Страница 6 из 7
Проектная деятельность психолога, по классификации, предлагаемой Изотовой Е.И. также является одной из форм работы психолога в образовании. Как отмечает автор, особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педколлективом и администрацией ОУ, основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования. Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом и пр.). Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества; ориентация на материально-выраженный результат. Проектная деятельность в школе, по мнению Е.И. Изотовой может осуществляться в следующих направлениях: 1) освоение предметного содержания учебных дисциплин по средством личностного включения учащихся (достижение эффекта личностного смысла): создание компьютерных версий учебников по различным дисциплинам; подготовка контрольных заданий/тестов для освоения различных дисциплин; 2) освоение пространства и технологий позитивного взаимодействия педагога и учащихся, семьи и школы (определение содержания, способов и средств): организация позиционного общения на уроках; презентация и «защита» уровня знаний учащихся; день совместного с родителями обучения, программы «замещения» педагога в учебном процессе. Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как: 1) содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.; 2) индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр. Метод проекта подразумевает организацию социокультурного направленного взаимодействия и реализацию поставленных в контексте проекта целей. Организация проектной деятельности имеет следующие формы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная, семейная. Участниками проекта могут выступать дети, родители, педагоги, воспитатели, психолог, администрация. Проект может потребовать для реализации часть занятия, целое занятие, цикл занятий, триместр, семестр, учебный год. Реализация проектной деятельности осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, основной и заключительный. В процессе подготовительного этапа происходит совместное с детьми выдвижение идеи проекта и его обсуждение, принимается решение о форме и предполагаемом результате проектной деятельности. На организационном этапе формируются подгруппы, группы и распределяются задания. Основной этап состоит в творческой последовательно осуществляемой деятельности детей совместно с родителями или самостоятельно под руководством педагога (воспитателя, учителя). Здесь могут обсуждаться и первые результаты проектной деятельности. На заключительном этапе происходят «материализация» проекта, изготовление итогового продукта (фильма, книги, учебника, программы, выставки и т.д.), а также его презентация. Завершают проект обсуждение его результатов, констатация личностных изменений и достижений в процессе проектной деятельности. Необходимо отметить, что введение в практику образовательного учреждения метода проекта предполагает комплекс предваряющих мероприятий, направленных на получение детьми опыта сотрудничества (совместной продуктивной деятельности) со сверстниками и взрослыми, активизацию речевых форм общения и приобретение коммуникативных навыков. Таким образом, метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи: – создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей; – создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми); – реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели; – удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта; – получение реального продукта в реальном времени. Исследователь Е.И. Изотова предлагает по содержанию профессиональную деятельность психолога в образовательном учреждении разделять на психологическую и организационно-методическую. Психологическая деятельность состоит в подготовке, проведении различных психологических мероприятий (диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических, просветительских, консультативных), а также в анализе и презентации их результатов. Презентация содержания и результатов психологической деятельности осуществляется в форме психолого-педагогического консилиума, родительского собрания и педагогического совета, в ходе индивидуальной беседы с родителями и членами педагогического коллектива по результатам психодиагностического обследования детей. Иногда с этой целью допускается открытое проведение некоторых психологических мероприятий (профилактические или развивающие занятия в детском саду, психологические часы в школе), что может быть связано с аттестацией специалиста, обменом опытом, запросом администрации или родителей, научно-исследовательской работой. Однако в общей практике, как правило, все психологические мероприятия носят закрытый характер, ограничивая доступ на них по профессионально-этическим соображениям. Организационно-методическая деятельность представляет собой особый вид работы психолога в сфере образования. Она состоит в методическом ее обеспечении и способствует организации труда специалиста. Содержание организационно-методической работы в условиях образовательного учреждения включает в себя: 1) организацию пространства и планирование деятельности; 2) повышение квалификации; 3) профессиональное взаимодействие. Е.И. Изотова следующим образом определяет задачи организационно-методической деятельности психолога образовательного учреждения: – организация профессионального пространства (оборудование психологического кабинета и других специальных помещений, определение структуры психологической службы; создание пакета документации и пр.); – планирование профессиональной деятельности (соотнесение объема психологической работы с возможностями ее реализации, распределение ее в соответствии с рабочим временем); – организация профессионального взаимодействия (сотрудничество с педагогами, специалистами в области образования и смежных специальностей; коллегиальное взаимодействие в рамках психологического сообщества); – повышение профессиональной компетентности и профессиональный рост (повышение образовательного уровня, освоение новых профессиональных технологий, участие в исследовательских программах и пр.). Представляется необходимым подробнее остановиться на вопросах профессионального роста и повышения профессиональной компетентности психолога, работающего в образовательном учреждении. Повышение профессиональной компетентности психолога образования является необходимым условием профессионализма, эффективности психологической работы в целом. Профессиональный рост специалиста определяется совокупностью целенаправленных действий – его профессиональной рефлексии, самообразования и саморазвития, научно-исследовательской деятельности. Профессиональная рефлексия – это способность специалиста к рефлексивному отражению, самоанализу и самооценке собственной профессиональной деятельности, ее положительной и отрицательной сторон. Специфика психологической деятельности состоит в ее высокой субъек-тивизации, поэтому личность психолога, ее зрелость, позитивность, стабильность имеют первостепенное значение для эффективности психологических воздействий, особенно в работе с детьми. Без систематического рационального самоанализа, рефлексии профессионализм психолога может быть подвергнут сомнению. Научно-исследовательская деятельность понимается как совокупность целенаправленных действий по постановке научной проблемы, разработке исследовательской программы, а также дальнейшей ее реализации методом эксперимента. При достаточной высокой квалификации психолог с научной степенью может самостоятельно осуществлять научный эксперимент в условиях образовательного учреждения. В остальных случаях психолог включается в исследовательскую программу научного коллектива (работа экспериментальной площадки). Самообразование и саморазвитие следует рассматривать как постоянное совершенствование профессиональной компетентности специалиста, которое обеспечивает потенциал его профессионального и личностного роста. Формы самообразования психолога в сфере образования: – анализ психологических первоисточников и периодических изданий; – профессиональное общение в психологических сообществах и на интернет-сайтах; – активное и пассивное участие в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; – участие в научно-исследовательских программах, консультирование у специалистов профильных центров, кафедр вузов, лабораторий НИИ; – творческая работа по созданию или апробации диагностических и коррекционно-развивающих программ; – научное соискательство с последующим написанием диссертационного исследования. В ряде случаев принято говорить о таких видах профессиональной деятельности психолога в образовании как: экспертная, проектировочная, диспетчерская и преподавательская функции педагога-психолога в образовательных учреждения. Все рассмотренные виды профессиональной деятельности психолого-педагогического направления могут реализовываться по одной из следующих моделей профессиональной деятельности. В современной психологической практике существуют различные модели психологической службы образования – как отечественные, так и зарубежные. Научное ее обоснование в каждой стране решается в соответствии с научно-теоретическими концепциями и запросами в сфере образования, социально-политическими и экономическими условиями. Именно этими факторами определяются специфика психологических служб, разнообразие их моделей. Более чем вековую историю существования имеют две различные модели школьных психологических служб – США и Франции. Их становление, относящееся к XIX – началу XX в., во многом определило зарождение аналогичных моделей психологических служб образования в различных странах. Сегодня во Франции такая служба переживает этап активной реорганизации, переходя от формы курирующей психолого-педагогической помощи (обслуживание сети образовательных учреждений одной группой различных специалистов) к форме централизованной (единая система школьной психологической службы). Не менее интересен опыт развития психологической службы образования в Великобритании, Канаде, Японии, странах Восточной Европы. На взгляд Е.И. Изотовой, в современной России может представлять интерес опыт Германии и Швеции, где различные, эффективно функционирующие модели психологической службы образования представлены как направленная психологическая помощь всем участникам образовательного процесса. В условиях многовариантности образования в Германии его психологическое сопровождение имеет структурную и содержательную специфику. В частности, модель школьной психологической службы в Германии составляют такие структурно-функциональные единицы, как школьные консультанты (педагоги-консультанты и школьные психологи) и государственные консультанты (психологи государственных центров психологического консультирования). Основным направлением профессиональной деятельности школьных консультантов является психологическая помощь ученикам и их родителям при выборе образовательных программ, наиболее полно соответствующих способностям и возможностям каждого ребенка. Кроме того, в рамках школьной психологической службы решаются учебные, поведенческие и социальные проблемы, возникающие в период школьного обучения; ведется превентивная работа по развитию личностной и социальной компетентности детей и подростков. Еще одно важное направление психологической работы – системная работа со школой с целью повышения эффективности учебной и воспитательной деятельности, оптимизации педагогического процесса. Все перечисленные направления профессиональной деятельности школьных консультантов осуществляются в сотрудничестве с другими консультативными службами (специальной педагогики, медицинскими, профориентационными, семейными консультациями). Задачи, выходящие за рамки отдельной школы (информирование общественности об изменениях в сфере образования; методическое обеспечение практической деятельности школьных консультантов; супервизорская работа; повышение квалификации и дополнительное образование психологических работников; координация совместной деятельности школьных и внешкольных, научных и образовательных учреждений), выполняются государственными центрами психологического консультирования. Содержательная специфика психологической службы образования в Германии заключается в разведении функциональных обязанностей и профессиональных задач внутри образовательных учреждений между психологическими и педагогическими кадрами. Так называемые педагоги-консультанты как первичное звено психологической помощи занимаются консультированием в выборе учащимися образовательного пути (школы, программы), в их профессиональном самоопределении, а также первичной помощью при возникновении учебных трудностей. В их обязанности не входят ни диагностика, ни коррекция. Эти специалисты ограничиваются консультированием (беседой) по определенному кругу проблем, иногда в сферу их действий входит профилактическая работа (например, по предотвращению вредных привычек). При возникновении сложных индивидуальных или коллективных психологических проблем педагог-консультант уступает место школьному психологу, который реализует психологические задачи посредством диагностики, коррекции, иногда психотерапии. Подготовка кадров для школьной психологической службы в Германии осуществляется дифференцированно, в зависимости от педагогической или психологической специализации, что позволяет решить проблему квалифицированной профессиональной деятельности в сфере образования. Психологическое сопровождение в модели школьной психологической службы в Швеции осуществляется через систему психологического кураторства. Организация психологической работы в этой стране основана на принципе курирования, т. е. психологического обслуживания «ректоратов» (территории ректора, куратора). В «ректорат» входит одна или несколько школ, курируемых психологом. Количество таких школ зависит от числа учащихся и расположения. По этому принципу в Швеции осуществляется практически вся работа специалистов с образовательными учреждениями, включая медицинскую, психологическую и социальную. Шведский школьный психолог решает специфические для школьного обучения психологические проблемы детей: плохая успеваемость, трудности взаимоотношений с учителем, коллективом класса и пр. В случае возникновения индивидуально-психологических проблем, напрямую не связанных с процессом обучения, психолог направляет ребенка в специализированные психологические консультативные учреждения. Основная форма работы психолога в образовательном учреждении – индивидуальное консультирование. Наряду с этим психолог выходит в классы для знакомства с детьми и наблюдения их в реальной школьной обстановке, а также занимается профессиональной презентацией своей работы. К психологу-куратору в свободном порядке могут обращаться с индивидуальными проблемами все учащиеся, а также классные руководители с проблемой конкретного ученика или конфликта между детьми. Таким образом шведский школьный психолог работает с актуальными психологическими проблемами по запросам детей и педагогов. Вопросами программного и методического обеспечения развития и обучения детей занимаются педагогические кадры образовательного учреждения. Психологи-кураторы дают педагогам рекомендации по каждому конкретному случаю воздействия. В сложных случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции куратора, проблема выносится на социальную комиссию (консилиум), образованную социальными, психологическими, медицинскими работниками, с обязательным приглашением всех заинтересованных лиц (родителей, других членов семьи, друзей и др.). Шведская модель психологического сопровождения образовательного процесса при кажущейся простоте решает проблему взаимодействия различных специалистов образования, в том числе проблему психолого-педагогического сотрудничества, комплексно. Основной недостаток представленных моделей, по мнению Е.И. Изотовой, заключается в том, что они охватывают преимущественно школьные образовательные учреждения, а дошкольные образовательные учреждения и учреждения профессионального и высшего образования остаются вне сферы деятельности государственной психологической службы. Учитывая это и вместе с тем используя позитивный зарубежный опыт для своего развития и совершенствования, отечественная психологическая служба образования создает свои адекватные для нее модели и формы организации психологической деятельности. В.Э. Пахальян, анализируя существующие в современной практике образования, модели работы психологической службы, приходит к выводу о многоаспектности подходов к рассмотрению имеющихся моделей. Автор говорит о том, что в России сегодня можно выделить несколько основных моделей деятельности психологической службы образования, в рамках которых существенно различаются основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования. Условно эти модели можно обозначить как «служба поддержки образования», «служба психологического сопровождения», «служба содействия», «служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе» и «служба психологического здоровья». Основное содержание каждой модели, а также основания для построения соответствующего содержания и направленности работы психолога представлены в следующих положениях. 1. Служба сопровождения. «Под сопровождением развития понимается такая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы.... Сопровождение – это мульти- дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников». «Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия». «Под психологическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития». 2. Служба поддержки образования. «Работа психолога... должна опираться на новые методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Последнее позволяет говорить о необходимости создания целостной системы психологического обеспечения развивающего образования, которая в качестве основных своих составляющих должна включать: разработку научно обоснованных концепций и программ обучения; междисциплинарное проектирование новых детоцентри-ческих моделей содержания образования... создание принципиально новых моделей подготовки самих психологов... создание эффективных форм психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя...». 3. Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе. «Главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся». 4. Служба содействия. «Целями службы являются: – содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; – содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; – оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; – содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности». 5. Служба психологического здоровья. «Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста». «Цель психологической службы – психическое и психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве...». Представляется правомерным говорить о том, что теория практики нужна для того, чтобы на ее основе можно было построить и реализовать целостную модель деятельности школьного психолога, в которой органично увязывались бы цели и конкретные виды ежедневной работы, задачи и выбранные методы, содержание и организационные формы. В основу такой модели, на взгляд М.Р. Битяновой, должна быть положена определенная ценностная идея, некоторый взгляд на ребенка, процесс его развития и ту роль, которую в этом процессе играет взрослый и созданные им образовательные и воспитательные пространства (например, массовая средняя школа). В утверждении такой ценностной идеи мы можем пойти различными путями, утверждает автор. Например, говорит М.Р. Битянова, можем положить в основу деятельности школьного психолога идею помощи ребенку, испытывающему различные трудности в процессе обучения и развития. В этом случае он выходит на хорошо утоптанный путь, проложенный клиническими психологами с их специфическим взглядом на ребенка как носителя проблем, но остается далеко в стороне от целей и задач самой педагогической системы школы. Его деятельность оказывается связанной с ней весьма своеобразным и часто противоречивым образом, а связь возникает в тех ситуациях, когда педагогическая система оказывается неэффективной. В основание работы школьного психолога может так же быть положена идея научного руководства учебно-воспитательным процессом. В этом случае он не только не остается в стороне от актуальных психолого-педагогических проблем, но, напротив, становится идеологом педагогической системы школы, часто ее автором и еще чаще – основным «толкачом».
|