Чернова Анастасия Александровна, Маркелова Анастасия Сергеевна Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону Одной из актуальных проблем на сегодняшний день остается проблема развития познавательной активности и мотивации школьников. Многие ученые психологи изучали эти характеристики и посвящали свои работы (Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М. А. Данилов, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова и др.). Наибольшее внимание следует уделять развитию познавательной активности именно в младшем школьном возрасте, так как от решения этой проблемы в данном возрасте зависит эффективность обучения на следующих этапах образования. Следует так же отметить, что учитель не может развить эти характеристики у ребенка специально. Именно сам школьник может повысить и раскрыть эти стремления в себе, а учитель должен способствовать этому процессу и создавать условия для реализации его способностей и возможностей, организовывать соответствующим образом образовательный процесс, проводить занятия в различных видах деятельности. Так же, у ребенка следует формировать мотивы, потребности учебной, познавательной деятельности.
Необходимость обращения психологов к теме познавательной активности и мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена неоднозначностью социальной ситуации развития субъекта познания. С одной стороны, у школьника расширяются познавательные возможности, с другой, это ведет к информационному перенасыщению, такой диссонанс может привести к эмоционально-мотивационной неустойчивости человека. В отечественной психологии познавательная активность широко используется многими авторами. В своей работе М. А. Кирилина определяет познавательную активность как действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания [1]. В свою очередь И.В. Метельский определяет познавательный интерес как активную познавательную направленность, которая вязана с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания [1]. Познавательную активность как качество деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением на основе нравственно-волевых усилий к достижению учебно-познавательной цели Т.И. Шамова [4]. Таким образом, нет единого мнения относительно феномена познавательной активности. Данное понятие трактуется: как состояние готовности к познавательной деятельности, как качество умственной деятельности, как свойство личности. Анализ научной литературы показывает, что изучение познавательной активности велась авторами в разных направлениях. Мотивационная составляющая познавательной активности является предметом изучения Л.И. Божович, М.А. Данилова, В.С. Ильна, Т.И. Шамовой и др. На различных этапах познавательной активности изучалось становление психических новообазований: целей, мотивов (О.К. Тихомиров), способностей (Н.С. Лейтес), мотивов и интересов (Л.И. Божович, Т.И. Шамова). Цель исследования - изучение особенностей познавательной активности и мотивации младших школьников. Объектом нашего исследования выступили младшие школьники в возрасте от 6,6 до 8 лет. Предмет исследования: познавательная активность и мотивация младших школьников. Гипотеза: существуют значимые различия в познавательной активности и мотивации у младших школьников с разным опытом познавательно-исследовательской деятельности. Методики, использованные в исследовании: анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова); опросник изучения познавательной активности учащихся (Б.К. Пашнев); методика лесенка побуждений «Зачем я учусь» (А.И. Божович, И.К. Маркова); методика «палитра интересов». В исследовании приняли участие школьники двух групп: первая группа - дети, имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности участвующие в проекте Университетские начальные классы ЮФУ, вторая группа - дети, не имеющие опыта проектно-исследовательской деятельности. Нами была проведена диагностика и сравнение детей двух групп на уровень познавательной активности и мотивации. По результатам исследования познавательной активности были выявлены дети с высокой, средней и низкой познавательно активностью в обеих группах. В первой группе высокие результаты получили 23 % детей, средние - 62,5 % и низкие - 14,5 %. Во второй группе высокие результаты получили 24 % детей, средние - 46,6 % и низкие - 29,4 % детей. Значимых различий не выявлено. Однако существует тенденция к более высоким результатам все же в первой группе. Младшие школьники, включенные в проектно-исследовательскую деятельность, поддерживают свою познавательную активность на высоком и среднем уровне. С помощью методики «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) удалось выявить относительную выраженность мотивов учения. Результаты диагностики показали, что группе младших школьников, имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, на первом месте стоят познавательные мотивы - 65,6 % испытуемых, социальные мотивы - 34,4 % испытуемых. У младших школьников не включенных в проектно-исследовательскую деятельность у 50 % испытуемых на первом месте познавательные мотивы и у 50 % - социальные мотивы. Также были изучена выраженность мотивов учения у респондентов двух групп, имеющих разный уровень познавательной активности. Младшие школьники с низкой и средней познавательной активностью чаще ставили на первое место познавательные мотивы. Дети с высоким уровнем познавательной активности, в отличие от предыдущих групп, чаще ставили на первое место социальные мотивы. При этом, наблюдалось равное количество испытуемых с гармоничным сочетанием познавательных и социальных мотивов и с доминированием познавательных мотивов. В целом, следует отметить, что большинство детей склонны выбирать познавательные мотивы. Младшие школьники, не имеющие опыта проектно-исследовательской деятельности и с низкой познавательной активностью чаще ставили на первое место познавательные мотивы. В то время как испытуемые данной группы со средней и высокой познавательной активностью чаще ставили на первое место социальные мотивы. Так же следует отметить, что у большинства детей с разным уровнем познавательной активности присутствует доминирование социальных мотивов. Гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов и доминирование познавательных мотивов присутствует в этой группе в меньшей степени. В результате оценки уровня школьной мотивации по анкете Н. Луска- новой, были выявлены дети с высокой, средней, низкой и очень низкой школьной мотивацией. В группе младших школьников, имеющих опыт проектно-исследовательской деятельности, высокие результаты получили 28,1 % испытуемых, средние - 46,9 %, низкие и очень низкие - по 12,5 % детей. Во второй группе высокие результаты получили 11,5 % респондентов, средние - 61,5 %, низкие - 9,2 % и очень низкие - 7,8 % детей. Важно отметить, что в обеих группах младшие школьники с очень низкой школьной мотивацией на первое место ставили именно познавательные мотивы, при низком и среднем уровне их познавательной активности. Испытуемые с низким уровнем школьной мотивации на первое место в основном ставили социальные мотивы. Уровень их познавательной активности так же средний и низкий. Группа детей со средним уровнем школьной мотивации на первое место ставили познавательные мотивы. Уровень их познавательной активности средний. И группа детей с высоким уровнем школьной мотивации на первое место ставили познавательные мотивы. Уровень их познавательной активности средний и высокий. Так же была проведена методика, направленная на изучение направленности интересов младших школьников данных классов. Было выявлено, что дети склонны проявлять интерес к таким сферам как «Физкультура и спорт» (30 %) и «Природа и естествознание» (20 %). Следует отметить, у большинства младших школьников интересы мало дифференцированы и не устойчивы. Были выявлены дети с высокой, средней и низкой дифференцированностью интересов. В первой группе высокие результаты получили 42,9 % детей, средние - 39,3 % и низкие - 17,8 % детей. Что свидетельствует о том, что ранняя профориентация и включение детей с начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность, помогает им лучше понять сферу своих интересов. Во второй группе высокие результаты получили 20 % детей, средние - 50,5 %, низкие - 29,5 %. Таким образом, все полученные результаты показывают, что младшие школьники, имеющие опыт проектно-исследовательской деятельности, более склонны к выбору познавательных интересов. У большинства испытуемых первой группы наблюдается гармоничное сочетание познавательных и социальных мотивов или доминирование познавательных мотивов. Школьная мотивация хорошо выражена, сфера интересов дифференцирована. Можем сделать вывод, что включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность способствует повышению познавательной активности, мотивации к обучению, а также выраженность познавательных мотивов учения.
Библиография:
1. Кирилина М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. 2. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., пере- раб. - СПб.: Питер, 2009. - 304. 3. ЧесноковаЛ.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов / Л.В. Чеснокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. 4. Чучуева М.А. Сущностно-содержательная характеристика развития познавательной активности младших школьников / М.А. Чучуева // Транспортное дело России. - 2011.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с. |