Згогурина А.В., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Дудьев В.П. канд. пед. наук, профессор В настоящее время вопросы изучения эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития приобретают важное социальное, психолого-педагогическое, нравственно-этическое значение, что обусловлено ростом числа детей данной категории и необходимостью оказания им адекватной помощи. Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых норм для данного возраста [1].
Эмоциональная сфера старших дошкольников с ЗПР характеризуется выраженным своеобразием. Для этих детей характерны нестабильность эмоциональной сферы, пугливость, агрессивность, негативные установки по отношению к себе, наименьшая развитость компенсаторных и психозащитных механизмов по сравнению с их нормативно развивающимися сверстниками. Отмечается высокая степень психоэмоционального напряжения; замкнутость, нерешительность, снижение коммуникативной активности; высокий уровень тревожности, низкая самооценка. Все эти особенности возникают из-за того, что у детей с ЗПР менее развита сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов [2]. Учет специфики эмоциональной сферы, оптимизация ее развития будут способствовать совершенствованию коррекционной работы по снижению тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, что благоприятно скажется на их общем и психическом развитии. Тревожные состояния следует понимать как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [3]. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивое свойство, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с задержкой психического развития при преодолении тревожности оказывают психопрофилактические, коррекционные, развивающие эффекты, снижают эмоциональное напряжение, тревожность[4]. Арт-терапевтические упражнения помогают снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть страхи, развивают мелкую и крупную моторику, позволяют диагностировать и корригировать психическое состояние ребенка. Недостаточное количество научных работ по проблеме коррекции тревожных состояний у обозначенной категории детей посредством арт-терапии обуславливает актуальность настоящего исследования. Исходя из вышеизложенного, нами было разработано и организовано опытно-экспериментальное исследование, цель которого состояла в снижении уровня тревожности, корригирование страхов, развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРс помощью приемов и методов арт-терапии.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад № 10 «Радуга», г. Новоалтайск. В экспериментальную работу были включены 10 детей с задержкой психического развития. Наша экспериментальная работа включает в себя три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента состояла в изучении проявлений тревожных состояний у детей с ЗПР экспериментальной группы с помощью специальных методик. Формирующий эксперимент включал в себя разработку и реализацию комплекса занятий по коррекции тревожных состояний у детей с ЗПР посредством арт-терапии. Контрольный эксперимент был направлен на выявление эффективности проведенной работы с детьми с ЗПР по коррекции их тревожных состояний посредством арт-терапии. На первом этапе исследования были подобраны диагностические методики для выявления уровня тревожности у обозначенной категории детей: «Проективный тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфилова; «Паровозик» С.В. Велиева. Анализ результатов констатирующего эксперимента подтвердил литературные данные о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеются специфические особенности эмоционально сферы. По результатам проведенных методик у большинства детей экспериментальной группы был выявлен высокий уровень тревожности (100 %), значительное количество страхов (100 %), а также высокая степень негативного психического состояния (70 %). На основе данных полученных при проведении констатирующего эксперимента нами была разработан комплекс психокоррекционных занятий с детьми экспериментальной группы. Данный комплекс занятий был направлен на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Второй этап эксперимента - формирующий - был проведен в три этапа: 1. Предварительный этап, в ходе которого были выявлены основные проблемы, повышался уровень знаний у педагогов и родителей детей с ЗПР по вопросу тревожных состояний и их коррекции с помощью арт-терапии. 2. Основной этап был посвящен непосредственной работе по коррекции тревожных состояний у детей с ЗПР с помощью разработанного комплекса занятий и использования средств арт-терапии. 3. Заключительный этап состоял в проведении анализа опытно-экспериментальной работы по коррекции тревожных состояний у детей с задержкой психического развития посредством арт-терапии. Комплекс включал в себя 20 занятий, которые проводились 3 раза в неделю, в первую половину дня. Форма работы - групповая. Длительность каждого занятия составляла 30 минут. Каждое занятие состояло из 3-х частей: вводной (приветствие), основной (коррекционно развивающей, реализация основных задач программы) и заключительной (подведение итогов занятия и ритуал прощания). Использовались следующие арт-терапевтические методы - драмтерапия, музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия. Во время занятий дети вели себя заинтересовано. Старались отвечать на вопросы, которые им задавались, проявляли желание рисовать и петь, внимательно слушали сказки, взаимодействовали друг с другом. Как мы могли увидеть, к 13-14 занятию у дошкольников снизился уровень замкнутости и страхов в общении, они стали легче вступать в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. К завершению реализации комплекса занятий, мы увидели, что дети стали менее тревожны, беспокойны. Они стали легче вступать в контакт с другими людьми, стали наиболее открытыми и раскрепощенными. После проведения третьего этапа эксперимента - контрольного, мы смогли увидеть, что произошли положительные изменения благодаря разработанному комплексу занятий, проведенных нами с детьми экспериментальной группы. Мы увидели положительную динамику изменений уровня тревожности, страхов детей, а также изменения их психического состояния в лучшую сторону. Дети стали менее тревожными, более раскованными, открытыми в ситуациях коммуникации, более активны в социальных контактах за рамками близкого окружения.
Библиографический список 1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. - Москва : Инфра-М, 2015. - 411 с. 2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. - 2015. - № 2. - С. 63-69. 3. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 38-47. 4. Вачков, И. В. Арт-терапия в работе детского психолога / И. В. Вачков // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 4. - С. 12-17. 5. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 137-149. 6. Короткова, Е. В. Особенности поведения взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР / Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев // Царскосельские чтения. - 2017. - № 2. - С. 329-332. 7. Никитин, В. Н. Арт-терапия : Учебное пособие. / В. Н. Никитин. - Москва : Когито-Центр, 2014. - 328 с. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020
|