадах, так и в триадах. Это может быть как эмоциональный симбиоз (слияние), так и эмоциональное отчуждение. Потребность в аффилиации – это потребность "заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам"(Мюррей). Хотя при этом мотивация может быть не только положительной (надежда на установление хороших отношений), но и отрицательной (страх отвержения).
Аффилиация противоположна власти – любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле. Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации "власти-подчинения".

Различные авторы выделяют различные этапы развития семьи. Нойберт Р. выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А.Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.
С.Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов легко связываются с изменениями функций и структуры семьи.
В.Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.
Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей.
Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.
Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.
Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.
Это, по мнению Сатир В., естественные кризисы, переживаемые большинством людей.
Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.
Добрачное общение (достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним).
Брак (принятие супружеских социальных ролей, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нужна профессиональная психологическая помощь).
Этап "медового месяца" (принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей).
Этап молодой семьи (разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.).
Зрелая семья (изменение ролей родителей, возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности, способности воспитывать, организовывать социальные связи ребенка).
Семья людей старшего возраста (возобновление супружеских отношений, новое содержание семейных функций).
В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:
À стадию монады;
À стадию вступления в брак;
À стадию рождения ребенка;
È стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;
È стадию "вылета детей из гнезда";
È смерти одного из супругов;
È вновь стадию монады.
Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона:
-период ухаживания;
-брак и его следствия (брачное поведение);
-рождение ребенка и взаимодействие с ним;
-зрелая стадия брака;
-отлучение детей от родителей;
-пенсия и старость.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.