Страница 1 из 9 ВВЕДЕНИЕ
Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.
Приступая к изучению данной научной дисциплины, студент может столкнуться с некоторыми трудностями:
- Представление о мистическом характере происходящего в семье (бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за все процессы возникновения и существования семьи).
- Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений. Как непременно найдется "крупный специалист" в этой области, готовый поделиться своим "богатым багажом" знаний в этой области. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии – индивидуальный опыт – случаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. На каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется их ситуационным контекстом.
Насильно мил не будешь
Стерпится – слюбится
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться
Что ни делается – все к лучшему
Вода и камень точит
Плетью обуха не перешибешь
Муж да жена – одна сатана
На что и клад, коли в семье - лад
Женский ум лучше всяких дум
У бабы семь пятниц на неделе
Старый конь борозды не испортит
Укатали сивку крутые горки
Существуют различия между житейской и научной психологией.
Житейская психология
|
Научная психология
|
Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением.
|
Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.
|
Знания житейской психологии связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуативны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически.
|
Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей. Как правило, они выражены в понятиях.
|
Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.
|
Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов.
|
- Молодость научной проблематики: в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования.
- Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума путем прямого заимствования зарубежных методик и техник порождает немало негативных результатов. Наметившийся в 90-е годы "бум" психотерапии вызвал всплеск интереса к проблеме семейных отношений. Наряду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживается пристрастность, одержимость исследователей, забвение исторических различий в изучении семьи.
- Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.
Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семейных отношений сводятся к набору простых закономерностей, которые мы попытаемся опровергнуть.
Представления о семье
|
Противоречивые свидетельства
|
Раньше семья была больше, теперь она стала меньше.
|
Размеры семьи известны разные. Если под размерами семьи понимать количество детей в семье, то встречались царские, королевские семьи, в которых было мало детей, а то и вовсе – единственный наследник. Вспомним хотя бы народные сказки, в которых распространены описания семей, имевших 2-3 детей, иногда 1. В крестьянских семьях, семьях небогатых людей тоже были разные варианты детности. Вспомним пушкинскую "Барышню-крестьянку", "Станционного смотрителя" и те же сказки.
|
Раньше семья была стабильной.
|
Развод известен и в древние времена. Его "варианты" в виде побегов из домашней среды, интриг и расправ хорошо описаны в художественной литературе, например, развод между Наполеоном и Жозефиной.
|
Прежде власть в семье принадлежала мужчине, и это обеспечивало порядок в доме.
|
Литературные образы Кабанихи, Простаковой никак не тянут на покорных женщин.
|
Раньше семья была дружнее, т.к. жили вместе представители нескольких поколений.
|
Нередко в состав семьи включали весьма далеких, но бездетных или неимущих родственников, которые не только не встречали любви в семье, где они вынуждены были проживать, но и приветливости.
|
Упражнение. Приведите пример метафорического представления о семье. Например, -это город, который нам предстоит построить и сохранить; -попытка людей жить правильно; -психологически замкнутый круг; -веник, который трудно сломать; -четыре ножки стола, объединенных общей столешницей; -гавань, где тебя ждут; -красивый букет; -те люди, с которыми хорошо по жизни; -социальный институт-инкубатор; -грибница опят и др.
|