Чеснокова Н.О., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Сазонова Н.П., канд. пед. наук, доцент
Современный мир и общество динамичны, они находятся в постоянном изменении. Наравне с этими изменениями стремительно развиваются и сферы деятельности общества. От нас требуются не только новые умения и навыки, действия и результаты, но и способность преодолевать большие физические, нервно-психические нагрузки. В связи с этим педагоги оказываются в наиболее сложной ситуации, ведь их труд характеризуется высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.
Следует отметить, что неблагоприятные воздействия вызывают у педагогов два вида стресса - информационный и эмоциональный. Первый по своей природе связан с информационными перегрузками, а также с необходимостью быстрого принятия решений и высокой степенью ответственности, второй же - с изменениями в характере деятельности и поведения [2, с. 7]. Негативное психологическое состояние педагога влечет за собой риск снижения качества работы с детьми, повышает количество конфликтных ситуаций с детским и взрослым (родители, коллеги) коллективами, разрушает психическое здоровье участников образовательного процесса. Поэтому представителям педагогического труда так важно уметь контролировать свои эмоции, управлять ими, вовремя избавляться от физического и эмоционального напряжения, с минимальными эмоциональными затратами выходить из сложных жизненных ситуаций, уметь восстанавливаться и отдыхать. Здесь важным профессиональным качеством как раз и выступает саморегуляция. Саморегуляция - способность человека, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом выходить из сложившихся педагогических ситуаций. Стоит отметить, что саморегуляция требует постепенного и целенаправленного развития в процессе профессиональной подготовки и самообразования. Изучение саморегуляции следует осуществлять, учитывая такие характеристики, как содержание, динамика и результат. С точки зрения содержания саморегуляция имеет целеполагание в реализации потребностей, мотивов, интересов, мировоззрение, убеждения, идеалы, а также уровень притязаний, самооценку, систему социальных убеждений и уровень нравственного развития. К динамическим характеристикам относят силу, интенсивность, скорость, пластичность, стабильность действий. Результат содержит анализ эффективности выполненных действий и в стабильных, и в экстремальных условиях. Проводя анализ работ А.С. Белкина, А.И. Щербакова, Н.А. Коротковой, которые затрагивают вопросы саморегуляции в деятельности педагога, мы можем раскрыть понятие «профессиональной саморегуляции», которое характеризуется системным, единым и важным качеством специалиста, преимущественно осознанным проявлением компонентов, основанных на личностных особенностях, теоретических и операционных основ регулирования. Важность и актуальность саморегуляции сложно переоценить. Однако, ряд психолого-педагогических исследований А.О. Прохорова, А.И. Чебыкина и др. показывают, что большая часть педагогов (в т.ч. и молодые педагоги) не имеют знаний в данной области саморазвития. По результатам диагностики почти у 50% специалистов возникают трудности в саморегуляции (А.И. Чебыкина). По мнению А.О. Прохорова, порядка 70 % педагогов бессознательно используют в своей деятельности такие приемы саморегуляции как отключение, переключение, самовнушение, самоприказ, дыхательные упражнения [4, с. 43]. Однако существует целый ряд простых способов саморегуляции, которые не требуют специальной подготовки. Способы саморегуляции подразделяются на несколько групп: • способы саморегуляции внешних проявлений субъекта (мимика, жесты, движения, речь, дыхание); • способы саморегулирования через мысленное ориентирование чувственными образами и представлениями; • способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта; • способы саморегуляции действий в структуре деятельности специалиста; • игровые способы; • физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.) как способ профилактики и устранения деструктивных состояний специалистов [3, с. 16]. Расслабление мимической мускулатуры является одним из простых, но эффективных способов эмоциональной саморегуляции. Важным в этих упражнениях является чередование напряжения и расслабления мышц лица, для более легкого запоминания ощущения расслабления на контрасте с напряжением. В качестве тренировки расслабления конкретных мышечных групп можно использовать словесные самоприказы. Главным способом нормализации эмоционального состояния можно считать дыхательные упражнения. Нарушение дыхания приводит к быстрому утомлению. Суть данного способа заключается в сознательном контроле за ритмом, частотой и глубиной дыхания. Различные типы ритмического дыхания содержат задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выхода. Многие практики отмечают, что использование дыхательных упражнений в комплексе с другими способами саморегуляции повышают эффективность влияния на эмоциональное состояние. Осознанная концентрация внимания - еще один способ саморегуляции, который позволяет сосредоточиться не только на своих зрительных, звуковых, телесных ощущениях, но и на эмоциях, настроениях, чувствах, на потоке мыслей, образов. Способы саморегуляции действий специалиста представляют собой логический ряд: мотивация, целеполагание, анализ, планирование, организация, оценка. Важными факторами успешности данных способов являются сознательность, активность, уверенность в эффективности приемов, готовность к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Игровые способы позволяют проигрывать педагогу такую роль, которую ему хочется или необходимо принять в данный момент. Такой прием помогает снять личностные «зажимы», а также преодолеть трудности и действовать в соответствии с желаемым образцом. Игровые способы эффективно усваиваются в ходе определенных упражнений через обыгрывание педагогических ситуаций и участие в ролевых, деловых играх. Следующий эффективный способ саморегуляции - двигательная активность. Психотерапевт Л.П. Гримак говорил, что физическая нагрузка относится к самой естественной группе способов саморегуляции [1, с. 24]. Многими учеными отмечается действенность этого способа для выхода из эмоциональной перегрузки. Благодаря физической нагрузке активизируются физические силы, внутренние резервы.
Методическое сопровождение развития саморегуляции педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе их профессиональной деятельности начинается с определения проблематики по данному вопросу. К наиболее острым проблемам следует отнести то, что: • большинство специалистов не обладают необходимыми знаниями и умениями саморегуляции в своей профессиональной деятельности; • способы саморегуляции, в основе которых лежит волевое регулирование с помощью слова и внутренний диалог с собой, неустойчивы, а также проявляются в зависимости от сложности педагогической ситуации либо применяются в комплексе с другими способами; • физическая нагрузка, несмотря на свою эффективность, используется редко; • естественные способы (общение с природным и животным миром, смех, расслабление мышц, дыхательные упражнения) применяются достаточно часто в педагогических ситуациях любой сложности, однако носят неосознанный, интуитивный характер; • эмоционально-волевой компонент неустойчив, проявляется в зависимости от настроения или сложности педагогической ситуации. Выявленные проблемы помогают определить необходимые пути решения, разработать наиболее эффективный комплекс мер, которые будут иметь теоретическую и практическую направленность, а также позволят повысить уровень развития регуляторных способностей педагогов. Ведь применяя разные способы саморегуляции в профессиональной деятельности, специалист способствует изменению настроения, самочувствия, повышению работоспособности, улучшению состояния здоровья, грамотному распределению сил. Полученный опыт можно использовать в повседневной жизни, что не маловажно для сохранения и укрепления психологического здоровья. Своевременное применение способов и приемов саморегуляции является своеобразным психогигиеническим средством, которое способно предотвратить накопление остаточных явлений перенапряжения, а также будет способствовать полному восстановлению сил, нормализации эмоционального фона и мобилизации всех ресурсов организма. Знания о методах и приемах саморегуляции, способность их применять на практике должны нарабатываться в профессиональной подготовке (самоподготовке) педагогов, как важное требование и показатель компетентности. Развитие данного опыта играет важную роль в успешной самореализации и адаптации к педагогической деятельности. Кроме этого, наличие регуляторных способностей у педагога важно еще и тем, что дает возможность актуализировать и отрефлексировать свои действия в процессе решения большого количества задач. В процессе формирования системы индивидуальной саморегуляции педагогов появляется необходимость в более осознанных проявлениях себя, понимании себя как важного субъекта деятельности. Таким образом, наблюдается снижение уровня конфликтности и повышение уверенности в себе, своих действиях, улучшается профессиональное самочувствие, и конечно, качество дошкольного образования, задачи и технологии которого реализуют специалисты дошкольных учреждений. Библиографический список 1. Александров, А. А. Современная психотерапии. Курс лекций / А. А. Александров. - Санкт- Петербург : Академический проект, 1997. - 335 с. 2. Бабич, О. М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки : рабочая тетрадь для вузов / О. М. Бабич. - Воронеж : ВГУ, 2008. - 40 с. 3. Сазонова, Н. П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности : учебнометодическое пособие для педагогов, студентов педагогический факультетов / Н. П. Сазонова. - Санкт- Петербург : Детство-пресс, 2010. - 64 с. 4. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учебное пособие / Е. М. Семенова. - 3-е ид. - Москва : Психотерапия, 2006. - 256 с. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. |