Развитие гуманных отношений в коллективе младших школьников в процессе проектной деятельности |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||
© Пестерева Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: p_olga_al собачка mail.ru © Бурбоева Даяна Жаргаловна студент ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, 670000, Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: Burboeva.daya@mail.ru Статья посвящена проблеме развития гуманных отношений в коллективе младших школьников. Решение данной проблемы авторы видят в вовлечении учащихся в проектную деятельность. В статье описан опыт реализации проекта «Школа гуманизма» с учащимися четвертого класса. В ходе данного проекта осуществлялось расширение знаний учащихся о гуманности, межнациональных отношениях в современном мире, обучение младших школьников способам межличностной коммуникации: разрешать конфликтные ситуации, проявлять эмоциональное отношение к сверстникам, активно включаться в совместную деятельность. Ключевые слова: гуманизм, гуманные отношения, межличностные отношения, младшие школьники, метод проектов, проектная деятельность. В истории человечества проблема взаимоотношений между людьми всегда была одной из актуальных. В современных условиях глобализации, усиленной миграции населения, роста количества жителей в городах и увеличения удельного веса многонациональных коллективов в системе образования особую значимость приобретает проблема формирования у детей и молодежи толерантности, гуманного отношения к людям и миру в целом. Решить данную проблему можно только посредством гуманизации воспитательного процесса, гуманизации отношений всех его субъектов, отказа от насилия и принуждения. Начинать развивать гуманные отношения в ученическом коллективе необходимо в начальной школе, когда коллектив только формируется. Решать данную задачу должны не только учителя начальных классов, но и школьные психологи. Мы считаем, что в развитии гуманных отношений между сверстниками в начальной школе необходима психологическая поддержка. Для развития межличностных отношений в психолого-педагогической практике используются разные средства и методы: игра, совместная деятельность взрослых и детей, этические беседы, тренинги, социоигровая технология и другие. В данной статье мы рассмотрим возможности проектной деятельности, которые мы изучили в ходе нашей исследовательской работы. Мы предположили, что развитие гуманных отношений между сверстниками в начальной школе будет осуществляться успешно при реализации следующих условий: 1) создание доброжелательной атмосферы в коллективе через расширение кругозора учащихся о межнациональных, гуманных отношениях в современном мире; 2) обучение детей способам межличностной коммуникации: разрешать конфликтные ситуации, проявлять эмоциональное отношение к сверстникам, активно включаться в совместную деятельность; 3) осуществление организации психологической поддержки через проектную деятельность. Чтобы доказать данную гипотезу нами был разработан и реализован проект «Школа гуманности». Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 32 г. Улан-Удэ. В исследовании приняли дети в возрасте от 9 до 10 лет. По результатам констатирующего эксперимента нами было решено, что проект будет реализовываться на 4 «Ж» классе в течение 6 недель. Проект «Школа гуманности» был разделен на 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый. Цель, задачи и краткое содержание проекта представлены в таблице 1. Экспериментальную работу с четвероклассниками мы начали с беседы, направленной на знакомство с проектом «Школа гуманности!». Встреча с детьми проводилась в комнате отдыха во второй половине дня. В начале встречи мы побеседовали с детьми о том, что такое «гуманность», «гуманные отношения», посмотрели и обсудили социальные ролики на тему доброты, уважения к людям. Далее, с помощью презентации мы рассказали детям о нашем проекте «Школа гуманности». Вместе с ними мы составили план работы по проекту, разделили обязанности между учениками, обговорили с педагогами время и место реализации подпроектов. Этапы проекта «Школа гуманности» Таблица 1
Для создания доброжелательной атмосферы в ученическом коллективе, расширения кругозора учащихся о межнациональных отношениях, гуманных отношениях в современном мире мы начали реализовывать первый подпроект «В мире гуманизма», состоящего из следующих мероприятий: - классный час «Жизнь — это бесценный дар»; - создание видеоролика «Школа гуманности»; - создание детьми сборника высказываний, поговорок и пословиц о гуманности. Данный подпроект носил исследовательский, творческий и социальноориентированный характер. Классный час на тему «Жизнь — это бесценный дар» был направлен на формирование гуманного ценностного отношения учащихся к жизни. Во время классного часа дети активно отвечали на вопросы: «Для чего человеку дается жизнь?», «Вы любите свою жизнь?» и другие. Анализируя ответы учащихся можно отметить, что в целом они имеют хорошие представления о жизни, о том, что такое «плохо и хорошо». В конце классного часа мы сделали общий вывод: самая главная цель в жизни человека — это делать добро окружающим, помогать нуждающимся, нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека. В процессе проектной деятельности мы снимали видеоролик «Школа гуманности», в котором было задействовано большинство четвероклассников. Идея заключалось в том, что бы дети сами придумывали сюжеты, связанные с добрыми поступками, и обыгрывали их. Один из учеников предложил снять сцену, где «несколько учеников обижают своего одноклассника во время перемены, но потом приходят старшие ребята и спасают его». Далее ребята придумали сцену, где «ученица роняет коробку с карандашами, и к ней приходят на помощь одноклассники. Вместе они быстро собирают карандаши». В итоге мы сняли немало кадров, из которых смонтировали видеоролик. В основном съемка проходила в кабинете и в комнате отдыха. Дети с огромным желанием исполняли свои роли, фотографировались. С целью развития гуманного отношения к другим народам, знакомства с культурой других стран мы предложили детям создать сборник высказываний, поговорок и пословиц. Собранный детьми материал затрагивал не только толерантность к другой культуре, но и гуманность, доброту, нравственное воспитание и т. д. В итоге было решено разделить наш сборник на 4 раздела: «Добро и зло», «Дружба», «Родина» и «Гуманность». Сборник получился содержательным, с разной тематикой. Каждый ученик посодействовал его созданию. Дети оформили красочный сборник в виде альбома, где каждый написал свое высказывание, пословицу или поговорку. В ходе составления сборника, мы старались обсуждать наш материал. Можно сказать, что ребятам очень понравилась совместная деятельность, все старались помочь друг другу. Целью второго подпроекта «Любовь к окружающим» было формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде, обучение детей способам межличностной коммуникации: разрешать конфликтные ситуации, проявлять эмоциональное отношение к сверстникам, активно включаться в совместную деятельность. Подпроект включал в себя следующее: - конференция «Животные родного края»; - тренинг «Гуманность — человеколюбие». При подготовке к конференции «Животные родного края» каждый ученик собирал информацию об одном животном, который проживает в нашем регионе. На конференции младшие школьники выступали с докладами, некоторые из них приготовили презентации. Выступления получились интересными, дети рассказывали про соболя, нерпу и других животных. Следующим мероприятием был тренинг «Гуманность — человеколюбие». После приветствия и разминки в рамках тренинга ученики посмотрели социальный ролик «Любовь к другому». В видео рассказывается о понятии «человеколюбие», которое означает любовь к человечеству, готовность помочь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. После просмотра социального ролика мы провели игру «Ассоциация», где ребята называли 2-3 слова, которые ассоциируются со словом «человеколюбие». В основном школьники называли такие слова, как «доброта, человечность, гуманность». Далее мы рассмотрели с детьми понятия «человечность» и «милосердие», обсудили, что означает выражение «доброе сердце». На итоговом этапе проектной деятельности была проведена рефлексия, где каждый участник проекта высказался о проекте. Многие ребята отметили, что им очень понравилось снимать видеоролик, некоторые дети попросили продолжить проект. Хотелось бы отметить, что в начале работы над проектом у нас возникали трудности, связанные с дисциплиной в классе. Но потом в процессе съемки видеоролика, младшие школьники поняли, что совместная проектная деятельность интересная и веселая. Большинство учеников поняли, какие у них будут задания, мероприятия, и что нужно делать. Они стали активными, послушными и инициативными. Мы старались после каждой встречи обсуждать с детьми наши итоги. Главное, к концу проектной деятельности в коллективе младших школьников чувствовалась доброжелательная, психологически комфортная атмосфера. Чтобы оценить эффективность проектной деятельности в развитии гуманных отношений в коллективе младших школьников, мы провели контрольный срез и сравнили полученные результаты с данными констатирующего эксперимента и результатами контрольного класса. Для этого мы использовали: наблюдение за межличностными отношениями младших школьников (Смирнова О. Е., Холмогорова В. М.), социометрию, методику изучения гуманности детей и методику «Закончи предложение». Наблюдение показало, что совместная проектная деятельность способствовала развитию коммуникативных качеств у младших школьников, учащиеся стали увереннее в себе, начали проявлять инициативность при общении. По данным социометрии на 26% повысился уровень благополучия взаимоотношений в экспериментальном классе, когда в другом классе существенных изменений не произошло. Экспериментальный класс стал более сплоченным дисциплинированным коллективом, чем несколько месяцев назад. Методика изучения гуманности детей и методика «Закончи предложение» позволили определить уровень гуманности младших школьников. Было выявлено понимание ими поведения, традиций и особенностей других людей, способность к сочувствию и состраданию к другим, готовность к дружественным и приятельским отношениям с представителями других национальностей, отношение к правилам поведения и тем гуманным качествам, проявление которых требует соблюдения этих правил. Контрольный срез показал, что большинство учащихся экспериментального класса относится друг к другу положительно, чувствует себя частью коллектива и удовлетворено социально-психологическим климатом в классе. Также у многих преобладает положительный эмоциональный фон, это свидетельствует о хорошем эмоциональном настрое по отношению к одноклассникам. Также можно отметить проявление разнообразных гуманных отношений в классе: доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, желание помочь другим людям. Многие учащиеся начали внимательнее относиться к состоянию окружающих. Сравнивая результаты двух классов, следует отметить, что у экспериментального класса, в котором была реализована проектная деятельность, были выявлены лучшие результаты, чем у другого класса, который не участвовал в нашем проекте. Следовательно, наша экспериментальная работа была эффективна. Таким образом, проектная деятельность положительно отразилась на учащихся, экспериментальный класс стал более сплоченным, дружным коллективом, дети стали больше времени проводить вместе, общаться друг с другом, делиться новостями. Основываясь на экспериментальных данных, мы можем сказать, что проектная деятельность эффективна для развития гуманных отношений в коллективе младших школьников. Преимущество этой деятельности заключается в том, что она позволяет установить хорошие взаимоотношения между детьми, интересна детям и помогает педагогу- психологу понять особенности межличностных отношений школьников и регулировать их. Литература 1. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова. — Москва : Чистые пруды, 2014. — 32с. 2. Гаврилов, Т. П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилов. — Москва : Знание, 2015. — 120 с. 3. Ермолаев, С. А. Проектная деятельность школьников: учебно-методическое пособие / С. А. Ермолаев. — Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2017. — 86 с. 4. Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде / Н. А. Заграничная. — Москва : Интеллект-Центр, 2014. — 196 с. Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |