На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Понимание счастья как высшей цели развития личности
Понимание счастья как высшей цели развития личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Татьянина Надежда Александровна
магистрант Научный руководитель Коробова Мария Владимировна канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область


Ключевые слова: счастье, уровень счастья, эвдемонизм, индекс счастья, уровень благополучия.


Сущность понятия «счастье» проблема очень старинная, его причины и смысл изучали огромное количество как отечественных, так и, зарубежных философов и психологов. Именно поэтому невозможно передать все, что было сказано о природе счастья в психологии. Так, в одной из своих работ Зигмунд Фрейд писал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет» [13]. Данное суждение много раз подвергалось критике и сомнениям, но одна истина в нем заключена безусловно: ощущение счастья слишком индивидуально и для каждого человека определяется по-особенному неповторимо. Достижение же такого самоощущения и состояния личностной гармонии для многих людей становится очень долгой и сложной работой над собой. При этом важно понимать, что счастье - это вовсе не процесс, а ощущение, постоянное внутреннее состояние, к которому ведет долгий путь саморазвития.
Несмотря на то, что именно способно сделать человека счастливым и благодаря чему это ощущение овладевает разумом и душой, в парадигме духовной реальности практически каждый человек стремится к счастью. Приверженцы этого стремления считали наивысшим благом для человека именно ощущение счастья. Аристотель, учение которого относят к такому этическому направлению как эвдемонизм, объяснял это так: «Счастье - мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» [2]. В современной психологии отголоски древнегреческих философов об эвдемонии нашли свое отражение в достаточно новом направлении психологической науки как позитивная психология, ее основателем стал Мартин Селигман, считавший, что позитивные аспекты жизни человека, в частности: условия счастья людей, оптимизм, поток, смысл, духовность, были слишком недооценены при исследовании различных патологий [12].
Важно отметить, что в настоящее время в мире так и не существует общепринятой формулировки понятия «счастье». С давних пор всевозможные дебаты и научные дискуссии разворачивались не только по поводу поиска определения понятия счастья, но и относительно того, измеримо ли счастье вообще и можно ли определить его уровень. Интерес к данному вопросу значительно возрос за последние полвека, а для оценки эффективности деятельности государства наряду с показателями ВВП все чаще используют показатели счастья, благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни [11].
Так, еще в далеком 1968 году один из величайших политиков того времени - Роберт Кеннеди, во время предвыборной президентской кампании, попытался обратить внимание общественности на нечто духовное в рамках государственности, отметил то, что должно быть важно: «Наш валовой
национальный продукт включает в себя загрязнение воздуха, рекламу сигарет и машины скорой помощи, увозящие пострадавших в катастрофах. Он учитывает и дверные замки, и тюрьмы для людей, которые их взламывают. Он включает в себя уничтожение секвойных лесов и уникальной природы в результате хаотичной урбанизации... Но он не учитывает здоровье наших детей, качество их образования или радость, которую доставляют им игры. В нем никак не отражается красота поэзии или прочность браков, уровень политических дебатов или честность должностных лиц. Он не измеряет ни ум, ни отвагу, ни мудрость, ни умение учиться, и даже наше сострадание или преданность стране никак в нем не учитываются. Проще говоря, он измеряет все, кроме того, ради чего действительно стоит жить» [7]. Это стало призывом к осознанию людьми вещей, которые приносят радость, удовольствие, спокойствие, осознанию того, что по-настоящему делает счастливым каждого конкретного человека, а значит и общество данной страны в целом.
На сегодняшний день различные международные и государственные институты уже ввели огромное количество параметров для измерения уровня благополучия и счастья граждан, например: Индекс человеческого развития(ИЧР); Всемирный индекс счастья (Happy planet index); индекс лучшей жизни ( Better Life Index); индекс счастья Российских городов, а также индекс удовлетворенности жизнью (Well-Being index), методика которого была разработана нобелевским лауреатом, психологом и социологом Даниэлем Канеманом [3].
Свой опросный метод оценки уровня счастья есть и в России, этим занимается Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2020 году индекс счастья в Российской Федерации составил 66 пунктов ( индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем счастливее россияне себя ощущают) - это на 5 п. меньше чем 2 года назад, при этом 10 лет назад этот показатель составлял всего 48 п. Также, 81% россиян посчитали себя в целом счастливыми, причем 31% полностью в этом уверенны. К причинам, по которым граждане чувствуют себя счастливыми, они отнесли: благополучие в семье, хорошее здоровье (свое и близких), наличие хорошей работы, около 20% опрошенных счастливы, потому что у них есть дети. 10% россиян сообщили, что они счастливы, потому что у них хорошее материальное положение и в целом они удовлетворены жизнью [9].
Поводом для отсутствия счастья стали: материальные трудности (7%), плохое состояние здоровья (6%), безработица (5%), отсутствие стабильности (7%), плохое положение дел в стране (4%) [9].
Можно сделать вывод, что несмотря на разное понимание счастья людьми, абсолютно для всех важно достижение состояния душевной гармонии, именно поэтому стремление к счастью можно назвать одной из главных целей развития личности неподвластной времени. Позитивная психология в настоящее время уделяет огромное значение данным вопросам, изучая важность благополучия не только каждого конкретного человека, но и общества в целом.


Список литературы
1. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. / пер. с древнегреч. - В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - 830 с.
3. Булкина Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5.
4. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб: Алетейя, 2001. - 240 с.
5. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 268 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2007. - 783 с.
7. Лэйард, Р. Счастье: уроки новой науки. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. - 416 с.
8. Нырков А.В. Технологии счастья. - М.: Олма-пресс, 2000.
9. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс].
10. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1998.
11. Рыжкова Ю.А. Международный индекс счастья как показатель благосостояния нации / Ю.А. Рыжкова, Е.А. Клима- шина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе. - 2011. - №3. - С. 86.
12. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
13. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Аналитическое повествование. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 16.
14. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. - М., 2004. - 416 с.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.