На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формы работы с младшими школьниками по предупреждению и разрешению детских конфликтов
Формы работы с младшими школьниками по предупреждению и разрешению детских конфликтов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Полякова Анастасия Сергеевна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности личности четвероклассника, которые могут являться предпосылками возникновения межличностных конфликтов в классном коллективе. На основе результатов исследования была выявлена необходимость в разработке программы первичной социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов, направленной на формирование у четвероклассников навыков социального взаимодействия в коллективе.


Ключевые слова: межличностный конфликт, индивидуально-психологические особенности четвероклассника.


В настоящее время проблема межличностных конфликтов четвероклассников приобретает все большую остроту в современной школе, так как несформировавшиеся межличностные отношения негативно влияют на удовлетворение базовых потребностей четвероклассника: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью.
На данном возрастном этапе у младшего школьника параллельно с овладением учебной деятельностью, можно наблюдать не менее важный процесс, - процесс усвоения социального опыта через складывающиеся межличностные отношения с одноклассниками и учителем.
Под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение взаимодействующих субъектов на базе возникших противоречий в облике противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации [3]. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов отмечали, что в младшем школьном возрасте предпосылками возникновения межличностных конфликтов могут являться индивидуально-психологические особенности личности: конфликтность и слабая саморегуляция детьми своих эмоций и чувств [1].
Агрессивность четвероклассника, внутренняя противоречивость, склонность принимать крайние позиции и точки зрения могут свидетельствовать о приближении кризиса раннего подросткового возраста, и влияют на возникновение у школьника трудностей во взаимоотношениях с одноклассниками [2].
Исследование по данной проблеме проходило на базе МБОУ «Центр образования №8» г. Тулы. В исследовании приняли участие ученики четвёртого класса в количестве 26 человек, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Возраст тестируемых - 10-11лет.
Диагностическая программа включала следующие методики: анкета для определения причин и особенностей межличностных конфликтов; анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» (Т.В. Безродных), графическая методика «Кактус»
М.А. Панфиловой, анкета для классного руководителя «Критерии агрессивного ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), опросник «Мой класс» Ю.З. Гильбух.
Анализ диагностической программы показал, что у большинства четвероклассников (89% испытуемых) были выявлены низкие и средние показатели конфликтного поведения, чаще всего конфликты возникают из- за расхождения во мнениях учеников. В данной подгруппе 42% четвероклассников склонны избегать конфликты, путем уклонения от спора, прекращения общения с оппонентом конфликтной ситуации. Также были выявлены ученики с высокими показателями конфликтного поведения и низкими показателями сформированности представлений о нормах межличностных взаимодействий (11% испытуемых). Ученики данной подгруппы в конфликте склонны использовать оскорбления, в некоторых случая применять физическую силу, чтобы доказать свою правоту, в спорах могут проявлять агрессивность и импульсивность, такие дети имеют трудности в построении дружеских отношений со сверстниками.
Полученные в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы данные легли в основу разработанной нами программы первичной социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов четвероклассников.
Целью данной программы является развитие навыков социального взаимодействия с группой и формирование умения конструктивного разрешения возникающих противоречий. Задачами данной программы являются: развитие представления четвероклассников о нормах межличностных взаимодействий, связанных с представлениями о дружбе и взаимопомощи; формирование знаний у детей о конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций; обучение четвероклассников навыкам группового решения; развитие умение распознавать конфликтные ситуации и предупреждать возникновение конфликта в классном коллективе.
В рамках социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов четвероклассников важно реализовать систему мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития конфликтной ситуации в классном коллективе.


Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
2. Краковский А.П. О подростках: учебник. - М.: Педагогика, 2009. - 384 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебник / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.
4. Пазухина С.В. Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: диагностика и развитие: коллективная монография / С.В. Пазухина, В. А. Романов, В.Н. Кормакова [и др.]. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 192 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.