МОЯ ЛЮБИМАЯ ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
Автор: Пальчик Тамара Михайловна, ГУО «МГСПЦ» педагог-психолог
Тренинговые занятия
Познание самого себя – весьма увлекательное занятие. Название тренинговых занятий не случайно. Мы часто не задумываемся о своих действиях, привычках, поведении. Мы редко задаём вопросы сами себе по поводу своего поведения.
Чаще нас привлекает в разговоре поведение других людей. Хорошо или плохо иметь привычки? Хорошие или плохие привычки живут в нас самих? На эти вопросы мы попытаемся ответить, прежде всего, самим себе, в конце наших занятий. Кстати, выделить среди массы человеческих привычек, безусловно, вредные практически нереально. Доказательство этого мы попробуем предоставить по ходу наших встреч. Цель наших занятий – предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих. Занятия предназначены для специалистов социально-психологической службы, педагогов и учащейся молодёжи. Предполагаемые результаты:
- участники тренинга осознают для себя природу возникновения привычек вообще и каждой в частности;
- будут готовы принимать себя и других такими, какие они есть;
- смогут определиться для себя, как избавиться от негативных привычек, которые им не нравятся.
Наши занятия рассчитаны на 5 встреч, каждая встреча по 2 – 2,5 часа. Тематика занятий:
- «Знакомство с любимыми привычками»
- «Привычки как способ жить»
- «Отказаться или нет...»
- «Все мы такие разные...»
- «Всё, что ни делается – это для нас»
Тема 1 «Знакомство с любимыми привычками»
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, знакомство с участниками группы, формулирование понятия «привычка». Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, булавочки по количеству участников для крепления визиток, набор кубиков, конструктор, мячик. Ход занятия: Участникам предлагается занять места на стульях, которые стоят по кругу. Информирование. Название наших занятий «Моя любимая вредная привычка». Именно любимая. Ведь привычки есть у каждого, и избавиться от них порой очень трудно. На наших занятиях мы попробуем посмотреть на наши привычки с незнакомого для нас ракурса и принять или отказаться от них, с наименьшими потерями для здоровья. А сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое поможет начать работу нашей группы.
Упражнение «Знакомство» Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Танюша-жадина, Светик-плакса, Мишутка-Опаздалкин и т.д. По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.
Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас. И продолжая нашу работу, хочется сказать, что любая группа начиная своё совместное дело, вырабатывает определённые правила поведения и вашему вниманию предлагается несколько правил поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:
- Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).
- Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).
- Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).
- Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).
- Правило «Уважение».
- Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами).
Мы теперь группа со своими правилами. И для того чтобы продолжить нашу работу предлагаем вам тест.
Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»
Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.
- Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?
- когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?
- Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?
- Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
- Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?
- Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
- Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?
Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов. Интерпретация. 1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности. 3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески. 6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы. Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом. Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими. Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три. Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий. Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее. И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки. По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения. Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно. И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.
Упражнение «Страна привычек»
Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить Волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта: «Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся. И давайте попробуем при помощи кубиков, конструктора и других вещей создать то, что только, что мы представили». Ведущий предлагает участникам вспомнить, какой они представляли страну и, используя предлагаемые материалы всем вместе построить Волшебную страну привычек. Участники на ковре строят вместе. Обсуждение мы создали свою страну, и каждый вложил в общую работу свою частичку души. Возможно, кто-то захочет отметить, что представлял страну не такой, какой увидели её другие (здесь важно сделать акцент на том, что все образы разные, разные и все здесь присутствующие).
Упражнение «Дом привычек» Участникам предлагается нарисовать дом из Волшебной страны привычек. Здесь участники могут использовать любую технику и изображать дом для одной или нескольких привычек. Главное показать в рисунке особенности данной привычки. Обсуждение.
Ритуал завершения занятия. Участники группы по кругу передают мяч с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...»
Тема 2 «Привычки как способ жить»
Цель: Осознать свои собственные привычки и разобраться в значимости для себя каждой привычки в отдельности. Материал: цветная бумага (цвета по количеству участников), бумага, шариковые ручки, листочки с заготовками вариантов привычек, грецкие орехи по количеству участников, инструменты для колки орехов.
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
На стульях участников разложены листки цветной бумаги. Каждый из присутствующих показывает свой цвет и говорит, что бы он пожелал всем окружающим, связанное с данным цветом. Например: Я желаю вам синее море удовольствия. Я желаю вам поменьше чёрных мыслей.
Информирование. Психологи считают, что привычки поведения в стандартных ситуациях – это своеобразная защита своего «Я». Но ничто нас не раздражает сильнее, чем привычки других людей. Человек постоянно трясёт ногой, тушит окурок о подошву, ковыряет спичкой в зубах. Эти, на первый взгляд, мелочи не так безобидны. Самое интересное, что тем, кто «страдает» малоприятными привычками, они совершенно необходимы для того, чтобы оставаться адекватными окружающему миру. Допустим, у человека небогатый словарный запас, но ему очень хочется высказаться. Он судорожно начинает подбирать слова, их не хватает, и в ход идут жесты. Машет руками, гримасничает, дёргает собеседника за пуговицу и т.д. со временем ораторские способности развиваются, но привычка помогать своей речи руками остаётся. В результате образованный человек, рассказывая вам о каком-либо событии, вполне может довести вас до белого каления отчаянной и ненужной жестикуляцией. Интересен и тот факт, что выделить среди всех общечеловеческих привычек безусловно вредные практически невозможно. Казалось бы, что может быть вреднее, чем привычка курить. Но на деле для курящего человека сам процесс курения полезен, поскольку помогает снимать нервное напряжение. Есть люди, которые не могут избавиться от психического стресса без того, чтобы не закурить. Для них это своего рода разрядка, психологический наркотик. Да, в стратегическом плане они гробят своё здоровье, но в практическом – спасают свои нервные клетки. Вряд ли Бальзак не знал о вреде чрезмерного употребления кофе, но без него писатель не мог творить и поэтому пил чашку за чашкой в течение всего дня. Многие пытаются избавиться от своих привычек, но делать это нужно с осторожностью. Если, допустим, пожилой человек поставит перед собой задачу избавиться от всех «вредных» привычек, приобретённых им в течение жизни, это может оказаться непосильной нагрузкой на психику и тем самым даже ускорить его кончину. Так что некоторые привычки, возможно, и не следует преодолевать целиком, а просто постараться их скорректировать. В конце концов, человек без привычек вообще – это человек, скорее всего, больной. Существует такой тип неврастенического расстройства, когда люди бояться любых штампов, стараются их избегать, каждую даже малозначительную ситуацию пытаются проанализировать как уникальную и соответственно найти из неё уникальный выход.
Упражнение «Мои привычки» Участникам предлагается на листе бумаги написать:
- Свои привычки видимые и невидимые.
- Выбрать из списка самую раздражающую вас привычку и напишите её положительные качества.
Листочки не показываются никому и остаются у участников. Обсуждение.
Упражнение «Орешек» Участникам раздаются грецкие орехи и ведущий просит их расколоть. Для этого они могут использовать все подручные средства и те предметы для колки орехов, которые предлагает ведущий. Главное, чтобы все участники разбили свой орех. Обсуждение. Рассмотреть способы «добывания» ореха из скорлупы. Обращая внимание, что все это делают по-разному. Так как они привыкли. Очень важен момент ожидания: «Какая внутренность из ореха мне попадётся?». Ведь мы знаем, что не все орехи могут быть целыми. Так и в жизни – не всегда получаешь тот результат, который ожидаешь. В этой ситуации главное те чувства, с которыми ты встречаешь «поражение», и как научиться противостоять психически произошедшим «неприятностям».
Упражнение «Найди отговорку» Участникам группы предлагаются листочки бумаги, на которых написаны привычки:
- «Привычка грызть ногти»;
- «Привычка раскачивать ногой»;
- «Привычка опаздывать»;
- «Привычка использовать слова паразиты»;
- «Привычка курить»;
- «Привычка ставить вещи не на свои места»;
- «Привычка вертеть предметы в руках во время разговора»;
- «Привычка читать книгу за обеденным столом»;
- «Привычка размахивать руками при разговоре»;
- «Привычка смотреть допоздна телевизор»;
- «Привычка раскачиваться на стуле»;
- «Привычка отбивать ритм ногтями по столу».
Каждый участник, изучив «свою» привычку должен будет сказать несколько отговорок о том, что положительного в данном действии. Например: «Читать книгу за обеденным столом» - я повышаю свой интеллектуальный уровень не теряя время, я не вижу, что я ем и, следовательно, неразборчив в еде, и вообще я как Юрий Цезарь – делаю несколько важных дел одновременно. Обсуждение.
Упражнение «Магия привычки» Участники по кругу рассказывают о своих ощущениях и эмоциях, которые возникают у них во время «магического действия» их любимой привычки. Как вариант можно предложить выбрать цветовое оформление своей привычки при помощи цветной бумаги или разноцветных кубиков. Обсуждение.
Ритуал завершения занятия. Участники по кругу передают лист пожеланий. Это листок бумаги на котором каждый должен нарисовать своё пожелание группе и передать другому. В конечном итоге это будет коллективный листок пожеланий.
Тема 3: «Отказаться или нет...»
Цель: Помочь участникам разобраться в «нужности» своих привычек, предложить способы избавления от привычек и научить отличать вредные привычки от личных особенностей.
Материал: заготовки листочков к первому упражнению, картон большого формата, фломастеры, свечи для торта, спички (зажигалка).
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Участникам предлагаются листочки с написанными людьми, имеющими «вредные привычки»: «курильщики», «любители громко разговаривать», «фанаты сладкого», «опаздалкины», «любители чужих пуговиц», «сплетники», «нытики», «грызуны ногтей», «бумагомаратели», «любители телефонных трубок», «собиратели ненужных вещей», «обитатели задних рядов», «любители слов-паразитов». Нужно поприветствовать всех собравшихся от своей «партии привычек».
Упражнение «Совет друга» Участники оставляют у себя предыдущие листочки с написанными привычками. Можно поменяться или написать свою привычку, если данной привычки у вас нет. По кругу, каждый участник даёт совет как бы он избавился от данной привычки. Таким образом, у каждого получается несколько вариантов «избавления» от привычки. Обсуждение. Здесь главное понять своё отношение к «своей» и «чужой» привычке и выбрать тот путь «жизни» рядом, который тебе наиболее удобен и наименее неприятен для других.
Упражнение «Новые рамки» Чтобы помочь самим себе оптимистически смотреть на жизнь предлагаем вам сделать следующее: взять и сделать большие рамки из картона. Напишите на одной из рамок различные пессимистические высказывания, например: «Я не могу с этим ничего поделать», «Все против меня из-за ...», «Мы живём в мире, где нельзя даже...», «Всё очень безнадёжно» и т.д. В то же время на другой рамке напишите оптимистические фразы: «У меня так много единомышленников», «Я справлюсь!», «Жизнь прекрасна» и т.д. Участникам предлагается побыть портретом в рамке и рассказать о своих переживания по вопросу «Отказаться или нет от привычки». Обсуждение. Как себя чувствуешь когда на тебя смотрит человек с оптимистической рамки и какие чувства возникают от человека с рамки «пессимиста»? Как самому легче: когда ты знаешь, что на тебя смотрят как на оптимиста или как на пессимиста? Как так получается, что одни люди смотрят на мир в основном через грустные рамки? Чего можно достичь, если будешь смотреть на мир сквозь радостные рамки?
Упражнение «Свеча» Участникам раздаются свечки и каждый свою свечу зажигает. Далее каждый участник со своей свечой двигается в различных направления, пытаясь найти себе удобное место, где ему на данный момент комфортно. Упражнение завершается когда у всех участников погаснут свечи. Обсуждение. Участники обсуждают, как им было легко или тяжело сохранить огонь. Удалось ли кому-либо, чтобы свеча догорела до конца. Здесь важно обсудить чувства, возникающие при ответственности за «сохранение огня».
Ритуал завершения занятия. Участники по кругу передают зажжённую свечу с пожеланиями каких-либо начинаний в жизни.
Тема 4. «Все мы такие разные...»
Цель: Подчеркнуть индивидуальность каждого, повысить самооценку. Научиться рассматривать окружающих с точки зрения ценностной внутренней индивидуальности и многообразия мироощущений. Материал: мяч, звезда из картона, бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, сосуды с водой.
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Участники становятся по кругу. У одного из них в руках мяч. Мяч передаётся кому-либо из участников с интересной позой. Вся группа должна повторить эту позу. Тот, кому передали эстафету, тоже передаёт мяч и меняет позу. И т.д.
Информирование . Наше первое упражнение было примером того, что все мы с вами разные. У нас разные мысли, движения и конечно привычки. Мы все знаем 4 типа темпераментов: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Данным типам соответствуют четыре типа высшей нервной деятельности. Первый тип – слабый, у которого явная слабость обоих процессов. К этому типу ближе всего примыкают меланхолики. Для нормальной жизнедеятельности ему необходимы оранжерейные условия быта и труда. Желательно исключить подтрунивание со стороны родственников и окружающих. Нужно понимать, что такое поведение человека не напускное, это не прихоть и не избалованность, такое у человека естество. При всём желании измениться человек не может этого сделать. Второй тип – сильный, но неуравновешенный, безудержный, у которого процессы возбуждения преобладают над торможением. Это холерики. Слабая сторона этого типа – склонность к невротическим реакциям в момент, когда необходимо включение тормозных функций. Люди с таким типом не могут остановиться в ответ на стресс, у них часто наступает фаза истощения, или дистресс. Правда, они неплохо поддаются тренировке и могут в значительной мере улучшить тормозную реакцию. Третий тип – сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошо подвижными процессами, самый совершенный из всех типов по возможности приспосабливаться к условиям внешней среды и согласовывать с ней свои действия. Этому титу соответствуют сангвиники. Четвёртый тип – сильный, уравновешенный, спокойный, но с неудовлетворительной подвижностью нервных процессов. Этому типу соответствуют флегматики. Люди такого типа всегда испытывают трудности, если внешние условия требуют быстрой реакции. Таким людям не свойственно действовать быстро и правильно. Знание человеком своего типа темперамента помогает ему правильно выбрать тот вид деятельности который ему наиболее благоприятен. Меланхолики привносят в жизнь то своеобразие, которое делает её интересно и насыщенной. Холерикам лучше всего пробовать свои силы в науке и изобретательности. Холериками были Пётр I, Наполеон, И.П.Павлов и сотни других выдающихся личностей. Изменить темперамент по своему желанию нельзя, но воспитать, улучшить, приспособить – можно. Характеры людей отличаются очень сильно. Существуют характеры гармоничные и сбалансированные, в которых всё взаимосвязано и уравновешенно. При общении с такими людьми проблем практически не бывает. Но значительно больше людей с характерами, в которых выделяются одна-две яркие черты.
Упражнение «Звезда» Каждый из участников по очереди будет в роли «Звезды». Для этого «Звёздного человека» усаживают на пьедестал или в центр. Все участники выделяют и говорят самую яркую черту этого человека, которая им запомнилась. Обсуждение. Обсуждаются личные ощущения от «Звёздной роли» и ощущения от услышанных черт характера.
Упражнение «Эмоциональная абстракция» Каждый участник рисует абстрактный рисунок своих мироощущений, пытаясь передать свои эмоции цветом, формами. Обсуждение. Каждый участник рассказывает о своём произведении.
Упражнение «Я уникальный!»
Приглашаем вас в путешествие в страну фантазий, во время, которого вы услышите много приятных слов в свой адрес. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и расслабьтесь.
Ты знаете о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звёзды отличаются друг от друга по цвету, некоторые – по величине. Но каждый из нас несёт в своей душе эту звезду, которая делает его уникальным и неповторимым человеком. Давайте разыщем твою собственную звезду. Может быть, это особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоём сердце, в животе или где-то ещё. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку. Подождать, пока все участники подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.
Прекрасно! Ты нашёл свою звезду. Посмотри на неё повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всём её лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку твоей звезды, снова тихонько подними руку.
Подождать, пока все участники подадут этот сигнал.
Твоя звезда смеётся или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начать говорить более тихим и проникновенным голосом). Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси её к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь всё, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.
Снова дождаться, когда все участники подадут сигнал.
Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал её. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!» А теперь ты можешь потянуться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих и возвращайся к нам.
Обсуждение.
- Где нашли свою звезду?
- Есть ли у неё имя?
- Тебе она нравиться?
- Что она сказала тебе?
- Как ты сейчас чувствуешь себя?
Ритуал завершения занятия. Каждый из участников выбирает себе бумажную звёздочку и пишет на ней пожелания себе самому. Потом звёздочки складываются в корзинку, и каждый выбирает себе любую звезду с пожеланием и оставляет её у себя.
Тема 5. «Всё, что ни делается – это для нас...»
Цель: Подведение итогов работы группы, анализ своих чувств и переживаний в ходе работы тренинговой группы. Материал: косынка или шарфик, мягкие игрушки, материал для коллажа (ножницы, клей, цветные журналы, бумага).
Ход занятия:
Упражнение «Приветствие»
Ведущий предлагает поиграть в игру «Пусть поменяются местами те кто...». Для этого ведущий убирает свой стул и предлагает, например: «Поменяться местами тем, у кого карие глаза; кто сегодня завтракал и т.д.». Дальше игру продолжает тот, кому не хватило места. Таким образом, все участники поменяют свои места.
Упражнение «Подарок-неожиданность» Группа одному из участников делает неожиданный подарок-сюрприз. Для этого тот, кто выступает в роли «получателя» выходит за дверь, а в это время группа совещается какой подарок получит данный человек. В роли подарка может быть действие по отношению к «получателю». В момент когда «получатель» входит, ему предлагается выбрать место, где бы он хотел встретить «сюрприз» и ему завязываются глаза. Главное здесь прислушаться к своим ощущения во время неожиданного сюрприза. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не побудут в роли «получателя».
Упражнение «Коллаж»
Данное упражнение будет проходить как рефлексия предыдущего. Участникам предлагается на большом листе бумаги сделать коллективный коллаж из цветных журналов, где каждый фрагмент будет ощущение каждого от «сюрприза», полученного в предыдущем упражнении. Во время выполнения работы вербально общаться нельзя. Обсуждение.
Упражнение-рефлексия «Внутренний голос»
Участникам предлагается выбрать понравившуюся мягкую игрушку и через мягкую игрушку рассказать о своих ощущениях полученных от работы группы.
Ритуал прощания Участники группы прощаются с членами и начинают со слов: «Я Лена-опаздалкина ...». Завершающее слово может носить характер пожелания, обещание и т.д.
|