Ховрина Светлана Владимировна социальный педагог ГУ ДО ТО «Областной центр «Помощь» г. Тула, Тульская область Ключевые слова: поведение, дети, подростки, переходный возраст, психологические проблемы.
Тема проблем нарушений поведения в детском и подростковом возрасте на современном этапе очень актуальна. Согласно статистике, именно с этой проблемой родители вместе с детьми обращаются к психиатру, как к детскому, так и к семейному. Нередко проблему пытаются решить и на бытовом уровне, используя разговоры и наставления.
Рассматривая проблему нарушений поведения в детском и подростковом возрасте, стоит уточнить, что каждый из нас понимает под понятием «Поведение». Следует отметить, что под поведением принято понимать определенную манеру вести себя согласно общественным нормам и правилам, которые установлены той или иной группой людей. Немаловажным фактом является то, что нарушения поведения - это, антипод поведению, т. е. отвержение социальных норм, принятых в обществе, повторение поступков и устойчивых действий, которые несут в себе агрессивный характер и асоциальную направленность. Зачастую проявление происходит в нарушении социальных норм и правил, которые характерны для определенного возраста. Смежными понятиями данной проблемы могут выступать также «девиантное» или «отклоняющееся» поведение. Причинами нарушения поведения у детей и подростков могут абсолютно разными, но из них можно выделить 2 основные группы: Первой группой являются причины, которые являются следствием социальных и психологических проблем; Второй основной группой выделяют причины, которые являются следствием психофизиологические и психические заболевания или расстройства; К первому ряду факторов относятся: - дефекты нравственно-ценностного и нормативно-правового воспитания; - особенности характера; - содержание надобностей личности; - особенности эмоционально-волевой сферы ребенка Ко второму ряду факторов следует относить: - пограничные эмоциональные нарушения, которые проявляются впервые тоской, страхами и даже насильственным способом поведения; - наличие у ребенка основательных психических расстройств; - причины, которые связаны с отношением общества к подростку, т.е. социальные и психологические; Не стоит забывать о таком переходном возрасте, во время которого в головном мозге ребенка или подростка происходит определенная перестройка, которая характеризуется снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров определенных отделов мозга. Данные отделы отвечают за эмоционально-волевую сферу ребенка, т. е. ему намного труднее испытать способность сопереживания и распознания других чувств. Данные процессы являются, с точки зрения физиологии, абсолютно нормальными и к 18 годам происходит восстановление произошедших изменений. Немаловажным фактом является то, что при наличии определенных заболеваний у ребенка, например, эпилепсия, ЧМТ и т. д. многие функции, которые были рассмотрены выше не способны восстановиться, что ведет к возникновению психических заболеваний в подростковом возрасте. Подводя итог вышесказанному, все нарушения поведения у детей и подростков следует делить на: Характерологические (непатологические): причины, которые не имеют постоянного характера, т. е. они определяются только в одной определенной среде, например, в школе, на улице и т. д. Как правило, они не ведут к нарушению социальной адаптации и имеют четкую психологическую направленность, а также не сопровождаются расстройствами соматических функций. Патохарактерологические (патологические): причины, которые имеют постоянный, направленный характер, как правило, они проявляются в самых различных отклонениях поведения. Следствием данных причин можно считать нарушение социально-психологической адаптации и сопровождение невротическими и соматическими расстройствами. Следует отметить тот факт, что возможен переход от одного нарушения к другому: от непатологического напрямую к патологическому нарушению поведения у подростков и детей. Данному процессу могут способствовать многие факторы как эмоционально-психологические особенности ребенка, так и факторы внешней среды. Итогом трансформации непатологического нарушения поведения к патологическому можно назвать появление у ребенка или подростка социальных и личностных нарушений, которые дают обоснование поставить определенный психиатрический диагноз. Патологическое нарушение поведение следует разделять на несколько видов, а именно: гиперактивное, оппозиционно-вызывающее (демонстративное), смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства, РАС (расстройства аутистического спектра). Представленные формы частую являются неотъемлемой частью многих психических заболеваний, которые провоцируют проблемы с поведением у детей и подростков. Примерами таких психических заболеваний можно считать задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т. д. Данные проблемы в поведении у детей и подростков очень трудно решить на бытовом уровне, так как они требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции. К способам медицинской коррекции относят: терапию препаратами, которые обладают действиями корректоров поведения; теоретический и практический материал для воспитателей, педагогов, и родителей учащихся в образовательных учреждениях; Консультации и общение с родителями; психотерапию. К методам, которые содержат психологическую коррекцию, можно отнести следующие: активизацию человеческих чувств и эмоций у ребенка; акцентирование внимания ребенка на состояние его ровесника или более взрослого человека: родителя и прочих родственников, посторонних людей; активизация чувства юмора у ребенка; активизация чувства удивления посредством креативности и неожиданности игровых действий и поведения со стороны взрослого; переключение ребенка на иное состояние; предостережение нежелательного поведения и пренебрежение нарушенного поведения; имитация взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь»; проектирование ребенком нежелательного состояния; позитивное обоснование побочных, промежуточных, истинных или предполагаемых результатов, действий, или поведения ребенка; активизация переживания позитивных эмоций ребенком; поощрение чувств и эмоций, вызываемых чем-то прекрасным у ребенка, и др.; признание ребенком специфик нарушенного поведения; активизация физического контакта с ребенком; негативное обоснование нежелательного поведения; поощрение мотивации соревновательности. Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что проблемы поведения детей в детском и подростковом возрасте - это наиболее часто встречающаяся проблема, с которой сталкиваются не только родители детей, но и педагоги, а также абсолютно посторонние люди. Проблемы нарушений в поведении у детей и подростков могут быть как причиной, так и следствием многих психологических и соматических расстройств, а также ряд других факторов, таких как: переходный возраст, особенности характера и эмоционально-волевой сферы и т. д. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию. Список литературы 1. Бородина Н.Б. Исторический аспект профилактики девиантного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт / Н.Б. Бородина, И. А. Мушкина, О.П. Садилова // Социальная педагогика. - 2014. - №6. - С. 121-128. 2. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студентов учреждений высшего образования / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 272 с. 3. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 286 с. 4. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2016. - 351 с. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.
|