На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология История и современное состояние изучения детей с задержкой психического развития
История и современное состояние изучения детей с задержкой психического развития
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология

1. История изучения детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психических нарушений. Задержка психического развития - это особый тип психического развития ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В истории изучения детей с задержкой психического развития данная категория детей обозначалась разными терминами: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие» и др. В отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний использовались такие определения, как «слабоодаренные дети» (В.П. Кащенко), «умственно недоразвитые», находящиеся между детьми с олигофренией в степени дебильности и нормально развивающимися детьми (П.П. Блонский).

Впервые изучением феномена задержки психического развития начали заниматься клиницисты. Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Г.Е. Сухарева отмечала у данной категории детей замедленный темп психического развития, личностную незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухаревой выделены шесть типов состояний, которые следует дифференцировать от олигофрении:
1) интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;
2) интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;
4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
5) интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;
6) интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервнопсихических заболеваниях.
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития началось в отечественной дефектологической науке и практике в 60-е годы ХХ века. Изучение особенностей психического развития детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми и другими категориями аномальных детей было обусловлено необходимостью развития системы образования и оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития (М.С. Певзнер).
Систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития было начато в 70-е годы ХХ века сотрудниками Научно-исследовательского института дефектологии. В этот период была разработана классификация типов задержки психического развития на основе критерия преимущественного недоразвития эмоциональноволевой сферы или познавательной деятельности. Первые обобщения клинических данных о детях с задержкой психического развития были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».
Важным этапом в изучении детей с задержкой психического развития стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е годы. Исходя из этиологического принципа, К.С.Лебединской выделены четыре основных варианта задержки психического развития: задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебральноорганического генеза. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
В специальных исследованиях используется понятие «психический инфантилизм», под которым понимается вариант задержанного развития, проявляющийся в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта. Психофизическая незрелость выступает в форме несформированности или недифференцированности ценностных ориентаций. Описывая «социально обусловленные» особенности детей с задержкой психического развития, К.С.Лебединская, И.Ф. Марковская, Н.Л. Белопольская, Т.А. Фотекова указывают на преобладание установки на удовольствие. Наблюдается нестойкость личностных мотивов и интересов, постоянное стремление к переменам, неадекватность представлений о самом себе (от собственной исключительности и значимости до личностной ненужности и ущербности), о том месте, которое индивид занимает в окружающем мире.
Согласно данным М.Г. Рейдибойм, задержка психического развития проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы и имеет ряд особенностей. Чаще всего отмечается недоразвитие эмоций: переживания неглубокие, поверхностные, реакции неадекватны источникам. Повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом.
Изучением проблемы отставания в развитии у детей как следствия минимальных органических повреждений мозга занимались А. Штраус и Л.Лейтинен. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы. Такой подход привёл к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией. Сторонники этой концепции считают, что не только органическое, но и функциональное нарушения могут приводить к задержке психического развития.
В конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века в Великобритании и США были проведены эксперименты по преодолению отставания в развитии у детей и создана программа «опережающего обучения», которая предусматривала специальную подготовку детей, оказавшихся неподготовленными к школьному обучению в срок.
В англо-американской литературе задержка развития частично рассматривается в рамках синдрома «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Этот термин с 60-х гг. ХХ века используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Г езел)
Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо-американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД (А. Гезел, Н.М.Блюм). Так в его рамках рассматривается отчасти и задержка психического развития.
В американской психологии представлен ряд тематических исследований по характеристике и способам диагностики детей с задержкой психического развития. Большинство работ направлено на изучение различных симптоматических картин, обнаруживаемых у детей с мозговыми нарушениями. Это категория детей с широкой гаммой различных психопатологических синдромов, которые приводят к отставанию в психическом развитии (В. Круйшан). Сюда входят дети с поражением центральной нервной системы (специфического или диффузного характера), речевыми нарушениями, трудностями в обучении, перцептивными нарушениями, гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу входят дети, у которых не обнаруживается никаких нейрофизиологических нарушений, но, тем не менее, проявляются те же самые психологические симптомы, что и у детей с нарушением центральной нервной системы.
Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению задержки психического развития и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм задержки психического развития, осуществляемый Р.Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с задержкой психического развития. По мнению Р. Заззо, до сих пор вопрос о задержке психического развития решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта при различных формах задержки психического развития. Р. Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Гетерохрония, согласно Р. Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка, так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера задержки психического развития он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации о ребенке: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.
А. Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного». В характеристике развития, которая актуальна и сегодня, А.Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. Диагностировать по А.Валлону - значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми, а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.
С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А. Валлон, Р. Заззо).
А. Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии развития.

 

2. Понятие «задержка психического развития» и его существенные признаки


Задержка психического развития - это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психических функций (эмоциональноволевой и/или познавательной сфер) в результате действия неблагоприятных биологических и социальных факторов.
К существенным признакам понятия «задержка психического развития» относят следующие:
1) биологический и социальных характер происхождения нарушений психического развития;
2) обратимость дефекта к норме;
3) парциальность (единичность) расстройств, при задержке психического развития страдают отдельные психические функции познавательной и/или эмоционально-волевой сфер.


3. Этиология задержки психического развития


В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия обучения и воспитания и органическая недостаточность нервной системы.
Стойкая задержка психического развития имеет органическую природу. Многие исследователи в качестве причин задержки психического развития выделяют:
- хронические соматические заболевания матери, начавшиеся еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- патологию беременности (травмы беременной и плода; тяжелые интоксикации организма вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; токсикозы; токсоплазмоз; инфекции (краснуха, паротит, грипп), несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и т.д.);
- болезни плода;
- асфиксию и родовые травмы;
- ранние (в первые 1-2 года жизни) постнатальные заболевания (дистрофирующие инфекционные заболевания - в первую очередь, желудочнокишечные, мозговые травмы и др.).
Соотношение биологического и социального в генезе и течении задержки психического развития исследовалось Л.К. Боченковой, которая рассматривает задержку психического развития в контексте двух моделей.
Первая модель строится на идее полигенного наследования. Наследование недифференцированных олигофрении происходит не по доминантному и не по рецессивному типу, а обусловлено аддитивным действием полигенов, каждый из которых оказывает слабое влияние на умственное и психическое развитие. Вторая модель - социальной обусловленности, в рамках которой генетические факторы полностью нивелируются, и нарушения в развитии возникают из-за эмоциональной депривации и социальной запущенности детей.
В контексте медицинского подхода задержка психического развития рассматривается как синдром незрелости психических или психомоторных функций и как проявление замедленного созревания морфофункциональных систем мозга под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов. Считается, что задержка психического развития может быть первичной или вторичной и что она имеет различную динамику. Так, возникая в результате временно действующих вредностей (например, недостаточности стимулов, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства), задержки психического развития может иметь временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание развития. В структуре резидуально-органической мозговой недостаточности задержка развития проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее компенсации другими, иногда акселерированными функциями.
Говоря о причинах возникновения парциальных форм недоразвития, следует указать на характер проявлений локальных поражений тех или иных систем развивающегося мозга. Они могут быть вызваны инфекционными, токсическими соматическими заболеваниями матери, травмой, асфиксией плода, действующими в последний триместр внутриутробного развития, в момент родов и первые месяцы жизни. В избирательности поражения определяющую роль играет период интенсивного формирования функциональных систем центральной нервной системы, иногда специфичность действия вредного фактора, а также конституционально-генетическая предрасположенность. Последняя может быть причиной первичной задержки созревания отдельных функций или психики в целом. Вторичные задержки психического развития нередко являются следствием парциальных форм недоразвития. Тенденция к выравниванию и компенсации характерна как для парциальных форм психического развития, так и для задержки психического развития в целом, она основывается на установлении недостаточности отдельных функций: памяти, внимания, целенаправленности действий, речевой деятельности и др. При относительной сохранности мыслительных операций, способности к абстрагированию, при постановке диагноза первичной задержки психического развития следует учитывать незначительную степень отставания (не более чем на один возрастной период), гармоничную структуру задержанной функции, соответствующей младшему возрасту, отсутствие признаков искажения развития, нарушения главным образом высших уровней той или иной функции. Вторичная задержка психического развития не отличается гармоничностью, она несет в себе признаки, зависящие от первичного дефекта.
В отечественной и зарубежной литературе психологическая характеристика детей с задержкой психического развития подтверждается данными неврологического и нейрофизиологического исследования. В неврологическом состоянии часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления стертого синдрома, выраженной вегетативно-сосудистой дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера констатируется у 50-92% таких детей (П.Шильдер, X. Лютер, И.Ф. Марковская).
Данные ЭЭГ свидетельствуют о выраженных нарушениях в 30-55% случаев (Г. Гроссман, В. Шмитц, А. Уилкер, Д. Сатерфильд, Н.Н. Зислина): отсутствие альфа-ритма, преобладание генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона либо высокочастотной активности, пароксизмальные вспышки высокоамплитудных дельта-волн и т.д. На дисфункцию верхнестволовых структур указывают данные Ю.Г.Демьянова, Н.Н. Зислиной и М.Н. Фишман. Наряду с описанными расстройствами необходимо упомянуть еще ряд энцефалопатических симптомов, которые обусловлены органическим поражением головного мозга и носят название синдрома минимальных мозговых дисфункций.

Источник: Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.В. Шипова. - Саратов, 2018. - 86 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.