На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние темперамента на познавательную активность младших школьников
Влияние темперамента на познавательную активность младших школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Козлов Иван Михайлович режиссер МКУК «Архангельский центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» с. Архангельское, Тульская область
студент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: темперамент, познавательная активность, младший школьник, начальная школа, типы темперамента.


Успешность и эффективность учебной деятельности как учеников в целом, так и младших школьников в частности зависит от множества факторов, важнейшим из которых является познавательная активность, ее формирование и развитие. От того, насколько сильно будет проявляться познавательная активность, зависит степень восприятия передаваемого педагогами материала младшим школьником.
В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [3, с. 11].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [8, с. 17].
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
В целом педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Познавательную активность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [4, с. 126].
И. С. Морозова и И. С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [5, с. 163].
На формирование, становление и развитие познавательной активности влияет множество факторов, самым важным из которых являются динамические свойства нервной системы индивида - младшего школьника, в частности - темперамент.
Согласно Большому психологическому словарю темперамент - это «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения» [7].
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении он поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.
Именно на основании исследований И. П. Павлова были выделены ныне существующие свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций, экспрессивность и энергичность движений, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Вместе с тем свойства темперамента. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы [2, с. 204].
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности [6].
Таким образом, темперамент, являясь динамическим свойством психических процессов и отражением некоторых аспектов действия нервной системы человека, оказывает влияние на протекание учебной деятельности в большинстве ее аспектов, в том числе, и на познавательную активность младших школьников.
Для того чтобы понять, как именно влияет темперамент на формирование познавательной активности, необходимо проанализировать поведенческие аспекты каждого из четырех типов темперамента, а именно - характерологические особенности и поведение во время учебной деятельности (таблица 1).


Таблица 1

Тип

Характерологические
особенности

Поведение во время учебной деятельности

Сангвиник

  1. высокая подвижность;
  2. высокая адаптивность;
  3. недостаточная настойчивость.
  4. деятелен при наличии интересного дела;
  5. тяготится однообразием;
  6. малая склонность к самоуглублению;
  7. отсутствует усидчивость

Очень живой, непоседливый, впечатлителен, легко увлекается. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная

Флегматик

  1. ровен в отношениях;
  2. в меру общителен;
  3. отличается высокой работоспособностью;
  4. инертность;
  5. малоподвижность;
  6. требует времени для сосредоточения внимания

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает лишь самые необходимые действия

Холерик

  1. высокая активность;
  2. энергичность;
  3. быстро уясняет обстановку;
  4. цикличность в работе, переживаниях, настроениях;
  5. вспыльчивость;
  6. резкость в отношениях;
  7. неустойчивость в поведении

Очень активен. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Не сдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать

Меланхолик

  1. высокая чувствительность;
  2. тонкая восприимчивость;
  3. исполнительный работник;
  4. пониженная активность;
  5. низкая работоспособность в неблагоприятных условиях

Настроение меняется от очень незначительных причин. Отвечает медленно, неуверенно. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность позволяет ему добиться больших успехов. Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей


Как видно из представленной таблицы, каждый тип темперамента обладает своими чертами, влияющими на протекание учебной деятельности, а следовательно, и на формирование познавательной активности.
Так, сангвиника легко заинтересовать новой информацией, но удержать его внимание сложно. Для этого потребуется все новые и новые дозы информации, дабы его интерес не ослабевал. Плюсом идет полноценная эмоциональная включенность, а также быстрая усваиваемость информации за счет повышенного баланса в процессах возбуждения и торможения, а также легкости включения нервной системы и ее раскачка.
В отличие от сангвиника, познавательная активность флегматика всегда находится на низком уровне за счет малой эмоциональности и слабости процессов возбуждения и торможения. Но при этом, в моментах, где сангвиник заинтересуется, а после потеряет интерес, флегматики проявляют интерес надолго, тем самым проявляя успехи в интересующей их области.
Холерики и меланхолики, по сути своей являясь антиподами, познавательную активность проявляют не всегда. И если холерика можно заинтересовать, «сыграв» на процессе возбуждения, то меланхолик познавательную активность проявляет лишь в тогда, когда чувствует себя в комфорте и безопасности. При этом, практически отсутствующие процессы возбуждения не позволяют меланхолику довести дело до конца, в отличии от холериков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, являясь динамическим свойством психики индивида, темперамент оказывает большое влияние на формирование и развитие познавательной активности младших школьников, влияя впоследствии на протекание учебной деятельности.


Список литературы
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001 - 560 с.
2. Каменская В.Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека / В. Г Каменская, Е.Е. Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - №1. - С. 202-209.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи- ров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
4. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. №1. - С. 125-129.
5. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
6. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2001. - 976 с.
7. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 490 с.
8. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.