На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
Особенности развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье определено понятие «межличностные отношения». Проанализирована исследуемая проблема взаимодействия младших школьников. Описаны особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Обозначена значимость взаимоотношений между сверстниками.


Ключевые слова: межличностные отношения, сверстники, младший школьный возраст, личность, особенности взаимодействия.


Проблема формирования межличностных отношений детей начальных классов до сих пор является актуальной, ведь младший школьный возраст - это уже более осмысленное становление личности, нравственных качеств ребенка, умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками.
Проблемой межличностных отношений младших школьников занимались такие ученые как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др. [1; 3]. Исследователи указывали на то, что развитие социальных чувств, эмоциональным благоприятным состоянием, удовлетворенности пребывания ребенка в референтной группе напрямую зависит от типа взаимоотношений в коллективе. Другими словами, чтобы вырастить здоровую личность, необходимо поддерживать благоприятную окружающую атмосферу, что также способствует развитию положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Межличностные отношения, в трактовке Я. Л. Коломинского, это «субъективно-внутренние переживаемые взаимосвязи между людьми, которые внешне проявляются в различных формах взаимовлияний, реализуемых субъектами в процессе совместной деятельности и непосредственного общения» [3, с. 179].
Межличностные отношения младшего школьного возраста имеют свои особенности [4].
1. Эмоциональное отношение к сверстникам. По мере эмоционального вовлечения взаимодействия ребенка с одноклассниками разделяют на товарищеское и приятельское. Товарищеское - характеризуется менее эмоциональным общением, обычно происходит в классе, и именно со сверстникам идентичного пола. Приятельское - осуществляется внутри класса, за его пределами и вне школы, но также с идентичными по половой принадлежности.
2. Динамичные межличностные связи. Межличностные отношения на данном возрастном этапе имеют неустойчивый характер. Периодически можно наблюдать отношения либо между двумя детьми, либо внутри группы.
3. Мотивы общения. У многих детей данного возраста общение со сверстниками строится на школьных интересах (любимый урок, будущая профессия, выполнение домашнего задания и пр.). Лишь к концу младшей школы могут возникнуть группы по общности интересов, не связанных с учебной деятельностью.
4. Конформизм. С 1 по 3 класс лидерство носит одиночный характер. К 4-му класса усиливается конформизм (подчинение целям группы) и лидерство приобретает расширенную модель, причем каждая из образованных групп имеет своих лидеров.
С целью оценки особенностей межличностных отношений детей младшего школьного возраста нами была проведена диагностика.
Эмпирическое исследование проходило на базе Центра образования №4 города Донского. Для исследования была выбрана группа из 15 младших школьников. Средний возраст детей - 10-11 лет.
Сводная характеристика диагностической программы представлена в таблице 1.
Таблица 1


п/п

Название методики

Цель

1

«Социометрия»

Выявление структуры межличностных отношений в классе, статусного положения

2

Методика «Коммуникативные и организаторские способности»
(КОС)

Оценка уровня коммуникативных и организаторских способностей

3

Тест «Диагностика лидерских способностей»

Оценка способности быть лидером

4

Методика «Психологический климат классного коллектива»

Определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому


Таким образом, нами были получены следующие результаты:
Методика «Социометрия» Дж. Морено позволила выявить, что в классе есть звезда - Сережа П. (7%), 4 человека (26%) имеют статус предпочитаемых, принятых в классе 7 обучающихся (47%), пренебрегаемых 2 респондента (13%). Статус изолированный выявлен у 1 человека - Даниил Е. (7%) респондентов, имеющих статус отвергаемый выявлено не было. Групповая сплоченность класса низкая. В основном ученики класса объединены в пары и в жизни других своих одноклассников не участвуют. Испытуемые не поддерживают друг друга, не готовы прийти на помощь.
По методике «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) В.В. Синявского, В. А. Федорошина диагностировано, что у 2-х испытуемых (13%) проявление коммуникативных и организаторских способностей имеет низкий уровень. Уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей ниже среднего был обнаружен у 5-ти участников эксперимента (35%). У 4-ых испытуемых был выявлен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей (26%). 4-м участникам эксперимента (26%) присущ высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей среди участников эксперимента не выявлен.
Результаты диагностики по методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого - у 13% испытуемых лидерские способности выражены слабо. У 67% обследуемых лидерские способности выражены средне. Для 20% испытуемых характерно сильное проявление лидерских качеств. Лидеров, склонных к диктату не было выявлено.
Анализ результатов по методике «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева показал, что 8 человек (54%) не испытывают интереса к своим одноклассникам. Средние баллы по методике поставили 5 человек (33%), что свидетельствует о благоприятном психологическом климате. Волнуют успехи и неудачи своих одноклассников только 2 человека (13%).
Таким образом, проведя диагностику, установили, что у большинства младших школьников недостаточный уровень сформированности межличностных отношений. Исследуемый психологический феномен на данном возрастном этапе зависит от многих факторов: взаимная симпатия, общность интересов, идентичные половые признаки, внешние жизненные обстоятельства. Все перечисленное оказывает глубокое влияние на взаимоотношения ребенка со сверстниками, их значимость.


Список литературы

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн. 1: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 256 с.
2. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 2012. - С. 179.
3. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 512 с.
4. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / С.А. Смирнов; под ред. С А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М., 2000. - 512 с.
5. Жиенбаева Н.Б. Роль межличностных отношений в психологическом развитии млад
шего школьника [Текст] / Н.Б. Жиенбаева, А.К. Тугулбаева // Молодой ученый. - 2018. - №11 (197). - С. 119-121
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.