На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Компетенция готовности к изменениям как жизненная компетенция: перспективы, изучение, развитие
Компетенция готовности к изменениям как жизненная компетенция: перспективы, изучение, развитие
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Уварова Ирина Анатольевна директор по персоналу ООО «Спутниковая связь» аспирант
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край

Ключевые слова: компетентность, компетенция «готовность к изменениям», способность, инновационная деятельность.


Постановка проблемы. Развитие современного общества в долгосрочной перспективе характеризуется рядом устойчивых глобальных тенденций - это и цифровизация всех аспектов деятельности человечества, и стремительный рост населения, и урбанизация, и загрязнение окружающей среды. Эти крупномасштабные тенденции определяют общий вектор развития современного общества. Высокая степень неопределенности и изменений в экономической, политической, социальной сферах с учетом стремительной цифровизации общества требует очень быстрых изменений не только профессиональных, но и личностных компетенций.
Чтобы быстро адаптироваться к происходящему необходимо не только уметь видеть эти изменения, но и быть к ним готовым, развивать такую компетенцию как «готовность к изменениям». С возрастом люди становятся более инертными, формируются свои индивидуальные способности и компетенции. Потребность меняться в соответствии с происходящими изменениями является сейчас жизненной необходимостью. Поэтому в нашей работе исследуются психолого-педагогические условия формирования компетенции «готовность к изменениям» для взрослого населения, а компетенция «готовность к изменениям» впервые рассматривается не как softskills, а как жизненная компетенция, метакомпетенция или экзистенциональная компетенция.
Теоретический анализ проблемы. Понятие «готовность» стало активно исследоваться в отечественной психологии и педагогике в 80-90-х гг. XX века, что привело к осознанию ряда проблем теоретического и прикладного характера.
В психологии понятие готовности возникло изначально в теории установки Д.Н. Узнадзе, который определял готовность как существенный признак установки. Установка по Узнадзе означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении и возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой. Как установку готовность рассматривают С.Л. Рубинштейн, У. Томас, С. Занецкий, Г. Олпорт, М. Рокич. Установка - неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, основанное на его предыдущем опыте и предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Она не проявляет себя в сознании, но направляет деятельность сознания, связанную с удовлетворением тех или иных человеческих потребностей [12].
Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов рассматривают готовность в контексте деятельностного подхода как условие или способность к успешной деятельности [3]. У Б.Г. Ананьева есть понятие проявления способностей, которое основано на осознанном решении индивида к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни в виде проявившихся способностей [1]. В.А. Крутецкий предлагал называть готовностью все свойства личности [8].
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют готовность в контексте личностного подхода как настрой личности на определенное поведение, установку на активные действия, приспособление личности для успешных действий, в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности [5].
А.Л. Журавлев рассматривает готовность в инновационном подходе как важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению [7].
Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.И. Пуни и другие объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, через общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей, направленность личности на выполнение определенных действий. Я.Л. Коломинский изучал готовность как определенный уровень развития личности [4].
В работе Р.Д. Санжаевой, психологическая готовность к деятельности рассматривается как устойчивая характеристика личности, выражающая ее стремление преодолеть трудности в достижении профессиональной цели на основе приобретенных умений и навыков. Санжаева рассматривает психологическую готовность как сложное динамическое образование. Готовность является взаимодействием двух основных его характеристик: как эмоционального, психического состояния и психологической характеристики личности, которые проявляются в их сбалансированности одного с другим. Именно единство аффективного, эмоционального начала, когнитивных образований, убеждений и поведенческих актов в
виде навыков, устойчивых реакций являются выражением сформированное™ психологической готовности человека к определенной деятельно-
ктура психологической готовности представляет собой функциональное многоуровневое образование, включающее мотивационный, ориентационный, операционный, оценочный, регулятивный компоненты, которые транформируются в зависимости от уровней готовности, особенностей деятельности и т. д. Развитие основных компонентов структуры психологической готовности диагностирует уровни ее готовности.
В определении психологической готовности обнаруживаются некоторые различия, обусловленные, во-первых, особенностями самой профессиональной деятельности, относительно которой она возникает, а во-вторых, различными подходами исследователей в понимании ее сущности, одни из которых придерживаются личностного подхода (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, А.Ц. Пуни, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.), другие - функционального (А.А. Ухтомский, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Г.М. Гагаева и др.), а третьи - понимают её как установку (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, У. Томас, С. Знанецкий, Г. Олпорт, М. Рокич и др.) [2].
Интегративный подход, предложенный М.И. Фаерманом, заслуживает особого внимания. Готовность встраивается в процесс изменения на личностном, групповом и системном уровнях и представляется в виде одного из элементов цикла или разворачивающихся во времени и психической реальности этапов. В соответствии с данными рассуждениями ученый предлагает рассматривать понятие «готовность к изменениям» (или психологическую готовность) как сложный комплексный конструкт, возникающий на определенном этапе психологического процесса изменений. С позиции интегративного процесса, готовность к изменениям - это категория субъективной психологической реальности, и представляет активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий [13].
У О.В. Маховой готовность становится определяющим основанием для приобретения не просто знаний, не просто умственного или интеллектуального развития личности, а становится фундаментом для формирования осознанного отношения к выполнению деятельности, но и выработки опыта познавательной деятельности, которая отражает способности личности в непосредственной практической направленности. Она представляет готовность в виде конструкта «готовность - способность - компетенция» [9].
Таким образом, на основании анализа научной литературы мы можем заключить, что готовность к изменениям - это категория субъективной психологической реальности, она представляет активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий.
Готовность к изменениям является, с одной стороны, последствием или результатом ориентировочного поискового волевого поведения - поведения, ведущего к активации ресурсов, расширению мотивационной структуры, энергетическому богатству, и не всегда способствующему из- за своей ограниченности желаемым изменениям. С другой стороны, является толчком или причиной осознания и поведения, ведущих к эффективным изменениям в субъективной и объективной реальностях человека, т.е. свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению. 
Это позволило нам предположить, что компетенция готовность к изменениям является жизненной компетенцией, метакомпетенцией или экзистенциальной компетенцией, которую можно универсально применять на протяжении всей своей жизни и в различных контекстах. Экзистенциальные навыки включают способность ставить цели и достигать их - сила воли, самосознание - способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), осознанности, способность учиться - саморазвитие.
0. Ю. Савина даёт следующее определение экзистенциальной компетенции: «Это совокупность индивидуальных особенностей человека, его качеств характера, мнений о себе и окружающей его действительности, стремление к взаимодействию в социуме. Данная компетенция обуславливается не только комплектом определённых качеств и характеристик человека, но также включает факторы, которые являются результатом воспитания, и может модифицироваться» [10].
Нами было сформулировано определение компетенции «готовность к изменениям». Г отовность к изменениям - это умение принимать и инициировать изменения, видеть в них новые возможности, легко и быстро адаптироваться и продолжать эффективно работать в условиях неопределенности, своевременно и результативно внедрять изменения в свою жизнедеятельность, постоянно развиваться, осваивать и внедрять новые знания и технологии, быть открытым к восприятию мнений и предложений, умение решать проблемы в ситуации неопределенности.


В структуре компетенции «готовность к изменениям» мы выделяем следующие компоненты.
1. Ценностно-мотивационный - стремление к новизне и изменениям, самостоятельности мышления и выбора способов действия, к творчеству и исследовательской активности.
2. Когнитивный - общая (когнитивная) гибкость в мышлении, стремление и интерес к новому, адаптивность к переменам, способность находить новые способы действия, принимать решения самостоятельно, опираясь на факты.
3. Эмоционально-волевой - общая удовлетворенность собой и своей жизненной ситуацией, способность к самоконтролю, социальная терпимость, способность принимать людей такими, какие они есть, толерантность к стрессу и неопределенности, отсутствие тревоги.
4. Поведенческий - общая (когнитивная) гибкость в поведении, адаптивность, ориентация на достижение самостоятельно определяемых целей с использованием нестандартных способов решения, независимость и самодостаточность.
5. Рефлексивный - готовность к риску, склонность к самоанализу, рефлексия.
Мы определили, какие содержательные характеристики будем исследовать в каждом компоненте и методы исследования (табл. 1).
Таким образом, на основании анализа научных исследований по проблеме можно понимать под компетенцией «готовность к изменениям» умение принимать и инициировать изменения, видеть в них новые возможности, легко и быстро адаптироваться и продолжать эффективно работать в условиях неопределенности, своевременно и результативно внедрять изменения в свою жизнедеятельность, постоянно развиваться, осваивать и внедрять новые знания и технологии, быть открытым к восприятию мнений и предложений, умение решать проблемы в ситуации неопределенности.


Компоненты компетенции «готовность к изменениям»


Таблица 1

 

Компоненты компетенции «готовность к изменениям»

№ п/п

Ценностно
мотивационный

Когнитивный

Эмоционально
волевой

Поведенческий

Рефлексивный

Содержательная
характеристика

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

Система знаний, содержащая: метазнания, характеризующие миропонимание окружающей человека природной и социальной среды, осознания себя в ней, целостного восприятия картины мира

Способность контролировать, поддерживать, регулировать различные эмоциональноволевые состояния. Включает две сферы: внутренняя - регуляция
собственных эмоций и внешняя - понимание эмоций окружающих и воздействие на них

Действия, которые предпринимает человек, исходя из системы
представлений о себе, других людях, мире в целом

Проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, склонность к самоанализу

Методы
диагностики

Калифорнийский личностный опросник CPI, Ценностный опросник Ш. Шварца и У. Билски

Калифорнийский личностный опросник CPI

Калифорнийский личностный опросник CPI, Шкала толерантности к неопределенности Мак-Лейна

Калифорнийский личностный опросник CPI, Экспертная оценка
(собеседование)

Опросник толерантности- интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, Опросник рефлексивности Карпова


Изучение компетенции готовность к изменениям возможно на основе выделенных компонентов, таких как ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный.
Полученные в ходе исследования результаты станут основой для создания психолого-педагогических условий формирования компетенции «готовность к изменениям».


Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
2. Боленко Ю.В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста / Ю.В. Боленко // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства Внутренних Дел России. - 2012. - №1 (60) [Электронный ресурс].
3. Брынза И.В. Г отовность к изменениям как психологический ресурс личности в достижении благополучия / И.В. Брынза // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. - 2015. III (31), Issue: 61.
4. Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания / Ю.А. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №>4 (52).
5. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2001. - 383 с.
6. Жуков Г.Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход / Г.Н. Жуков // Образование и наука. - 2000. - №3 (5).
7. Журавлев А.Л. Личность профессионала в современном мире / А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 942 с.
8. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с. [Электронный ресурс].
9. Махова О.В. От готовности к компетенции / О.В. Махова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - №7. - С. 186-188.
10. Савина О.Ю. Основы лингводидактики. Средства контроля уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции / О.Ю. Савина. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. - 26 с.
11. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. ... д-ра психол. наук / Р.Д. Санжаева. - Новосибирск, 1997. - 347 с. [Электронный ресурс].
12. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001 [Электронный ресурс].
13. Фаерман М.И. Психологическое сопровождение инновационной деятельности организации: методические указания / М.И. Фаерман. - Ярославль: ЯрГу, 2008. - 76 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.