Козлов Иван Михайлович режиссер МКУК «Архангельский центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания» с. Архангельское, Тульская область студент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
Ключевые слова: темперамент, познавательная активность, младший школьник, начальная школа, типы темперамента.
Успешность и эффективность учебной деятельности как учеников в целом, так и младших школьников в частности зависит от множества факторов, важнейшим из которых является познавательная активность, ее формирование и развитие. От того, насколько сильно будет проявляться познавательная активность, зависит степень восприятия передаваемого педагогами материала младшим школьником. В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [3, с. 11]. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [8, с. 17]. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. В целом педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Познавательную активность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [4, с. 126]. И. С. Морозова и И. С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный [5, с. 163]. На формирование, становление и развитие познавательной активности влияет множество факторов, самым важным из которых являются динамические свойства нервной системы индивида - младшего школьника, в частности - темперамент. Согласно Большому психологическому словарю темперамент - это «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения» [7]. Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении он поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Именно на основании исследований И. П. Павлова были выделены ныне существующие свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций, экспрессивность и энергичность движений, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Вместе с тем свойства темперамента. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы [2, с. 204]. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности [6]. Таким образом, темперамент, являясь динамическим свойством психических процессов и отражением некоторых аспектов действия нервной системы человека, оказывает влияние на протекание учебной деятельности в большинстве ее аспектов, в том числе, и на познавательную активность младших школьников. Для того чтобы понять, как именно влияет темперамент на формирование познавательной активности, необходимо проанализировать поведенческие аспекты каждого из четырех типов темперамента, а именно - характерологические особенности и поведение во время учебной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Тип
|
Характерологические особенности
|
Поведение во время учебной деятельности
|
Сангвиник
|
- высокая подвижность;
- высокая адаптивность;
- недостаточная настойчивость.
- деятелен при наличии интересного дела;
- тяготится однообразием;
- малая склонность к самоуглублению;
- отсутствует усидчивость
|
Очень живой, непоседливый, впечатлителен, легко увлекается. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная
|
Флегматик
|
- ровен в отношениях;
- в меру общителен;
- отличается высокой работоспособностью;
- инертность;
- малоподвижность;
- требует времени для сосредоточения внимания
|
Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает лишь самые необходимые действия
|
Холерик
|
- высокая активность;
- энергичность;
- быстро уясняет обстановку;
- цикличность в работе, переживаниях, настроениях;
- вспыльчивость;
- резкость в отношениях;
- неустойчивость в поведении
|
Очень активен. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Не сдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать
|
Меланхолик
|
- высокая чувствительность;
- тонкая восприимчивость;
- исполнительный работник;
- пониженная активность;
- низкая работоспособность в неблагоприятных условиях
|
Настроение меняется от очень незначительных причин. Отвечает медленно, неуверенно. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность позволяет ему добиться больших успехов. Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей
|
Как видно из представленной таблицы, каждый тип темперамента обладает своими чертами, влияющими на протекание учебной деятельности, а следовательно, и на формирование познавательной активности. Так, сангвиника легко заинтересовать новой информацией, но удержать его внимание сложно. Для этого потребуется все новые и новые дозы информации, дабы его интерес не ослабевал. Плюсом идет полноценная эмоциональная включенность, а также быстрая усваиваемость информации за счет повышенного баланса в процессах возбуждения и торможения, а также легкости включения нервной системы и ее раскачка. В отличие от сангвиника, познавательная активность флегматика всегда находится на низком уровне за счет малой эмоциональности и слабости процессов возбуждения и торможения. Но при этом, в моментах, где сангвиник заинтересуется, а после потеряет интерес, флегматики проявляют интерес надолго, тем самым проявляя успехи в интересующей их области. Холерики и меланхолики, по сути своей являясь антиподами, познавательную активность проявляют не всегда. И если холерика можно заинтересовать, «сыграв» на процессе возбуждения, то меланхолик познавательную активность проявляет лишь в тогда, когда чувствует себя в комфорте и безопасности. При этом, практически отсутствующие процессы возбуждения не позволяют меланхолику довести дело до конца, в отличии от холериков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, являясь динамическим свойством психики индивида, темперамент оказывает большое влияние на формирование и развитие познавательной активности младших школьников, влияя впоследствии на протекание учебной деятельности.
Список литературы 1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001 - 560 с. 2. Каменская В.Г. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека / В. Г Каменская, Е.Е. Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - №1. - С. 202-209. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи- ров. - М.: Академия, 2001. - 176 с. 4. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. №1. - С. 125-129. 5. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165. 6. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2001. - 976 с. 7. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 490 с. 8. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с. Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.
|