На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Курс для студентов: "Психология семейных отношений"
Курс для студентов: "Психология семейных отношений"
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Курс для студентов: "Психология семейных отношений"
Функционально-ролевая структура семейных отношений
Выбор партнера. Мотивация вступления в брак
Нравственно-психологическая готовность молодежи к семейной жизни
Характеристика современной семьи
Специфика супружеского конфликта
Феномен любви и ее типы
Причины семейных конфликтов
Предупреждение конфликтов между супругами
Все страницы

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.

Приступая к изучению данной научной дисциплины, студент может столкнуться с некоторыми трудностями:

  • Представление о мистическом характере происходящего в семье (бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).
  • Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений. Как непременно найдется "крупный специалист" в этой области, готовый поделиться своим "богатым багажом" знаний в этой области. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии – индивидуальный опыт – случаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. На каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется их ситуационным контекстом.

Насильно мил не будешь

Стерпится – слюбится

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться

Что ни делается – все к лучшему

Вода и камень точит

Плетью обуха не перешибешь

Муж да жена – одна сатана

На что и клад, коли в семье - лад

Женский ум лучше всяких дум

У бабы семь пятниц на неделе

Старый конь борозды не испортит

Укатали сивку крутые горки

Существуют различия между житейской и научной психологией.

Житейская психология

Научная психология

Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением.

Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.

Знания житейской психологии связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуативны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически.

Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей. Как правило, они выражены в понятиях.

Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.

Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов.

  • Молодость научной проблематики: в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования.
  • Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума путем прямого заимствования зарубежных методик и техник порождает немало негативных результатов. Наметившийся в 90-е годы "бум" психотерапии вызвал всплеск интереса к проблеме семейных отношений. Наряду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживается пристрастность, одержимость исследователей, забвение исторических различий в изучении семьи.
  • Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семейных отношений сводятся к набору простых закономерностей, которые мы попытаемся опровергнуть.

Представления о семье

Противоречивые свидетельства

Раньше семья была больше, теперь она стала меньше.

Размеры семьи известны разные. Если под размерами семьи понимать количество детей в семье, то встречались царские, королевские семьи, в которых было мало детей, а то и вовсе – единственный наследник. Вспомним хотя бы народные сказки, в которых распространены описания семей, имевших 2-3 детей, иногда 1. В крестьянских семьях, семьях небогатых людей тоже были разные варианты детности. Вспомним пушкинскую "Барышню-крестьянку", "Станционного смотрителя" и те же сказки.

Раньше семья была стабильной.

Развод известен и в древние времена. Его "варианты" в виде побегов из домашней среды, интриг и расправ хорошо описаны в художественной литературе, например, развод между Наполеоном и Жозефиной.

Прежде власть в семье принадлежала мужчине, и это обеспечивало порядок в доме.

Литературные образы Кабанихи, Простаковой никак не тянут на покорных женщин.

Раньше семья была дружнее, т.к. жили вместе представители нескольких поколений.

Нередко в состав семьи включали весьма далеких, но бездетных или неимущих родственников, которые не только не встречали любви в семье, где они вынуждены были проживать, но и приветливости.

Упражнение. Приведите пример метафорического представления о семье. Например, -это город, который нам предстоит построить и сохранить; -попытка людей жить правильно; -психологически замкнутый круг; -веник, который трудно сломать; -четыре ножки стола, объединенных общей столешницей; -гавань, где тебя ждут; -красивый букет; -те люди, с которыми хорошо по жизни; -социальный институт-инкубатор; -грибница опят и др.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.