Ключников Анатолий Егорович старший преподаватель Тринадцатко Ольга Алексеевна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, образование, информатизация образования, задача.
Важнейшая цель информатизации образования состоит в повышении эффективности и качества образовательного процесса, которое соответствует требованиям современного общества. Цель информатизации образования носит многофакторный характер, который включает следующие компоненты: 1) подготовка обучающихся к качественной и эффективной деятельности в условиях информационного общества; 2) повышение доступности образования; 3) возможность качественного самообразования при помощи ИК-технологий.
Исходя из целей информатизации образования, представляется возможным выделить ряд задач информатизации образования, к которым можно отнести:
1) повышение качества подготовки молодых специалистов при помощи использования в образовательном процессе современных информационных технологий; 2) применяя активные методы обучения, обучающиеся повышают свой творческой и интеллектуальной потенциал; 3) взаимодействие различных видов образовательной деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой и т. д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося; 5) применение новых информационных технологий обучения, способствующих познавательной деятельности обучающегося; 6) обеспечение непрерывности в обучении при помощи дистанционных технологий; 7) совершенствование и своевременное обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что к основным ценностям информатизации образования относятся: получаемые знания, практические умения и навыки; самостоятельность и нестандартность мышления; умение работать с электронной информацией; компетентность не только в узкой учебной области, но и в смежных научных областях. Проблема информатизации образования и их задач находит свое отражение в трудах многих ученых, таких как: Ю.С. Зверева [1], Н.Б. Колосницына [3], С.И. Сакович [4], Я.В. Павлова [4], С.К. Калдыбаев [2], М.У. Касымалиев [2], А. Онгарбаева [2] и др. Ю.С. Зверева [1] приводит следующее определение информатизации образования - это процесс обеспечения образовательной системы теоретическими и практическими разработками, а также использование современных информационных технологий, ориентированных на осуществление целей обучения и воспитания.
Также Ю.С. Зверева [1] отмечает, что применение различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: 1) освоение учебных дисциплин на разных уровнях сложности; 2) формирование умений и навыков в решении практических задач избранной учебной области; 3) развитие и совершенствование способностей к определенным видам деятельности (научной, творческой и т. д.).
H. Б. Колосницына [3] в своем исследовании отмечает, что из всех задач, поставленных перед информатизацией образования, необходимо выделить наиболее важные и значимые, а именно: 1) повышение уровня качества подготовки специалистов за счет использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) использование современных методов обучения с использованием ИК-технологий для совершенствования творческой и интеллектуальной составляющих образовательной деятельности; 3) возможность более качественного применения индивидуального подхода к обучающимся, в том числе коррекционного обучения с использованием современных информационных технологий.
С.И. Сакович [4], Я.В. Павлова [4] указывают, что внедрение современных информационных технологий в учебный процесс решает следующие важные задачи: 1) позволяет придать учебному процессу индивидуальный характер, и, как следствие, сделать его более эффективным; 2) совершенствует навыки работы на компьютере, умение работать с информационными источниками в сети Интернет; 3) повышает мотивацию к обучению, ее результативность; 4) ИК-технологии позволяют более оперативно и качественно организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также развивают информационную культуру.
С.К. Калдыбаев [2], М.У. Касымалиев [2], А. Онгарбаева [2] отмечают, что при информатизации образования решаются следующие задачи: I. Изменение содержания образования, формирование более глубоких знаний у обучающихся: о возможностях компьютерных технологий, о способах работы с ресурсами сети Интернет. 2. Умения и навыки применения компьютерных технологий в практической деятельности, посредством решения как учебных, так и профессиональных задач. 3. Упор на качество образования посредством использования ИК-технологий в образовательной деятельности. 4. Организация и проведение научных исследований при помощи информационных технологий с возможностью презентации результата исследования или апробации их как в Российских, так и в зарубежных образовательных организациях при помощи дистанционных конференций и т. п.
Таким образом, опираясь на проведенный анализ, представляется возможным выделить следующие виды задач информатизации образования: Учебные задачи информатизация образования: 1) совершенствование информационной культуры всех участников образовательного процесса; 2) повышение качества подготовки молодых специалистов при помощи современных ИК-технологий; 3) повышение учебного, творческого, научного, интеллектуального компонентов образовательной деятельности; 4) применение информационных технологий обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся; 5) применение информационных технологий при реализации дистанционного обучения.
Воспитательные задачи информатизации образования: 1) более продуктивное использование свободного времени обучающихся, которое соответствует требованиям социально-педагогических задач. Например, посещение виртуальных выставок, музеев, презентаций, участие в олимпиадах, конкурсах и т. п.; 2) совершенствование методик и форм воспитательной работы с использованием ИК-технологий; 3) использование современных средств информационных технологий для организации творческой и самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, можно сделать ввод об огромном влиянии современных информационных технологий на образовательный процесс. В каждом образовательном учреждении педагогами все больше и качественнее используются ИК-технологии в учебной, научной, методической, творческой и иной деятельности.
Список литературы 1. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.3 (110.3). - С. 23-26 [Электронный ресурс]. 2. Калдыбаев С.К. О роли информатизации в системе образования / С.К. Калдыбаев, М.У. Касымалиев, А. Онгарбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №6-2. - С. 211-213 [Электронный ресурс]. 3. Колосницына Н.Б. Информатизация в образовании: проблемы и перспективы // Пермский педагогический журнал, 2019. - №10 [Электронный ресурс]. 4. Сакович С.И. Информатизация образования / С.И. Сакович, Я.В. Павлова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №11 [Электронный ресурс]. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.
|