Задачи информатизации образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ключников Анатолий Егорович старший преподаватель Тринадцатко Ольга Алексеевна старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, образование, информатизация образования, задача.

Важнейшая цель информатизации образования состоит в повышении эффективности и качества образовательного процесса, которое соответствует требованиям современного общества. Цель информатизации образования носит многофакторный характер, который включает следующие компоненты:
1) подготовка обучающихся к качественной и эффективной деятельности в условиях информационного общества;
2) повышение доступности образования;
3) возможность качественного самообразования при помощи ИК-технологий.

Исходя из целей информатизации образования, представляется возможным выделить ряд задач информатизации образования, к которым можно отнести:

1) повышение качества подготовки молодых специалистов при помощи использования в образовательном процессе современных информационных технологий;
2) применяя активные методы обучения, обучающиеся повышают свой творческой и интеллектуальной потенциал;
3) взаимодействие различных видов образовательной деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой и т. д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;
5) применение новых информационных технологий обучения, способствующих познавательной деятельности обучающегося;
6) обеспечение непрерывности в обучении при помощи дистанционных технологий;
7) совершенствование и своевременное обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса.


Таким образом, можно сделать вывод, что к основным ценностям информатизации образования относятся: получаемые знания, практические умения и навыки; самостоятельность и нестандартность мышления; умение работать с электронной информацией; компетентность не только в узкой учебной области, но и в смежных научных областях.
Проблема информатизации образования и их задач находит свое отражение в трудах многих ученых, таких как: Ю.С. Зверева [1], Н.Б. Колосницына [3], С.И. Сакович [4], Я.В. Павлова [4], С.К. Калдыбаев [2], М.У. Касымалиев [2], А. Онгарбаева [2] и др.
Ю.С. Зверева [1] приводит следующее определение информатизации образования - это процесс обеспечения образовательной системы теоретическими и практическими разработками, а также использование современных информационных технологий, ориентированных на осуществление целей обучения и воспитания.


Также Ю.С. Зверева [1] отмечает, что применение различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1) освоение учебных дисциплин на разных уровнях сложности;
2) формирование умений и навыков в решении практических задач избранной учебной области;
3) развитие и совершенствование способностей к определенным видам деятельности (научной, творческой и т. д.).


H. Б. Колосницына [3] в своем исследовании отмечает, что из всех задач, поставленных перед информатизацией образования, необходимо выделить наиболее важные и значимые, а именно:
1) повышение уровня качества подготовки специалистов за счет использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) использование современных методов обучения с использованием ИК-технологий для совершенствования творческой и интеллектуальной составляющих образовательной деятельности;
3) возможность более качественного применения индивидуального подхода к обучающимся, в том числе коррекционного обучения с использованием современных информационных технологий.


С.И. Сакович [4], Я.В. Павлова [4] указывают, что внедрение современных информационных технологий в учебный процесс решает следующие важные задачи:
1) позволяет придать учебному процессу индивидуальный характер, и, как следствие, сделать его более эффективным;
2) совершенствует навыки работы на компьютере, умение работать с информационными источниками в сети Интернет;
3) повышает мотивацию к обучению, ее результативность;
4) ИК-технологии позволяют более оперативно и качественно организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также развивают информационную культуру.


С.К. Калдыбаев [2], М.У. Касымалиев [2], А. Онгарбаева [2] отмечают, что при информатизации образования решаются следующие задачи:
I. Изменение содержания образования, формирование более глубоких знаний у обучающихся: о возможностях компьютерных технологий, о способах работы с ресурсами сети Интернет.
2. Умения и навыки применения компьютерных технологий в практической деятельности, посредством решения как учебных, так и профессиональных задач.
3. Упор на качество образования посредством использования ИК-технологий в образовательной деятельности.
4. Организация и проведение научных исследований при помощи информационных технологий с возможностью презентации результата исследования или апробации их как в Российских, так и в зарубежных образовательных организациях при помощи дистанционных конференций и т. п.


Таким образом, опираясь на проведенный анализ, представляется возможным выделить следующие виды задач информатизации образования:
Учебные задачи информатизация образования:
1) совершенствование информационной культуры всех участников образовательного процесса;
2) повышение качества подготовки молодых специалистов при помощи современных ИК-технологий;
3) повышение учебного, творческого, научного, интеллектуального компонентов образовательной деятельности;
4) применение информационных технологий обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;
5) применение информационных технологий при реализации дистанционного обучения.


Воспитательные задачи информатизации образования:
1) более продуктивное использование свободного времени обучающихся, которое соответствует требованиям социально-педагогических задач. Например, посещение виртуальных выставок, музеев, презентаций, участие в олимпиадах, конкурсах и т. п.;
2) совершенствование методик и форм воспитательной работы с использованием ИК-технологий;
3) использование современных средств информационных технологий для организации творческой и самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, можно сделать ввод об огромном влиянии современных информационных технологий на образовательный процесс. В каждом образовательном учреждении педагогами все больше и качественнее используются ИК-технологии в учебной, научной, методической, творческой и иной деятельности.


Список литературы

1. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.3 (110.3). - С. 23-26 [Электронный ресурс].
2. Калдыбаев С.К. О роли информатизации в системе образования / С.К. Калдыбаев, М.У. Касымалиев, А. Онгарбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №6-2. - С. 211-213 [Электронный ресурс].
3. Колосницына Н.Б. Информатизация в образовании: проблемы и перспективы // Пермский педагогический журнал, 2019. - №10 [Электронный ресурс].
4. Сакович С.И. Информатизация образования / С.И. Сакович, Я.В. Павлова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №11 [Электронный ресурс].

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.