На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические детерминанты успешной коммуникации личности
Психологические детерминанты успешной коммуникации личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

© Невьянцева Мария Сергеевна

аспирант

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»

Россия, г. Улан-Удэ

Е-mail: justmaria собачка mail.ru

В рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации. Делается вывод о том, что общение является одним из самых важных видов деятельности людей, оно не только раскрывает основные характеристики их как субъектов и объектов общения, но и оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Показана зависимость процесса общения от уровней его развития: владения понятной окружающим речи, реакций на эмоциональные связи и поведенческие особенности, восприятия самочувствия собеседника, способности управлять процессом общения. Процесс общения и коммуникативные способности способствуют благотворному влиянию на успех коммуникативных связей с окружающими людьми.

Ключевые слова: невербальные коммуникации, детерминанты, успешность, психология, общение.

В формировании коммуникативных способностей индивида главным условием является гармоничное общение. Это многогранный процесс, зависящий от многих факторов, которые необходимы для развития речевой коммуникации. В своей работе Е. А. Смирнова отмечает, что успешность или не успешность общения находится в прямой зависимости от этих факторов [10, c. 34]. Современные психологи рассматривают коммуникативные способности с различных аспектов. В. Н. Мясищев акцентирует основное внимание именно на этих способностях, которые помогают человеку устанавливать связи с другими людьми [8, c. 34]. А. Г. Самохвалова, Л. А. Дубинина, Е. А. Смирнова, Я. М. Колкер рассматривают коммуникативные способности, в ракурсе психологических аспектов выясняя способности и готовность индивида начать акт коммуникации достигнув поставленных задач общения используя индивидуальные личностные особенности[3,5,6,9,10]. В исследованиях Е. А. Смирновой рассмотрено, как значимы возможность и условия общения в формировании коммуникативных способностей с раннего возраста. Дети, которые испытывают стеснение при общении с дошкольного возраста, в будущем могут стать агрессивными и не отзывчивыми к другим, неспособными решить конфликт[10, с. 45]. При новых контактах таким людям трудно добиться общения на равных. Они занимают или позицию превосходства, или позицию ниже, чем оппонент. Эти люди не могут адекватно оценить других и себя, а без этого не возможно создание дружеских отношений. В условиях нехватки общения со сверстниками, ребенок не может научиться строить дружеские отношения с другими. Наличие дефицита общения с взрослыми, у ребенка впоследствии вызывает зависимость от мнения лиц выше рангом и людей постарше. В тоже время, индивидуально- личностный аспект входит в особенности коммуникативных способностей. Он основан на типе темперамента и характера человека, и конечно на тех условиях внешнего мира и особенностях общения, которые встретятся человеку по мере развития. А. Г. Самохвалова считает, что от типа темперамента зависит создание базы способствующей развитию коммуникативных способностей. Но нужно отметить, что окончательный итог их формирования, по мнению исследователя, оказывают большое влияние стиль воспитания родителей, а также связи с близким окружением и друзьями, еще в период детского созревания [9, с. 51].

Я. М. Колкер абсорбирует такие показатели как активность личности при установлении, поддержании, завершении акта коммуникации, успешность личности при разрешении конфликтных ситуаций в общении, характер длительности и включенности личности в процесс коммуникации, высокая интенсивность общения личности, активность личности при установлении, которые свидетельствуют о высоком развитии коммуникативных способностей [6, c. 32].

Л. А. Дубинина охарактеризовала коммуникативную способность в ракурсе динамики общения, проявляющейся в виде легкого и быстрого акклиматизации человека в новом круге общения, э формировании новых эффективности формирования новых качеств в результате общения, а также умение личности распоряжаться вербальными и невербальными средствами общения и степенью выражения эмоций [5,c. 6]. Присутствие способности к коммуникации подразумевает способность личности к стратегическому и тактическому мышлению, определяющему будущий характер общения и основные методы, для достижения максимально возможного положительного результата. В связи, с чем Е. А. Быстрова акцентирует внимание на стратегических и тактических методах, входящих в комплекс коммуникативных способностей человека [3, c. 7].

Стратегическими способностями считают предварительное планирование коммуникативной тактики, которую индивид желает применить в ходе общения. То есть человек способен распознать характер и специфику общения, и действовать таким образом, чтобы избранная стратегия поведения был, достигнут максимально положительный результат в общения. Тактические способности включают в себя конкретные подходы и методы, предпринимаемые личностью в процессе общения. Правильно подобранные тактические коммуникативные способности помогают включить личность в процесс общения и удержать ее в коммуникации. Они состоят из двух групп методов — личностно-ориентированных и технических. Личностно-ориентированные методы в общении основаны на восприятии личностных и индивидуальных особенностей собеседника, а также личные интеллектуальные, эмоциональные и другие черты, необходимые для достижения требуемых результатов в коммуникации. Технические методы общения в основном практико-ориентированы. Личность пользуется ими в процессе коммуникации. Сюда входят способности к саморегуляции, эмпатии, перцепции, регулировании и поддержании процесса коммуникации, владение собственным речевым аппаратом для осуществления развернутого и понятного диалога [3].

Э. А. Голубева, А. А. Леонтьев, О. Б. Асриян, Т. В. Капустина, В. М. Ларина считают, что коммуникативные способности состоят из разнообразных компонентов. По мнению этих исследователей, коммуникативные способности должны рассматриваться как комплексное новообразование в психике человека [1, 2, 4, 7]. Асриян О. Б. с соавторами анализируют коммуникативные способности в концепции коммуникативной профессиональной компетентности, которая представлена когнитивными, эмоциональными, а также особенностями поведения индивида [1, 2]. В рамках комплексного подхода в изучении способностей Э. А. Голубева выделила когнитивные, эмоциональные, само оценочные, коммуникативно-деятельностные компоненты коммуникативных способностей. Все они взаимосвязаны и в совокупности образуют коммуникативные способности [4, c. 75]. Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а конкретно, познавательными функциями. Он помогает индивиду замечать, все социальные события, которые происходят в окружающем мире, чтобы затем интерпретировать и запоминать эти события. В основном данный компонент представляют внимание, восприятие и память. Деятельностный компонент связывают с ранее приобретаемыми знаниями и умениями в сфере коммуникации. К этим умениям относятся самостоятельное конструирование социально принятых форм общения, стремление к саморегуляции своих эмоциональных проявлений, умения быть инициативным при общении с взрослыми и сверстниками и способность к конструктивным действиям в конфликтной ситуации. В этот компонент входит вербальные и невербальные средства коммуникации. Эмоциональный компонент это умение организовывать и удерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навык саморегуляции, умение контролировать себя и отвечать на эмоциональное состояние оппонента. Такой компонент способствует созданию эмоционального фона, влияющему на создание комфортного или дискомфортного общения. И самооценочный компонент воздействует на способности человека к адекватной оценкой личностных качеств, своих и партнера в процессе общения.

В итоге мы понимаем, что в формировании коммуникативных способностей необходимо, во-первых, способность высказываться понятно окружающим, учитывая внешние условия общения. Во-вторых, регулирование процесса общения с условием, пресечения возникающих конфликтов мирным способом. И, в-третьих, уметь среагировать на эмоциональную связь и особенность поведения собеседника, с учетом его самочувствия. Это значит, что коммуникативные способности состоят из комплекса компетенций и умений, которые необходимы в формировании и развитии на начальном этапе развития личности. Коммуникативные способности, как и любое новообразование в структуре личности, охарактеризованы определенными чертами. Зная их специфику можно диагностировать те или иные уровни развития коммуникативных способностей.

А. А. Леонтьевым выделяется три компонента коммуникативных способностей. Первый это информационно-коммуникативный компонент, в котором содержатся основы начала, поддержания и заключения общения, обмен высказываниями, опытом и знаниями собеседника об окружающем мире и о себе. На их основе возможно построение высказывания, используя основные средства вербального и невербального общения. Второй компонент включает аффективно-коммуникативную составляющую. Автором сюда относится способность личности к распознанию эмоционального состояния партнера в общении и применении образцов поведения подчиняющихся необходимым условиям общения. Им выделены такие черты как внимательность, отзывчивость, уважительное отношение к личности собеседника, стремление к эмпатии. Третий компонент регулятивно-коммуникативный, он характеризуется способностью личности к установлению отношений сотрудничества в процессе общения, обращаться за помощью и применение адекватных методов регуляции конфликта достижением компромисса [7].

В качестве главных психологических мерок успешности общения, в психологии принято выделять такие, как свобода, свобода, легкость, спонтанность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.

Вырабатывание коммуникативной осведомленности помогает установлению доверительного контакта проходящего такие стадии как коммуникативная совместимость, позитивный контакт, коммуникативная успешность. При формировании коммуникативной успешности возникают эффекты эмоциональной поддержки: сочувствие, чувство принятия другого и психологической близости.

В качестве интегральной характеристики коммуникативного поведения, успешность развивается с возрастом и накоплением знаний специфики общения, приобретения и расширения круга социальных умений, роста доверия к себе и своим возможностям

Межличностное общение является необходимым условием существования общества, без него не может полноценно сформироваться ни одна психическая функция или психический процесс, ни один блок психических свойств, и даже личность в целом. Критерии успешности, средства и способы, необходимые для эффективного общения, можно вывести по аналогии с критериями результативности коллективной деятельности. Отсутствие конфликтов не может быть надежным показателем успешной коммуникации по следующим причинам:
а) вместо явных конфликтов возможно присутствие напряженности, замаскированной внешне спокойным тоном общения, формальным контактом;
б) современная социальная психология не рассматривает конфликты как безусловное зло, в них есть некоторая позитивная роль, и значит, каждому участнику общения необходимо использовать все способы прекращения конфликтной ситуации.

Успешность общения проявляется достижением и закреплением психологических контактов с собеседниками с целью стабилизации межличностных связей на их наилучшем этапе развития с помощью достижения согласия, совместимости, взаимной приспособленности и удовлетворенности, благодаря гибкой корректировки цели, умения и состояния, способа взаимодействия в соответствии с изменяющимися условиями.

Важнейшими психологическими критериями успешного общения надлежит признать спонтанность, легкость, контактность, свободу, адаптивность, коммуникативную совместимость, адаптивность, удовлетворенность.

Относительно вопроса о детерминантах успешной коммуникации необходимо обозначить критерии предпочтения моделей поведения для результативного общения. Это нравственная безупречность. Здесь необходима верная трактовка честности, справедливости, совестливости, что обеспечит выбор правильных моделей поведения. Во-вторых, соответствие, установленным в этой культуре, социальным нормам. В процессе воспитания индивиду прививаются способность понимать законы общества, моральнонравственные принципы. В итоге человек своих действиях учится следовать не только принципам своих желаний и потребностей, но и умеет принимать во внимание окружающую его действительность. В-третьих, постановка отчетливой цели и использование для ее достижения всей своей силы воли, знаний и умений. В-четвертых, это способность использовать данную сложившуюся ситуацию. В-пятых, это хорошая самооценка собственного поведения, деятельности и своей личности в целом, при сохраненной способности к здоровой самокритичности. Тщательный анализ своих психологических характеристик. Поскольку в социуме общение является одним из самых важных видов деятельности людей, оно не только раскрывает основные характеристики их как субъектов и объектов при общении, но и оказывает влияние на дальнейшее формирование их личности. При этом наиболее заметно это влияние на такие факторы, в которых выражается отношение индивида к другим людям и к самому себе.

Таким образом, изучая различные подходы к пониманию детерминантов успешной коммуникации, мы делаем вывод о зависимости процесса общения от уровней их развития. То есть владение понятной окружающим речи, которая отвечает внешним условиям общения, реакцией на эмоциональные связи и поведенческие особенности, восприятие самочувствия собеседника, необходимость управления процессом общения с условием улаживания мирным способом возникающих конфликтов. Понятие сути, как процесса общения и коммуникативных способностей, способствует благотворному влиянию на успех коммуникативных связей с окружающими людьми.

Литература

1. Асриян О. Б., Капустина Т. В., Ларина В. М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 631635.

2. Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2016. — № 4. — С. 93-97.

3. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. — 1996. — № 1. — С. 3-8.

4. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10 — № 4. — С. 75.

5. Дубинина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Обучение и воспитание. — 2005. — № 10. — С. 3-11.

6. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в школе. — 2010. — № 4 — С. 30-33.

7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М. : Знание, 1979. — 94 с.

8. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. — СПб. : Речь, 2010. — С. 34-45.

9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. — СПб. : Речь, 2011. — 432 с.

10. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. — Шуя: Издательство «Весть», 2006. — 132 с.

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.