На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Компетентностный подход в образовании: теория и практика
Компетентностный подход в образовании: теория и практика
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Щавелева Марина Борисовна канд. ист. наук, доцент ФГ АОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» г. Нижний Новгород, Нижегородская область


Ключевые слова: образование, трансформация, инновации, общепрофессиональные компетенции, универсальные компетенции.


Образование сегодня переживает процесс глубокой трансформации. Окружающий человека мир стал стремительным, быстро меняющимся, непредсказуемым, постоянно бросающим всё новые и новые вызовы и требующим незамедлительных ответов на них. В связи с этим к образованию, как одному из институтов целенаправленной социализации индивида, предъявляются новые требования.
О необходимости «применять инновационные подходы и вместе с тем - сохранить и использовать богатейший опыт российской системы образования» [1] много говорят и пишут на всех уровнях - от центрального до регионального и местного. Речь идёт прежде всего о формальной перестройке системы образования. Поэтапный отказ от Болонской системы,
возвращение к специалитету или сохранение бакалавриата и магистратуры по ряду специальностей, отказ от ЕГЭ - эти и другие вопросы вызвали активные дискуссии в преподавательском сообществе. Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев согласился с необходимостью дискуссии и пояснил: «Речь не идёт о возвращении к какому-то предшествующему состоянию, к советскому. Мы должны понять, какие задачи сегодня стоят перед системой образования и каковы перспективы развития экономики и социальной сферы, внешнеполитической ситуации, нашей безопасности. И адаптировать, как это всегда было в истории, нашу систему образования к этим вызовам и трендам» [2].
Широкое распространение и большую популярность в последнее время получил компетентностный подход в образовании. Современные образовательные стандарты диктуют требования к результатам освоения образовательных программ и нацеливают на формирование у выпускника универсальных и общепрофессиональных компетенций. К универсальным относятся: «системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов. командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, безопасность жизнедеятельности» [3] Универсальные навыки часто называют soft skills (гибкие, надпрофессиональные). Эти навыки не связаны с какой- то конкретной профессией, но необходимы всем. Именно они способствуют карьерному росту, обеспечивают эффективность в любой профессиональной сфере. Отсутствие soft skills зачастую мешает человеку реализовать свои профессиональные умения, знания.
С сожалением приходится констатировать, что вузы не уделяют должного внимания формированию универсальных компетенций учащихся, смещая акцент в образовательном процессе на профессиональные компетенции - hard skills, используемые в профессиональной деятельности. Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра или магистра, например, требует не только профессиональных знаний по специальности, но и ораторских навыков, умения аргументировать, отвечать на вопросы. Эти навыки часто не развиты, что существенно снижает итоговую оценку даже при качественном тексте ВКР.
Справедливости ради стоит отметить, что и многие педагоги ВУЗов не всегда успешно совмещают работу кабинетного учёного и написание научно-исследовательских работ с преподавательской деятельностью именно по причине отсутствия необходимых навыков коммуникации, ораторского мастерства, навыков взаимодействия с аудиторией, ведения переговоров, что снижает эффективность учебного процесса и негативно сказывается на его результатах.


Курсы «Развитие лидерского потенциала руководителя» и «Ведение переговоров» не первый год реализуются в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского и показали свою эффективность.


Курс «Ведение переговоров» [4] направлен на формирование универсальной (УК-4 - способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (-ых) языке (-ах)) и профессиональной (ПКР-10 - способность участвовать в подготовке и проведении переговоров на федеральном и региональном уровнях органов государственной власти) компетенций. В рамках данного курса студенты осваивают следующие блоки.
1. Основные характеристики переговорного процесса. Способы достижения договорённостей.
2. Подготовка и организация переговоров. Стратегии и тактики ведения переговоров.
3. Техника проведения деловой беседы. Психологические аспекты деловой беседы. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Паралингвистические аспекты успешной коммуникации.
4. Стили ведения переговоров. Активное слушание. Активное и пассивное слушание. Драмы общения. Слушание и понимание. Техники постановки вопросов: открытых, закрытых и альтернативных. Преимущества и недостатки каждой категории вопросов.
5. Техники малого разговора. Позитивные констатации, информирование, интересный рассказ. Понятие экспертной зоны: личная и деловая зоны. Типичные ошибки малого разговора: насильственное интервью, вырождение в большой разговор. Эффективная коммуникация.
6. Вербализация. Работа с возражениями. Повторение, перефразирование, интерпретация. Типичные ошибки вербализации и способы их преодоления. Приёмы, способствующие пониманию партнёра. Промежуточные приёмы.
7. Эмоциональное напряжение и техники его регуляции. Мифы стрессменеджмента. Режим «автопилота» и режим самодетерминации. Техники снижения эмоционального напряжения: проговаривание (вербализация) чувств своих и партнёра, подчёркивание значимости партнёра, подчёркивание обшцости с партнёром. Формулы вербализации чувств. Типичные ошибки вербализации.
Каждое занятие (блок) включает в себя теоретический раздел, психологические тесты и тренинговые упражнения, актуализирующие личный опыт обучающихся и позволяющие отработать полученные знания. Освоение теоретических знаний с последующим их практическим закреплением даёт хорошие результаты.


Курс «Развитие лидерского потенциала руководителя» [5] формирует следующие компетенции: УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; ПКР-1 - способность участвовать в проведении политических и избирательных кампаний и использовать знания о других видах политической мобилизации; ПКР- 11 - способность планировать, организовывать и реализовывать политические проекты и (или) участвовать в них; ПКО-1 - способность участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях, СМИ. Курс включает следующие разделы:
1. Научные концепции лидерства. Автократические и демократические лидеры.
2. Личностные аспекты лидерства. Личность и лидерство. Модель личности. Ценности и установки. Когнитивные различия. Роль харизмы. Негативные стороны харизмы. Эмоциональный интеллект. Стрессоустойчивость и жизнестойкость как факторы лидерского потенциала.
3. Лидер и группа. Развитие личностного потенциала.
4. Власть и влияние лидера. Лидерство как система фреймов.
5. Поддержание разнообразия. Разнообразие и лидерство. Необходимость организационного разнообразия.
6. Работа лидера с командой. Личная роль лидера команды.
7. Стратегическое лидерство. Образ будущего. Миссия. Формулировка стратегии.
8. Лидерство и инновации. Сопротивление изменениям, преодоление сопротивления.


Как и курс «Ведение переговоров», курс «Развитие лидерского потенциала» направлен на формирование универсальных компетенций, пожизненных навыков, необходимых не только тем, кто будет работать в сфере управления, но и всем, кто стремится улучшить свою коммуникацию, усовершенствовать навыки общения и взаимодействия с людьми, лидерские качества, построить карьеру в коммерческой или государственной сферах.
В целом компетентностный подход способствует обновлению содержания образовательного процесса, повышению конкурентоспособности будущих специалистов, укреплению связи образования с жизнью, с рынком труда.

Список литературы
1. Образ образования [Электронный ресурс].
2. Стало известно, какой хотят сделать новую российскую систему высшего образования [Электронный ресурс].
3. ФГОС ВО направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения» [Электронный ресурс].
4. Щавелева М.Б. Ведение переговоров / Электронно-управляемый курс [Электронный ресурс].
5. Щавелева М.Б. Развитие лидерского потенциала руководителя / Электронно-управляемый курс [Электронный ресурс]

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.