На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Современные технологии развития абстрактного мышления у литературно одаренных детей
Современные технологии развития абстрактного мышления у литературно одаренных детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мамонт Сардаана Викторовна магистрант Научный руководитель Сокольникова Фекла Михайловна канд. пед. наук, доцент ФГ АОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республики Саха (Якутия)


Аннотация: в статье рассматриваются возможности технологии кейс-стади в качестве экспериментального метода развития абстрактного мышления у литературно одаренных детей, как наиболее эффективного метода анализа разных видов информации, ее обобщению, формулировки проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.


Ключевые слова: литературная одаренность, абстрактное мышление, кейс технологии.


Психология творчества литературно одаренного ребенка как относительно новое и молодое направление в педагогике и в психологии имеет весьма интересные перспективы. В основе литературной одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах. В 1960-х годах В.П. Ягункова изучала школьников, систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по специально разработанной методике, позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей. В своей статье исследователь выделила такие основные компоненты литературных способностей как впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности; поэтическая зоркость; хорошая («цепкая») память; способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты; легкость возникновения творческого состояния, в частности сопереживания; богатство словарного запаса и чувство языка богатство словесных ассоциаций. Также Ягункова отмечает, что способные школьники разных типов (по соотношению наглядно-образных и словесно-логических компонентов литературной деятельности) по-разному проявляют себя в творчестве. Их творческая индивидуальность сказывается прежде всего в языке и стиле. В зависимости от индивидуально - психологических способностей восприятия и памяти, от наблюдательности и характера эмоциональности складывается то или иное своеобразие литературной одаренности у детей [7].
На основании автобиографических материалов некоторых известных писателей и поэтов Е.А. Корсункский также выделил важнейшие структурные компоненты литературных способностей - собственно литературно - творческие и читательские способности. К первой категории им были отнесены хорошая память, творческое воображение, наглядно-образное мышление, эмоциональная впечатлительность, наблюдательность, эмпатические способности, ярко выраженное чувство слова. К ряду основных компонентов читательских способностей он причисляет чувство художественной формы, читательское воображение, эмоциональность, способность соотносить читаемое со своим жизненным опытом, способность давать эстетическую оценку произведению, восприимчивость к воспитательному воздействию художественной литературы. Также из автобиографических материалов известных писателей Е.А. Корсунский выделил и некоторые субъективные факторы развития литературных способностей писателей. Среди них им были названы: страсть к чтению, интерес к характерам людей и их взаимоотношениям, любовь к природе, интерес к различным видам искусства, личностные качества (работоспособность, общая культура, сильная воля и тщеславие) [4].
Таким образом, подытоживая аналитический обзор, можно констатировать факт, что литературная одаренность состоит их нескольких важнейших компонентов, которые следует развивать как отдельно, так и комплексно.
Одним из главных компонентов литературной одаренности является образное мышление и творческое воображение, иными словами, абстрактное мышление. Психолог Жан Пиаже утверждал [2], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь - в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Для мыслительных операций, обязательных для абстрактного мышления являются представления «причина - следствие», «цель - средство», «тезис - обоснование - вывод» [3]. Перечисленные мыслительные операции должны быть освоены учащимися и должны находить отражение в их речевой деятельности, что повлияет и на развитие других важнейших компонентов литературной одаренности в целом. Таким образом, стоят вопросы обучения осуществления мыслительных операций, обслуживающих абстрактное мышление и сформирования компетенций для создания «творческого продукта», то есть литературного произведения. Также абстрактное мышление, при работе с текстом, способствует пониманию целей и мотивов автора, что является катализатором развития эмпатических способностей, эмоциональности и поэтического восприятия действительности.
В качестве экспериментального метода развития абстрактного мышления нами рассматриваются возможности технологии кейс - стади, как наиболее эффективного метода анализа разных видов информации, ее обобщению, формулировки проблемы и выработки возможных вариантов ее решения. Технология кейс- стади по сравнению с традиционными методами изучения литературы, имеет ряд преимуществ, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, в том числе умению работать в диалоге, анализировать альтернативные предложения, осуществлять конструктивную дискуссию, развивать воображение и наблюдательность. По нашему мнению, проблемное обучение имеет большой потенциал для развития абстрактного мышления у учащихся, поскольку сама технология предполагает свободу самостоятельного поиска и формулировки возможных путей решения задачи. При организации учебного процесса целесообразно отбирать материал и строить кейсы, которые подталкивают ребенка к решению поставленной задачи. Для этого следует вводить поэтапное построение проблемных вопросов:
1 этап: подразумевает наличие проблемной ситуации и готового решения;
2 этап: подразумевает наличие проблемной ситуаций и предполагает наличие верного решения;
3 этап: подразумевает наличие проблемной ситуации и предполагает наличие нескольких вариантов путей решения задачи. Ученикам требуется систематизировать информацию о предмете, определить связь, отношение и построить логическую цепочку с опорой на ранее накопленного опыта, знаний, умений и навыков.


В качестве наглядного примера использования технологии кейс-стади для развития абстрактного мышления литературно одаренного ребенка, приведем пример кейс проблемы из программы изучения произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема: является ли Евгений Онегин лишним человеком? Для определения данной проблемы следует рассмотреть образ Евгения Онегина со всех сторон. В психодиагностике одаренных детей наиболее распространенным является метод наблюдения, который заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. При психологической характеристике портрета объекта следует учесть оценку его окружения - педагога, близких людей (родителей, друзей) и на самооценку. При этом наблюдатель, учитывая все полученные данные, должен сделать обобщённый образ наблюдаемого [6]. Этим же методом выстроена и наша концепция кейсов. Учащиеся делятся на группы. Первая группа рассматривает образ самого Евгения и отвечает на поставленные проблемы, ищет в тексте произведения строки, подтверждающие или опровергающие проблемный вопрос. Далее ученикам дается возможность воссоздать образ Евгения Онегина, сделать анализ его речей, диалогов и предложить свой вариант поста в социальных сетях. Ответить на вопрос: что бы написал Евгений Онегин в твиттере? Каким бы он был человеком в наше время? Чем бы занимался? и т. д. Вторая группа рассматривает Евгения Онегина с точки зрения Татьяны Лариной, ищет характеристику Онегина словами Татьяны, также ищут в тексте подтверждения или опровержения проблемному вопросу и пишут от имени Татьяны пост в инстаграме (принадлежит признанной в России экстремистской Meta), описывающий их отношения с Евгением. Третья группа рассматривает Евгения Онегина с точки зрения автора, его отношение и характеристику по поставленной проблеме. Ставятся вопросы кем был для автора Евгений, был ли другом или ровесником, почему именно образ Евгения привлек автора и кем бы он был в наше время. Четвертая группа рассматривает Евгения с точки зрения второстепенных героев и общества. Считают ли они Евгения лишним человеком и почему, как современное общество реагирует на лишних людей. Отличается ли наше общество от общества 1820-х годов? Далее группы работают в команде, ищут самостоятельно ответы из разных источников, в том числе из сети Интернет. Нам кажется, что на сегодняшний день обучение навыкам поиска быстрой, достоверной, проверенной информации с надежными ссылками является приоритетной задачей современного образования. К концу отведенного времени ученики презентуют свою работу, дискутируют (например, группа Лариной придумывают ответный твит на твиттер Онегина) и коллективно отвечают на поставленную проблему «Является ли Евгений Онегин лишним человеком?».
Данный пример является одним лишь вариантом использования технологии кейс-стади на уроках русской литературы, но, несомненно, такой вид работы подталкивает детей на развитие абстрактного мышления, в том числе и дает огромный простор для воображения для литературно одаренных детей, развивая их способности по всем компонентам. Ученик, воссоздавая образ литературного героя в наши дни, развивает поэтическое восприятие предметов и явлений действительности, повышает поэтическую зоркость и способствует мышлению и воображению создавать оригинальные образы и сюжеты.
Таким образом, важно отметить, что необходимость разработки научно-методических материалов для развития литературной одаренности современных подростков является весьма актуальной проблемой. В том числе выявление особенностей развития литературной одаренности через отдельные ее компоненты. Мы можем утверждать, что абстрактное мышление является важнейшей частью литературной одаренности и высокий потенциал его развития возможен при правильной организации урока по технологии кейс-стади.

Список литературы
1. Евгений Онегин: роман в стихове / Александър Сергеевич Пушкин; [съст.], прев. от рус [и бел.] Любен Любенов. - 2. прераб. изд. - София: Изд-во «Захарий Стоянов», 2006. - (Поредица: Шедьовър). - ISBN 954-739-772-9.
2. Жан Пиаже. Психология интеллекта / Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., Просвещение, 1969. - С. 587-588.
3. Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики / М.Н. Кожина. - Пермь, 1968. - 252 с.
4. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А. Корсун- ский. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985. - 90 с.
5. Корытов А. И. Литературные способности: история изучения и структурно-феноменологические основания / А. И. Корытова, Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - №8(197). - С. 196-204. - DOI 10.23951/1609- 624X-2018-8-196-204.
6. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Ч. I: учебное пособие / А.С. Сиротюк. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2014. - С. 41-48.
7. Ягункова В.П. О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников / В.П. Ягункова // Вопросы психологии. - 1966. - No 3. - С. 142-152.

Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.