На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-педагогическая профилактика здорового образа жизни
Социально-педагогическая профилактика здорового образа жизни
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Осетрова Е.В., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Гиенко Л.Н., канд. пед. наук, доцент

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения и апробации на практике социально-педагогических технологий в связи с сохранением и укреплением здоровья. Особого внимания заслуживает молодежь в условиях высшего учебного заведения. Данная проблема отнюдь не является новой, поскольку студенчество - это пора жизни человека, связанная с выбором профессии, с поиском самого себя. Данная пора существует уже достаточно длительное время, однако, в настоящее время необходимость проведения разнонаправленных мероприятий со студентами особенно возрастает [1].

В связи со сменой жизненного статуса личности, с изменением её ценностно-смысловых приоритетов и смысложизненных установок очень часто происходит и изменение поведенческих стандартов, которые особенно остро проявляют себя именно в студенческом возрасте.
Первичной проблемой, с которой приходится работать социальному педагогу в студенческой среде является проблема сохранения и укрепления представлений студентов о важности и значимости здорового образа жизни, как основной составляющей, позволяющей достигать желаемых результатов в более быстром темпе и безболезненно.
Как известно, здоровье человека определяет его будущность, независимо от места проживания. Здоровый и физически выносливый человек способен достигать значительных жизненных результатов и самостоятельно справляться с различными внешними и внутренними стрессовыми ситуациями, которые неизбежно возникают на его жизненном пути [3].
Вся проблема объясняется тем, что сам по себе процесс обучения, обогащения и получения основных первичных знаний по той или иной специальности сопряжён с наличием ряда основных трудностей, препятствующих сохранению и укреплению здорового образа жизни [5]. К числу основных трудностей данного плана можно отнести:
1. Ориентация студентов на более беззаботный образ жизни. В данной ситуации, естественно, не соблюдаются режимные моменты, способствующие сохранению и укреплению здоровья, а сам процесс обучения приобретает элемент некоторой навязчивости общества со своими внешними и внутренними требованиями: «Ты должен, ты обязан» [7].
2. Трудности совладания с внешними и внутренними стрессовыми ситуациями. Данная проблема приводит к ухудшению психического здоровья, к значительной невротизации, что в свою очередь обесценивает социальную жизнь студента, достижение чего-то главного, важного в его жизни [6].
3. Повышенная зависимость студента от своих собственных вредных привычек (алкоголизация, употребление наркотиков). Данная ситуация приводит к естественному регрессу, к разрушению психического и физического компонентов здорового образа жизни в целом [2].
Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Условия сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи, а также попытка формирования представления студентов о важности здорового образа жизни приводит к расширению представлений социальных педагогов о ведении различных занятий в данном направлении. Это достигается при помощи разработки и реализации на практике основных социальных технологий, связанных с сохранением и укреплением здоровья студенческой молодёжи.
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодёжи на самом деле является значимой и серьёзной проблемой, требующей постоянного контроля со стороны социального педагога, работающего в высшем или средне-специальном учебном заведении.
В связи с этим стало возможным выделение основных параметров деятельности социального педагога в рамках высшего и средне-специального учебного заведения. Данные параметры относятся к следующему:
• Формирование сферы профессиональной деятельности социальных педагогов (Законодательная основа практической деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь студентам, выделение категорий граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь).
• Создание системы подготовки специалистов для этой сферы (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке таких специалистов, требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, нормативы учебной нагрузки, общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов, квалификационная характеристика социального педагога) [4].
Исходя из этого, к социальным педагогам в рамках высших и средне-специальных учебных заведений относятся специалисты, выполняющие деятельность по укреплению и сохранению здоровья и формирования на этой основе представлений у студентов о здоровом образе жизни.
Направления деятельности социального педагога, работающего непосредственно со студентами, достаточно обширны. Они охватывают все сферы их жизнедеятельности и являются предупреждающими факторами в развитии отклонений от психического и физического здоровья.
В связи с разнонаправленным функционалом деятельности социального педагога можно отметить, что свои преимущества имеют и различные формы работы специалиста социально-педагогической службы, работающего в рамках высших и средне-специальных учебных заведений. К числу основных можно отнести следующие:


1. Образовательно-воспитательная, заключающаяся в содействии студентам в плане адаптационного потенциала их личностного отношения к получению знаний в рамках учебного заведения. Данная функция базируется на приобщении студентов к различным дополнительным кружкам по интересам, различным занятиям, направленным на повышение их осведомленности в тех или иных областях знаний. Благодаря данной форме социальной работы со студентами, возможно развитие основных их интересов, формирование социальной установки на успех, что положительно будет сказываться на формировании представления о важности и значимости здорового образа жизни в целом.

2. Диагностическая, направленная на изучение уровня сформированности того или иного социального статуса студентов. Особую значимость приобретает работа со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это связано с тем, что сама по себе трудная ситуация или проблема может препятствовать ведению привычного обычного образа жизни студентом, поскольку его ценностные приоритеты несколько смещаются в сторону постоянного выживания и преодоления трудностей.


3. Социально-консультативная, направленная на проведение различных бесед тематической направленности по запросу самого студента или по личной инициативе социального педагога. Такая работа необходима в ситуациях, связанных с затруднениями студентов в плане сдачи сессии, подготовки к самостоятельной жизни вне учебной ситуации (при наличии трудной жизненной ситуации)


4. Профилактическая функция, связанная с предупреждением и профилактической работой со студентами, склонными к зависимости от алкоголя и других вредных привычек [1].
Таким образом, формы и методы социальной работы специалистов социально-педагогической службы, организованной в рамках высших и средне-специальных учебных заведений, способствуют не только сохранению психического и физического здоровья студента, но и обогащают его представления о самом себе, о важности здорового образа жизни, так необходимого на последующих жизненных этапах его становления и развития.

Библиографический список

1. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» : Монография / Н. П. Абаскалова. - Новосибирск : Изд. НГПУ, 2015. - 316 с.
2. Анисимов, Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л. Н. Анисимов. - Москва : Юрид. лит., 2018. - 176 с.
3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - Москва : Наука, 2018. - 270 с.
4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2019. - 215 с.
5. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. - Москва : Знание, 2018. - 40 с.
6. Основы социальной работы : учебник / Отв. П. Д. Павленок. - Москва : ИНФРА, 2017. - 395 с.
7. Социальная педагогика : Курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой. - Москва : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. - 416 с.

Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.