Стрельцова Татьяна Владимировна педагог-психолог МКОУ Таежнинская школа №20 п. Таёжный, Красноярский край аспирант ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность, условия формирования готовности, старшеклассники, компетенция.
Изучению профессионального самоопределения посвящено достаточно большое количество исследований. В работах, направленных на изучение профессионального самоопределения, независимо от взглядов исследователей на данный вопрос, подчеркивается то, что профессиональное самоопределение оказывает влияние на развитие личности, а также на всю ее жизнь в целом (В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьев., М.А. Васильева, С.М. Куницына, Т.М. Фещенко). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает тот факт, что одним из показателей эффективности образования является профессиональное самоопределение обучающихся, но несмотря на это в настоящее время недостаточно развиты методы, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся, что свидетельствует об актуальности данной проблемы. В современном мире проблема профессионального самоопределения является достаточно острой в связи с тем, что современный ритм жизни, быстрое развитие общества, появление новых профессий, способствует тому, что человек может и должен пробовать себя в различных профессиях на протяжении всей жизни. Следовательно, процесс профессионального самоопределения, а также его уточнение происходит на протяжении всего профессионального пути каждой личности. Исследователи подчеркивают тот факт, что мотивированный выбор профессии в школьные годы не означает завершенность процесса самоопределения, обосновывая данный феномен необходимостью практического опыта в выбранной профессии. Это свидетельствует о том, что процесс самоопределения длительный и неоднократный, следовательно, необходимо развивать у обучающихся компетентности, способствующие профессиональному самоопределению, так как они будут востребованы личностью на протяжении всего трудового пути (Т.Н. Долгушина, И.А. Левицкая, С.Н. Чистякова, С.Н. Юрьевич). Анализ литературы, а также практический опыт позволили прийти к выводу о том, что профессиональному самоопределению школьников уделяется недостаточно внимания. В большинстве случаев работа, направленная на профессиональное самоопределение, ведется не систематически, что не позволяет достигнуть желаемого результата (Е.А. Климов, Л.А. Савельева, Л.И. Савва, Л.Д. Фёдорова). Важно отметить, что подростковый и юношеский возраст с точки зрения профессионального развития личности как раз направлены на решение задач профессионального самоопределения, помощь в этой области вызывает интерес и пользуется спросом у школьников, что подтверждает значимость психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения. В литературе встречаются понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация», необходимо разграничить данные понятия. Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла, как в осваиваемой, так и в выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение этого смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональная ориентация - совокупность педагогических и психологических мер, а также комплекса информации, которые направленны на принятие обучающимся решения о его будущей профессии, а также выбора учебного заведения для овладения ей. Изучением профессионального самоопределения занимались многие исследователи (Е.И. Голохова, Э.Ф. Зеер, Е.Е. Климов, И.С. Кон, Л.В. Мальцева, П.С. Пряжников, Д. Сьюпер). Рассмотрим имеющиеся определения. Е.И. Голохова рассматривает профессиональное самоопределение как ориентацию на жизненные перспективы [9]. Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональное самоопределение как осознанное и самостоятельное согласование профессиональных и психологических возможностей с требованиями и содержанием профессиональной деятельности и социально-экономической ситуации в конкретный период [11]. П.С. Пряжников профессиональное самоопределение рассматривает как поиск и нахождение личностного смысла, как в осваиваемой, так и в выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение этого смысла в самом процессе самоопределения [8]. И.С. Кон в своих работах подчеркивает, что профессиональное самоопределении происходит с самого детства. На первом этапе ребёнок через игру «примеряет» на себя различные профессии, на втором этапе, которой происходит в подростковом возрасте, подросток представляет себя представителем той или иной профессии. На третьем этапе происходит предварительный выбор профессии, автор соотносит этот период со старшим подростковым возрастом, началом юности. На четвертом этапе происходит выбор профессии, исследователь соотносит этот этап с юностью [7]. Д. Сьюпер рассматривает профессиональное самоопределение с трех позиций. Первая позиция заключается в серии задач, ставящихся обществом перед личностью, которые она решает на протяжении какого-либо периода, другими словами, профессиональное самоопределение происходит исходя из запросов общества. Вторая позиция состоит в принятии решений, которые должны соотноситься как с предпочтениями и склонностями личности, так и с требованиями общественного разделения труда, то есть профессиональное самоопределение учитывает, как запросы личности, так и общества. Третья позиция заключается в рассмотрении профессионального самоопределения как индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, данный подход учитывает запросы личности [6]. Л.В. Мальцева в своем исследовании рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие и профессиональную типологию личности, влияние этих процессов друг на друга и выделение на их основе моделей формирования личности профессионала [7]. Необходимо отметить, что Е.А. Климов утверждает, что профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей жизни человека, а не заканчивается на этапе выбора профессии [5]. Ж.В. Чайкина занимаясь изучением процесса самоопределения в своей работе выделила такие этапы профессионального самоопределения: 1. Подготовительный, который заключается в формировании основ выбора профессии, которые включают в себя мотивацию обучающихся к профессиональному самоопределению, а также интерес к профессии. 2. Формирующий, заключающийся в формировании направленности на определенные группы профессий. 3. Заключительный, на котором происходит формирование профессионального самосознания. Профессиональное самосознание, по мнению исследователя, заключается в умении соотнести свои предпочтения и возможности с востребованностью профессии [10]. Необходимо отметить то, что на профессиональное самоопределение оказывает влияние профессиональная ориентация. Рассмотрим, в чем заключается профессиональная ориентация. Е.А. Климов определяет профессиональную ориентацию как выбор профессии, в результате которого личность выстраивает свой жизненный путь [5]. Профессиональная ориентация трактуется исследователями (М.А. Болдина, Е.В, Деева) как совокупность педагогических и психологических мер, а также комплекса информации, которые направленны на принятие обучающимся решения о его будущей профессии, а также выбора учебного заведения для овладения ей [1]. В психологическом словаре профессиональная ориентация трактуется как система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии, которая включает в себя мероприятия, позволяющие профессионально определиться и сделать выбор в соответствии со своими потребностями и способностями [2]. На процесс профессионального самоопределения оказывают влияние большое количество факторов, о чем свидетельствует наличие различных точек зрения на данный процесс, а также формулировок рассматриваемого понятия. Необходимо учитывать влияние профессионального самоопределения на жизнь личности, в связи с тем, что процесс профессионального самоопределения сложный. Профессиональное самоопределение рассматривалось еще в донаучный период. В донаучный период профессиональное самоопределение было связано с удовлетворением первичных потребностей. В научный период профессиональное самоопределение стало рассматриваться не только как труд, для удовлетворения первичных потребностей, стали еще учитываться способности и склонности личности. Рассмотрим современное состояние проблемы профессионального самоопределения школьников. Современные школьники испытывают значительные трудности при выборе профессии, которые возникают в результате недостаточной информированности о существующих профессиях, что приводит к выбору профессиональной деятельности случайным образом и оказывает влияние, как на развитие личности, так и на общество. Исследователи обращают внимание на тот факт, что в современном мире профессиональное самоопределение происходит после получения образования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что выбор профессии обучающимися происходит случайным образом. Случайный выбор профессиональной деятельности влечет за собой следующие последствия: 1) отсутствие возможности заниматься привлекательной для личности деятельностью; 2) трудности с трудоустройством; 3) отсутствие постоянного места работы [9]. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. в своем исследовании подчеркивают, что большинству обучающихся недоступны качественные услуги, направленные на профессиональное самоопределение, что вызвано отсутствием системы управления процессом профессионального самоопределения, которая включает в себя всех субъектов данного процесса: обучающихся, родителей, учителей, участников рынка труда. Помимо этого, исследователи отмечают, что работа, направленная на профессиональное самоопределение не приносит желаемых результатов в связи с тем, что носит необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, а также авторы обращают внимание на то, что профессиональным самоопределением занимаются многие участники системы образования, что снимает с них ответственность, снижает мотивацию к организации работы, направленной на профессиональное самоопределение обучающихся, а, следовательно, снижает ее эффективность [4]. Несмотря на имеющиеся сложности необходимо отметить, что на данный момент работа, направленная на профессиональное самоопределение, стала рассматриваться как сложное и многоплановое явление, а также обращается внимание на связь индивидуальных особенностей личности и профессионального самоопределения. Важно обратить внимание на то, что на современном этапе происходит накопление и обобщение опыта в этом направлении: разрабатываются новые технологии; предлагаются новые инструменты, направленные на оказании помощи школьникам в профессиональном самоопределении, такие как: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт, а также организационные формы: включение работы, направленной на профессиональное самоопределение в процесс освоения обучающимися учебных дисциплин; организация допрофессиональной подготовки; организация внеурочной деятельности, оказывающей помощь в профессиональном самоопределении; работа по индивидуальным планам; включение в факультативные и элективные курсы, конкурсы, выставки творческих работ учащихся [4]. Истомина В.В., Конышева Н.А. предлагают оказывать помощь школьникам в профессиональном самоопределении с помощью профессиональной навигации, которая заключается в профессиональных образовательных программах, способствующих определению личностью целей, способов и направления своей будущей профессиональной деятельности. Исследователи утверждают, что профессиональная навигация позволяет личности определить способ получения профессии, направления ее дальнейшего профессионального развития. Авторы считают, что профессиональная навигация позволит обучающимся профессионально самоопределиться, а также совершить свободный и осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда. Ученые предлагают организовать профессиональную навигацию с помощью интернет-страницы [3]. Анализ истории развития понятия профессиональное самоопределение позволило изучить рассматриваемое понятие с различных точек зрения, а также проследить процесс развития научного представления о профессиональном самоопределении. Помимо этого, необходимо отметить, что школьники испытывают трудности с профессиональным самоопределением, в связи с неразвитой в школе системой мер, направленных на профессиональное самоопределение, что свидетельствует о том, что необходима систематическая, целенаправленная деятельность педагога-психолога, ориентированная на помощь в профессиональном самоопределении школьников. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что условия формирования профессионального самоопределения старшеклассников как жизненной компетенции является недостаточно изученными, является перспективой нашей работы.
Список литературы 1. Болдина М.А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М.А. Болдина, Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №12 [Электронный ресурс]. 2. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Аст- рель, 2004. - 201 с. 3. Истомина В.В. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ / В.В. Истомина, Н.А. Конышева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №3 (23). - С. 91-97. 4. Касьянова Т.И. Сопровождение профессионального самоопределения школьника: взгляд учителя и родителя / Т.И. Касьянова, А.В. Мальцев, Д.В. Шкурин // Tempus et Memoria. - 2019. - Т. 14. №1/185. - С. 54-65. 5. Климов Е.А. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации / Е.А. Климов // Психологические основы профессиональной деятельности, 2007. - 680 с. 6. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с. 7. Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии / Л.В. Мальцева // Вестник Курганского государственного университета. - 2008. - №2 (12). 8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - 2008. - 184 с. 9. Семенова Л.А. Вхождение в профессию и некоторые социально-профессиональные ориентации молодежи // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология. - 2009. - №»1. - С. 41-49. 10. Чайкина Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования технической направленности / Ж.В. Чайкина // ЧиО. - 2011. - N°2 11. Шаповалова В.С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика / В.С. Шаповалова, И.В. Челышева. - Directmedia, 2018. Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.
|