4.1. Цветовая психодиагностика в арт-терапии
Обратимся к анализу психологии цвета, которая имеет большое значение в реализации метода арт-терапии в практической профессиональной деятельности. По мнению П. В. Яньшина, «цвет как совокупность оттенков представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека и его эмоциональным состоянием» [67, с. 306]. Цвет является выражением внутреннего психического мира человека, аналогом его вербального высказывания. Следовательно, анализ используемых цветов и цветовых сочетаний, регулярно повторяющихся в изобразительной продукции или же абсолютно не используемых клиентом, степень цветового заполнения пространства листа бумаги могут служить основаниями для проведения психодиагностических процедур и получения важной информации как о самой личности, ее психологических особенностях, выраженных качествах, так и об актуальном на момент создания творческой продукции психоэмоциональном состоянии.
Однако сразу следует обратить внимание на возможные риски, связанные с потенциальным субъективизмом арт-терапевта в интерпретации творческой продукции, а также с проекцией собственных проблем на продукцию клиента. Такие риски возрастают при однозначном толковании арт-терапевтом используемых клиентом цветов на основе имеющихся схем интерпретаций, если они осуществляются без учета ассоциаций самого клиента и его индивидуального опыта взаимодействия с тем или иным цветом. Следует учитывать целый ряд факторов, влияющих на психотерапевтические отношения, систему интервенций и интерпретаций, осуществляемых арт-терапевтом: культурный опыт арт-терапевта и клиента, особенности их мировоззренческой сферы, половозрастные особенности; наличие опыта общения с другими психотерапевтами (для клиента) или клиентами (для арт-терапевта); взаимные ожидания от взаимодействия и фактический прошлый опыт совместной психотерапевтической работы; наличие сходства в актуальных психологических проблемах клиента и психотерапевта и т. п. [27]. В истории формирования житейских, а затем и научных знаний человека о мире возникали различные системы интерпретации цветов, связанные с изменением содержания цветового символа в зависимости от исторического и культурного контекста. Многие из них основаны на сакральности содержания, выражаемого с помощью цвета. Б. А. Базыма обозначил несколько этапов в развитии цветового символизма. Первый из них — космологический. Он длился от начала использования цветов в качестве символов до периода античности. На данном историческом этапе цвет был тесно связан с магией и мистикой, отождествлялся полностью с мистическими силами. Основную роль играли три цвета: белый, черный и красный. Остальные цвета не являлись самостоятельными, а тяготели к одному из главных. Второй этап развития цветовой символики назван автором религиозным или богословским. В этот период цвет рассматривался как символ отдельных высших сил, стихий или явлений. Существовавшая ранее жесткая связь между цветом и мистическими силами на этом историческом промежутке значительно ослабела. Третий этап, начало которому положила вышедшая в свет научная работа Гёте «Учение о цвете», ознаменовал переход к восприятию человеком цвета как символа отдельных социально-психологических структур и конкретной личности. Далее в рамках развития представлений о цветах были созданы известные психологические тесты, базирующиеся на анализе цветовых выборов: тест Люшера, цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда, методика цветовых порогов Э. Т. Дорофеевой, тест цветных пирамид Р. Хейса и Г. Хилтмана, методика О. А. Ореховой «Домики» и ряд других, успешно применяющихся в практике психологов-диагностов. Данный этап развития цветового символизма длится до настоящего времени и позволяет психологам и менеджерам успешно проводить цветовую диагностику отдельно взятой личности или целой социальной группы [2]. Все цвета можно разделить на две большие группы: 1) ахромные — расположенные в континууме от белого через серый до черно го и характеризующиеся светлотой; 2) полихромные — отличающиеся по таким характеристикам, как цветовой тон и насыщенность. Каждый цвет анализируется с учетом физиологического, психологического и духовного уровней его воздействия на личность. При этом психологический уровень предполагает учет индивидуальнопсихологического и социально-психологического подуровней. При анализе творческой продукции, связанной с использованием различных цветов и цветовых сочетаний, можно выделить несколько «цветовых палитр»: весеннюю (используются пастельные, не очень яркие тона), летнюю (используются яркие насыщенные краски, на рисунках присутствуют цветы, ягоды, плоды), осеннюю (преобладают более тусклые по сравнению с летними желто-коричневые тона), зимнюю (используются белый, серый, черный, бледно-желтый и бледно-голубой цвета). Преобладание весенней палитры свидетельствует о преимущественной ориентации человека в будущее, наличии ярких мечтаний и планов, не всегда имеющих отношение к реальности. Преобладание летней палитры указывает на активное и деятельное настоящее: выраженную активность и эмоциональность, насыщенность текущей жизни, реализацию основных потребностей. Преобладание осенней палитры говорит об ориентации в прошлое, ответственности за поступки, развитости самоанализа, возникновении мудрости и доли сожаления об ушедшем, начале актуализации в сознании смысложизненных вопросов. Преобладание зимней палитры свидетельствует о неудовлетворенности, несогласии с существующим положением дел, об одиночестве, непонимании другими, выраженной актуализации экзистенциальных проблем или окончании определенного периода жизни человека. Может указывать на его нахождение в кризисе. Наличие зимней палитры в рисунках требует повышенного внимания к данному человеку со стороны психологов. Согласно древнекитайским представлениям, каждый цвет можно связать с определенным временем года: зеленый или синий — с весной, красный — с летом, желтый — с концом лета, белый — с осенью, черный — с зимой [2]. Кроме того, в Древнем Китае цвета соотносили с планетами, стихиями, сторонами света, животными и предметами. В цветотерапии считается, что различные цвета оказывают плодотворное воздействие на разные жизненно важные органы человека и могут оказывать исцеляющее воздействие. Рассмотрим значения основных цветов, каждый из которых имеет как позитивный, так и негативный смысл в интерпретации. Например, белый цвет символизирует добро, чистоту, невинность, духовность. Одновременно это цвет холодности и отсутствия выраженных эмоциональных проявлений. В древнекитайских представлениях он соотносится с Западом и планетой Венера. Животным, символизирующим данный цвет, выступает тигр, предметом — металл. Органом белого цвета в цветотерапии являются легкие. Черный цвет порождает преимущественно негативные ассоциации: темнота, зло, смерть, ночь, тень, бессознательное. Однако этот же цвет скрывает и большой ресурс, энергетический потенциал, который может быть направлен в социально полезное русло или же для решения задач личностного развития. В древнекитайских представлениях можно увидеть его соотнесение с Севером и планетой Меркурий. Животными-символами являются змея и черепаха, соответствующей данному цвету стихией — вода. В цветотерапии черный цвет соотносится с почками. Красный цвет символизирует агрессию, сексуальность, эмоциональность. Позитивный смысл использования клиентом красного цвета заключается в проявлении активности, жизненной силы, энергичности, стремлении к лидерству и личностному росту, самостоятельности. Согласно древнекитайским представлениям, этот цвет соотносится с Югом и планетой Марс. Символом цвета выступает птица-феникс, способная возрождаться из пепла. Соответственно, стихия красного цвета — это огонь. В цветотерапии органом красного цвета является сердце. Согласно Люшеру, цвет можно соотнести с различными психическими функциями, типом поведения личности, дать ему физиологическое, эмоциональное, сенсорное определение, связать функционально с тем или иным органом. Люшер выделяет четыре типа личности: красный, желтый, синий и зеленый. Физиологическое определение красного — атака, экспансия, эмоциональное — желание, сенсорное — аппетит, орган — симпатическая нервная система и поперечно-полосатая мускулатура. Желтый цвет, согласно представлениям Люшера, символизирует гетерономную активность организма, активизацию метабо лизма, энергоснабжения. Его эмоциональное определение — надежда, сенсорное — пикантный вкус, органическое — симпатическая и парасимпатическая нервная система. Согласно древнекитайскому учению, этот цвет символизирует центр Земли и соответствует планете Сатурн. Зеленый цвет ассоциируется у Люшера с защитой и самосохранением, его эмоциональное определение — гордость, сенсорное — вяжущий вкус, основным реагирующим органом является гладкая (непроизвольная) мускулатура. Синий цвет соответствует гетерономной активности, покою организма, снижению его метаболизма и энергозатрат. Эмоциональное определение цвета — нежность, сенсорное — пикантность. Связанными с синим цветом органами являются кожа и парасимпатическая нервная система. В цветотерапии сине-зеленый цвет соотносят с печенью. Согласно древнекитайским представлениям, синий и зеленый цвета связаны с Востоком и планетой Юпитер. Животное, символизирующее эти цвета, — дракон, а символом предметного мира выступает дерево. Итак, при анализе цвета в психодиагностике для снижения степени субъективизма в арт-терапевтических интерпретациях следует учитывать все возможные значения применения цвета или сочетания цветов, ориентируясь на индивидуальные ассоциации клиента и существующие в психологии социально-психологические интерпретационные схемы анализа. Психологическое заключение по поводу личностных особенностей и рекомендаций следует составлять, основываясь только на серии рисунков или на нескольких творческих продуктах клиента, чтобы избежать искажения выводов из-за ситуативного влияния на процесс создания арт-объекта актуального эмоционального состояния участника индивидуальной или групповой арт-терапии.
4.2. Арт-терапевтические технологии в диагностической и коррекционной работе психолога
Сфера практического приложения метода арт-терапии в современной психологической работе постоянно расширяется, охватывая всё новые контингенты клиентов и новые спектры решаемых с его помощью диагностико-коррекционных задач [17; 18; 19; 31; 27 и др.]. Индивидуальная и групповая формы арт-терапии применяются отечественными и зарубежными специалистами при работе с лицами разного возраста: с детьми и подростками (в том числе из неблагополучных семей), взрослыми и пожилыми людьми [21; 23; 31; 56 и др.]. Так, например, пожилым людям чрезвычайно значимо выразить весь спектр своих переживаний. Однако протекание этого процесса в вербальном плане зачастую бывает затруднено из-за переживаний, связанных с вынужденным одиночеством. Поэтому арт-терапевтами разработан ряд техник, направленных на проработку значимых для пожилых людей тем, касающихся взаимоотношений с родственниками, смысла прожитой жизни, отношения к смерти, посмертного существования и др. Одной из таких техник является методика «Путь», позволяющая подробно коснуться различных этапов жизненного пути личности и смысла ее дальнейшего существования [53]. В данной методике человек рисует семь символичных рисунков (Дорога, Мост, Преграда, Зеркало, Понимание, Метаморфоза, Грааль), затем раскладывает их на полу в определенной последовательности и с помощью тактильного контакта и визуализации взаимодействует с каждым из рисунков (с одной стороны), прислушиваясь к возникающим «здесь и теперь» ощущениям разной модальности, и с сопровождающим его арт-терапевтом (с другой стороны), использующим необходимые интервенции. Арт-технологии широко используются в профессиональной подготовке специалистов помогающих профессий [19; 24]. Они полезны в развитии креативности и различных психических процессов лиц любого пола и возраста [36]. Арт-терапевты работают с клиентами, имеющими различные психологические особенности. Одним из важных направлений арт-терпии, четко обозначившимся и, к сожалению, значительно расширившимся в последние годы, является работа с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) [15; 33; 64]. Критерии диагностики РАС следующие: нарушение социальных контактов, особые эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании с особым стереотипным поведением, реализуемым ребенком. Перечисленные особенности приводят к нарушению адаптивных механизмов личности и процесса социализации в целом. Арт-техники позволяют установить контакт с такими детьми и осуществлять необходимые в данном случае психокоррекционные мероприятия. Еще одним важным и востребованным сегодня направлением работы арт-терапевта, связанным с нарушением протекания адаптивных процессов, становится работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), и их родителями. Основная задача такой работы — способствовать развитию нормальных контактов детей с ОВЗ и их здоровых сверстников, помогать адаптации таких детей в изменяющихся условиях, что достигается в основном в рамках групповой работы, в которую включены и здоровые дети, и дети с ОВЗ. Учитывая стремительное развитие инклюзивного образования в нашей стране, такая задача становится особо социально значимой [52; 58]. Особым аспектом работы арт-терапевта является психотерапия лиц, переживших различного рода психотравмирующие события, которые приводят к крушению базовых иллюзий, связанных с собственным бессмертием, простотой и справедливостью устройства мира. К этой категории относятся лица, пережившие физическое или психологическое насилие, в том числе сексуальное [26; 32]. В случае работы с жертвами насилия арт-терапевтические занятия ориентированы на самовыражение, снижение выраженного чувства вины, восстановление и принятие своего образа «Я», формирование жизненных перспектив. В эту же группу потенциальных участников арт-терапии можно включить беженцев и вынужденных переселенцев, жертв военных конфликтов, участников военных действий. Основная цель психолога при работе с такими людьми — помочь в эмоциональном отреагировании пережитого негативного опыта, его принятии личностью и переводе на когнитивный уровень, адаптации к жизни с учетом произошедшего. Важным моментом для таких участников арт-терапевтических занятий является и проработка будущего, которая осуществляется в настоящем времени [14]. Работа с визуальными образами является эффективным средством преодоления первичных симптомов посттравматического стрессового расстройства (вторжение (повторное переживание), избегание и гиперактивация) и его вторичных симптомов (формирование зависимостей, асоциальное поведение и пр.). Это связано с тем, что процесс художественного творчества представляет собой последовательность различных видов экспрессивного взаимодействия с материалами, включающую кинестетические, эмоциональные, перцептивные и когнитивные элементы. Переход клиента от одних видов взаимодействия с художественными материалами к другим способствует преодолению тех защитных механизмов, которые позволяли ему адаптироваться к травме и ее последствиям. Благодаря этому осознаются подавляемые чувства, переосмысливаются события прошлого, формируются более адекватные защитные механизмы. При работе с вынужденными переселенцами и мигрантами работа психолога направлена в первую очередь на оказание помощи в формировании у них новой культурной идентичности. Совместное художественное творчество помогает таким людям познать мир другого человека, что в дальнейшем существенно облегчает их социальную адаптацию [1]. В клинической (медицинской) психотерапевтической практике арт-терапевтический подход активно используется при работе, связанной с психологическим сопровождением беременности на различных ее этапах [59]. Традиционно метод арт-терапии применяется в терапии занятостью психически больных, что способствует отреагированию ими болезненных переживаний и стабилизации их эмоционального фона [1; 6; 65]. Метод арт-терапии эффективно работает с больными, имеющими выраженные нарушения пищевого поведения [10; 50], онкологическими больными [38], лицами с психосоматическими расстройствами и лицами, имеющими другие заболевания. Техники арт-терапии широко применяются в практике работы с различными формами аддиктивного поведения личности, в том числе химическими зависимостями — наркотической и алкогольной [35; 54; 60]. Арт-техники применяются в психологической практике с целью диагностики и коррекции некоторых индивидуально-психологических и эмоциональных особенностей клиентов, например выраженной тревожности агрессивности, импульсивности, в том числе у детей разного возраста [20; 22; 39]. При групповой работе с такой проблематикой арт-терапевтом, как правило, формируются смешанные по составу группы (например, агрессивных и неагрес сивных членов группы), что дает ему возможность максимально контролировать происходящие групповые процессы и разбирать с членами группы на конкретных примерах проявляющиеся в поведении участников деструктивные модели поведения, сопоставляя их с конструктивными, обращаясь к переживаемым «здесь и сейчас» чувствам. Особое место арт-технологии занимают в семейной психотерапии, где они используются с целью выявления и коррекции нарушений в детско-родительских или супружеских отношениях, а также в отношениях в семье как целостной системе. Такие технологии могут применяться при работе с семьями, в которых родители имеют различную этническую принадлежность. Согласно Х. Лангдгартен, рисунки членов семьи помогают арт- терапевту диагностировать дисфункциональные паттерны внутрисемейного взаимодействия, среди которых она выделят следующие: псевдовзаимность, парентификацию, семейное расщепление, семейное искажение, триангуляцию, отчуждение, формирование недифференцированной эго-массы и слияние. Например, триангуляция проявляется в стремлении двух членов семьи объединиться и противопоставить себя третьему члену, изображение которого на общем рисунке затушевывается, зарисовывается или стирается. Семейное расщепление проявляется в конфронтации и взаимной враждебности членов семьи, которые не считаются друг с другом и в процессе создания общего творческого продукта постоянно вторгаются на чужую территорию, что выражается в многократных изменениях общего рисунка: его дополнении, стирании и перерисовывании. Паттерн псевдовзаимности проявляется в специально создаваемой и позиционируемой членами семьи видимости доброжелательности и позитивных семейных отношений. Рисунки таких семей выглядят как гармоничные, отражающие идеальные социальные представления, что проявляется в использовании радужных сцен загородных прогулок с солнцем, цветами и прочими атрибутами счастливой и гармоничной семейной жизни. Парентификация как паттерн негативного семейного взаимодействия может быть обнаружена с помощью диагностики наличия резкой смены ролей в процессе создания группового рисунка. Ребенок в данном случае берет на себя лидерство в создании сюжета: он зачеркивает или перерисовывает рисунки родителей, накладывает свои образы поверх созданных ими сюжетов. В такой совместной творческой продукции центральное место и самую большую площадь листа занимает рисунок ребенка, в то время как рисунки взрослых имеют маленький размер и находятся на периферии общего рисунка. Семейное искажение проявляется в демонстрируемых полностью гармоничных отношениях членов семьи: один из них проявляет инициативу и самостоятельность, пытается занять в изображении центральное место; другие же добровольно занимают подчиненное положение, внося только небольшие уточнения и дополнения в общий рисунок, не претендуя на кардинальное изменение созданного главным членом семьи образа. При этом создается впечатление, что все члены семьи удовлетворены своими ролями и полученным итоговым результатом. Рисунок таких семей отражает комплементарность. Паттерн отчуждения проявляется в стремлении каждого члена семьи к автономии в создании совместного образа. Арт-терапевт может наблюдать полное отсутствие всякого взаимодействия между членами семьи: каждый из них работает на своей территории, создавая собственное автономное изображение и не соотнося его с другими образами. В рисунках таких семей имеются четкие границы между отдельными территориями или же выделяется наличие пустого белого пространства между ними. Паттерн формирования недифференцированной эго-массы и слияния проявляется во взаимопроникновении изображений и полной размытости индивидуальных границ членов семьи на общем рисунке. Совместный рисунок такой семьи хорошо структурирован, количественный и качественный вклад каждого члена семьи очень трудно определить [29]. Полной противоположностью таким негативным паттернам семейного функционирования выступают позитивные аспекты взаимодействия членов семьи, к которым автор относит следующие тенденции: стремление к сотрудничеству; адекватное распределение позиций и проявление лидерских тенденций; взаимную поддержку; появление и усиление позитивных переживаний; использование преодолевающих стратегий в затруднительных ситуациях; проявление внимания, эмпатии, чувства юмора и др. [там же]. В целом следует отметить, что различные методики арт-терапии находят широкое применение в здравоохранении, образовании, консультативной и коррекционной психологической работе, социальной работе. Они позволяют психологу работать с разными людьми, имеющими психологические проблемы различного характера и разной степени выраженности. Они помогают развивать личность, усиливать ее уверенность в себе, повышать адаптационные возможности и получать дополнительный ресурс для преодоления трудных жизненных ситуаций.
4.3. Арт-терапевтические технологии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров
Арт-технологии постепенно начинают применяться в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров разного уровня. Данная сфера арт-терапевтической практики находится в нашей стране на этапе активного становления. Отметим важнейшие реализуемые направления психологической работы в этой области. Традиционно блок решаемых в менеджменте с помощью арт- техник задач связан с диагностикой личностных особенностей сотрудников организаций и выраженности у них лидерского потенциала, с развитием лидерских качеств [37]. С этой целью используются техники «Мой литературный герой», «Сказочный герой», «Танец вождя», «Песня атамана», «Боец», «Путь героя» и др. Данные техники позволяют также выявить доминирующие поведенческие стратегии работников в решении профессиональных проблем и преодолении личных трудностей. Ряд арт-техник ориентирован на лучшее понимание своего места в жизни и в профессии: «Мой герб», «Я как профессионал». Как правило, при выполнении таких заданий на самоопределение человеку предлагается сформулировать основной жизненный девиз, лозунг, озвучить собственную миссию. Это способствует лучшему осознанию личностью процесса профессиональной и личностной самореализации. Данная методика используется при работе с лицами, меняющими профессию, сферу деятельности в рамках одной профессии, организацию, должность и пр. Дополнительно арт-терапевтом, работающим в сфере менеджмента, может производиться анализ выбранных цветов и их сочетаний, а также отсутствующих в рисунков цветов и их значений для данного человека. Психодиагностика с помощью цвета позволяет выделить характерные личностные особенности человека, понять его актуальное эмоциональное и энергетическое состояние. Данная информация становится весьма полезной в области управления отбора персонала для выполнения определенных профессиональных функций. Такие техники позволяют диагностировать и наличие симптомов эмоционального выгорания. Примеры реализации методики «Я в профессии» с помощью техники рисунка и коллажа (респонденты: женщина, медработник, 36 лет; женщина, педагог высшей школы, 52 года) представлены на рис. 3 и 4.
|
Рис. 3-4. Рисунки респондентов на тему «Я в профессии»
Эффективным арт-терапевтическим приемом при работе с профессиональной самопрезентацией личности в общении является создание масок, позволяющих осознать различные социальные и профессиональные роли, которым отдается предпочтение в жизни, увидеть противоречия в предъявляемых Я-образах одного человека (рис. 5).
Рис. 5. Пример использования методики «Маски» на арт-терапевтическом занятии
Обмен созданными масками дает возможность примерить к себе нехарактерные социальные роли, понять действия других людей, осуществляемые в пределах конкретной ролевой позиции. В рамках данной техники может производиться как самоанализ выбранной роли, ее преимуществ и ограничений, восприятия своей роли другими людьми, так и анализ восприятия чужих масок, осознания их соответствия субъективным представлениям о создавшем маску человеке. Могут быть проанализированы качества, которые человек пытается скрыть с помощью маски. Возможно и обсуждение индивидуальной гибкости выбора стратегий самопредъявления, их активного или пассивного характера. Среди демонстрируемых стратегий управления впечатлением можно рассмотреть различные стратегии самопредъявления: примерности, запугивания, самопиара, мольбы, инграциации (стремления понравиться). Важнейшей задачей в области менеджмента является снятие психического напряжения в профессиональной деятельности, борьба с организационными стрессами, эмоциональным выгоранием сотрудников [28]. Следует отметить, что хронические стрессы и переутомление плохо сказываются на физическом и психическом здоровье работников, приводя к снижению эффективности их профессиональной деятельности. Особое место в этом контексте занимают вопросы, связанные с профилактикой возникновения дистресса. Техники арт-терапии, позволяющие отреагировать агрессию и быстро снять стресс, находят широкое применение в области управления персоналом. К их числу можно отнести технику «Испорченный рисунок», в которой членам арт-терапевтической группы предлагается испортить позитивный рисунок другого участника, который затем самостоятельно восстанавливает собственный творческий продукт, трансформируя его в ресурсный арт- объект [53]. В этом же практическом блоке используются арт-техники «Выпускание пара», «Четыре стихии», «Мандала» и др. Метод «Мандала» позволяет арт-терапевту не просто достичь снятия напряжения клиента, но и получить развернутое представление о динамике его психического состояния, уровне его психического развития, наличии некоторых заболеваний, неразрешенных внутренних конфликтов и пр. [12]. Растет популярность создания так называемого индивидуального японского дзен-сада — культурно-эстетического сооружения, которое представляет собой мини-песочницу, наполненную мелким песком, несколькими небольшими камешками и/или растениями, ракушками и т. д. Такое сооружение находится непосредственно около рабочего места сотрудника организации и помогает ему отвлечься от напряженной работы, снять накопившееся напряжение и почувствовать умиротворение. За дзен-садом можно ухаживать, изменять его ландшафтный дизайн с помощью специальных мини-приспособлений или просто любоваться. Для этого используются такие рекомендации: потратьте 10 минут в час на то, чтобы полюбоваться своим садом или послушать умиротворяющие звуки ручейка, текущего сквозь песок; уход за японским садом позволит вам успокоиться и взять ситуацию под контроль; дзен-сад поможет вашим глазам отдохнуть от компьютера, отвлечься ненадолго от напряженной работы и получить эстетическое удовольствие. Такие сады уже можно встретить на столах не только японских, но и российских офисных сотрудников. Следующей областью эффективного применения арт-технологий, связанной с решением обозначенных выше задач снижения стрессового напряжения, является тайм-менеджмент. Организация собственного времени и жизни, выделение важных и второстепенных дел, рациональное распределение ресурсов личности в соответствии с различными областями самореализации личности, постановка четких жизненных целей успешно осуществляются с помощью создания коллажей [37; 48; 53]. В целях обучения распределению времени используются такие методики, как «Круг времени», «Образ личного времени», «Линия жизни», «Мои планы и мечты», «Моя жизнь» и др. Ключевым моментом, позволяющим произвести социометрические замеры, диагностировать межличностные отношения, выявить потенциал в профессии, определить склонности к коллективной или индивидуальной работе, является групповая работа. Х. Ландгартен перечисляет важнейшие пункты, на которые следует обращать внимание при анализе групповой динамики в процессе выполнения любого арт-терапевтического задания в групповой форме [29]: 1. Кому из участников группы принадлежит инициатива в создании художественного образа, кто завершает общую работу, в какой последовательности работают члены группы. 2. Чьи творческие идеи находят поддержку у других членов группы, а чьи игнорируются или отвергаются большинством участников. 3. Кто из участников предпочитает работать на локальной территории, а кто стремится участвовать в заполнении всего пространства. 4. Кто из участников арт-терапевтической сессии пытается агрессивно вытеснять других, стараясь занять его место в пространстве и рисунке; кто критикует чужие изображения, располагает свои образы поверх уже созданных другими участниками. 5. Кто проявляет инициативу в установлении партнерских отношений, кто не идет на контакты, кто воспринимает «в штыки» поступающие предложения. 6. Кто стремится обособиться от других физически (например, самостоятельно вырезает иллюстрации для коллажа в углу комнаты) или в рисунке (очерчивая строго свою территорию). 7. Где и каким образом предпочитают разные члены группы располагать свои рисунки: в центре, в углах, сбоку, по всему пространству. 8. Сколько места в общем рисунке занимают рисунки каждого члена группы. 9. Кто проявляет полную независимость в создании образов, а кто полностью полагается на других, советуется с другими. 10. Рисунки каких участников провоцируют сильные чувства и как другие члены группы реагируют на них. 11. Меняется ли позиция лидера (лидеров) и характер его (их) рисунков с течением времени. 12. Кто из членов группы работал наиболее продуктивно, а кто внес наименьший вклад в создание общего продукта. 13. Носило ли взаимодействие членов группы выраженный хаотический характер или имело определенную структуру. 14. Работали ли члены группы над созданием совместного творческого продукта, соблюдая определенную последовательность, или же действовали одновременно. 15. Работали ли члены группы сообща или же их действия мешали друг другу. Вступали ли члены группы в открытую конфронтацию в процессе создания общей композиции. Задача урегулирования межличностных конфликтов, создания комфортной психологической атмосферы в конкретном коллективе и организации часто становится приоритетной в сфере менеджмента. Для ее решения используются арт-техники, направленные на усиление взаимодействия и урегулирование конфликтов: «Работа с профессиональной проблемой», «Я и группа», «Начальник и подчиненный» и др. (рис. 6). Кроме того, в целях урегулирования конфликтов применяются парные техники рисования и коллажа (или техники рисования и коллажирования в группах, состоящих из трех человек), когда участникам предлагается нарисовать общий рисунок или создать общую композицию, не используя вербальное общение.
|
Рис. 6. Пример реализации арт-техники «Я и группа» (респондент — мужчина, 33 года)
Взаимодействие проводится только с помощью невербального общения: жестов, прикосновений, взглядов и самого процесса рисования или коллажирования. При этом каждому из участников дается задание: рисовать только одним цветом либо только одним видом линий (прямые или волнистые). Задача пары — создать общее изображение, представляющее собой целостную картину. После создания картины каждый пишет свои ассоциации, придумывает собственное название картины и сопровождающий ее текст. Далее участники зачитывают написанный индивидуально текст вслух, обмениваясь идеями, касающимися восприятия созданного творческого продукта. На основе индивидуальных историй ими создается общая история, выбирается или придумывается общее название картины. Затем обсуждаются чувства каждого участника, используемые в ходе работы стратегии взаимодействия и достижение желаемого результата. Итак, техники арт-терапии востребованы в области менеджмента. Они применяются для решения различных задач в области управления персоналом, связанных с лучшей организацией труда, профилактикой организационных стрессов и снятием уже возникшего стрессового напряжения, раскрытием личностного и профессионального потенциала каждого сотрудника, сплочением сотрудников одной организации, установлением деловых контактов и улучшением межличностных отношений в коллективе.
4.4. Рекомендуемая литература
1. Арт-терапия // Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарс- кого. - СПб. : Питер, 2002. - С. 52-58. 2. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. — СПб. : Речь, 2005. - 205 с. 3. Бурно, М. Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением / М. Е. Бурно // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № 2. - С. 89-103. 4. Вуд, М. Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания // Арт-терапия / сост. и общ. ред. А. И. Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - С. 143-160. 5. Диагностика в арт-терапии: метод «мандала» / под ред. А. И. Копытина. - СПб. : Речь, 2002. - 80 с. 6. Долгополов, Н. Путешествие в будущее: изменение настоящего / Н. Долгополов // Журнал практического психолога. - 2003. - № 6. - С. 78-90. 7. Донна Р. Распознавание эмоций: проверка вмешательства для детей с расстройствами аутического спектра / Р. Донна [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. - 2016. - Т. 19, № 2. - С. 28-41. 8. Зинченко, Е. В. Введение в теорию и практику арт-терапии : методические указания по спецкурсу «Основы арт-терапии» / Е. В. Зинченко. - Ростов н/Д, 2006. - 39 с. 9. Зинченко, Е. В. Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7, № 2. - С. 37-41. 10. Зинченко, Е. В. Изобразительное творчество личности как основа диагностикокоррекционной работы психолога / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - Т. 6, № 4. - С. 49-53. 11. Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7, № 2. - С. 42-46. 12. Зинченко, Е. В. Связь цветового выбора и эмоционального состояния у младших подростков / Е. В. Зинченко, А. С. Величко // Личность в культуре и образовании : психологическое сопровождение, развитие, социализация : Всероссийская научная конференция. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2015. - С. 126-132. 13. Ирвуд, Ч. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» / Ч. Ирвуд [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. - 2004. - Т. 7, № 3. - С. 51-64. 14. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб. : Речь, 2006. - 160 с. 15. Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. - СПб. : Речь, 2005. - 101 с. 16. Копытин А. И. Арт-терапия жертв насилия / А. И. Копытин [и др.]. — М. : Психотерапия, 2009. — 144 с. 17. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб. : Питер, 2002. — 368 с. 18. Купер, К. Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / К. Л. Купер [и др.] ; пер. с англ. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2007. - 336 с. 19. Ландгартен, Х. Семейная арт-психология / Х. Ландгартен // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2000. — Т. 3, № 4. — С. 33—46. 20. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб. : Речь, 2003. — 256 с. 21. Лев-Визель, Р. Использование теста «Рисование фигуры человека» Маховера для подтверждения фактов перенесенного сексуального насилия / Р. Лев-Ви- зель // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 1999. — Т. 3, № 1. — С. 19—32. 22. Литвинова, Г. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутического спектра / Г. Литвинова [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2016. — № 3. — С. 18—39. 23. МакКлин, К. Смешанные метафоры — зависимость или защита : арт- терапевтическое вмешательство в отношениях матери и дочери / К. МакКлин // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2003. — Т. 6, № 2. — С. 27—70. 24. Максимова, С. В. Творчество : созидание или деструкция? / С. В. Максимова. — М. : Академический Проект, 2006. — 224 с. 25. Михалкина, Е. В. Теория и практики управления человеческими ресурсами : опыт российских и украинских компаний : монография / Е. В. Михалкина [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Михалкиной. — Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2014. — 320 с. 26. Моисеева А. Л. Арт-терапия в работе с детьми, страдающими злокачественными новообразованиями / А. Л. Моисеева [и др.] // Современные направления психотерапии и их клиническое применение : материалы Первой Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии. — М., 1996. — С. 82—83. 27. Мэрфи, Дж. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей / Дж. Мэрфи [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2005. — Т. 8, № 1. — С. 43—63. 28. Пурнис, Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н. Е. Пурнис. — СПб. : Речь, 2008. — 176 с. 29. Розаль, М. Арт-терапия с подростками с избыточным весом : расовые, культуральные и психотерапевтические вопросы / М. Розаль [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2003. — Т. 6, № 2. — С. 9—26. 30. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбакова. — СПб. : Речь, 2007. — 144 с. 31. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности : монография / Ю. В. Обухова [и др.]. — Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2016. — 320 с. 32. Спринэм, Н. Арт-терапия в лечении наркомании и алкоголизма / Н. Спринэм // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2004. — Т. 7, № 2. — С. 35—58. 33. Сучкова, Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей / Н. О. Сучкова. — СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2008. — 112 с. 34. Уханова, А. Программа творческой реабилитации лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и здоровых детей «Мой дом — моя планета» / А. Уханова // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2016. — № 2. — С. 42—58. 35. Хоган, С. Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии / С. Хоган // Арт-терапия / сост. и общ. ред. А. И. Копытина. — СПб. : Питер, 2001. — С. 106—143. 36. Холт, Э. Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми кинетического рисунка семьи / Э. Холт // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2004. — Т. 7, № 2. — С. 20—34. 37. Эванс, К. Арт-терапия для детей с аутизмом / К. Эванс // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 2005. — Т. 8, № 3/4. — С. 4—21. 38. Юткейт, Л. И. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Психиатрической больнице Мюнстера / Л. И. Юткейт [и др.] // Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. — 1999. — Т. 3, № 1. — С. 38—59. 39. Яньшин, П. В. Психосемантика цвета / П. В. Яньшин. — СПб. : Речь, 2006. — 368 с.
4.5. Контрольные вопросы
1. Чем характеризуется космологический этап развития цветовой символики? 2. Чем отличается богословский этап развития цветовой символики? 3. Чем характеризуется социально-психологический этап развития цветовой символики? 4. Как меняется отношение к цвету при психических заболеваниях? 5. Каковы особенности цветовых предпочтений детей и подростков? 6. Каковы особенности цветовых предпочтений взрослых людей в зависимости от их гендерных особенностей? 7. Какие методики цветовой психодиагностики вы знаете? 8. В чем состоит преимущество арт-терапевтических техник по сравнению с вербальными диагностическими методиками? 9. Какие техники арт-терапевтической работы применяются для развития лидерских качеств? 10. Какие арт-технологии используются для снижения тревожности и стрессового напряжения? 11. Какие арт-терапевтические упражнения используются в целях урегулирования конфликтов между людьми? 12. Какие арт-технологии применяются для прояснения отношения к работе и диагностики социально-психологического климата в группе? 13. Какие арт-технологии полезны для повышения уверенности в себе, формирования позитивной самооценки? 14. Какие арт-технологии используются в тайм-менеджменте? 15. Какие арт-техники используются на вводном этапе арт-терапевтической сессии для настройки на занятия и развития креативности?
4.6. Практические задания
Задание 1. Тема «Психология цвета» Выберите один из ахроматических или хроматических цветов: черный, белый, серый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, сиреневый, коричневый, бирюзовый, розовый, малиновый. Подготовьте презентации на 20—25 слайдов о психологическом значении данного цвета. Задание 2. Тема «Глоссарий» Составьте глоссарий по теме «Метод арт-терапии». Воспользуйтесь всей рекомендованной литературой и привлеките дополнительные научные источники. Словарь должен включать не менее 20 понятий, относящихся к методу арт-терапии, и не менее 10 библиографических источников, кроме словарей. Задание 3. Тема «Психологическое заключение» Составьте психологическое заключение по двум рисункам одного клиента, обозначив (на основе анализа используемых цветов и символов) его характерные психологические особенности, актуальные психологические проблемы, а также ваши психологические рекомендации. Задание 4. Тема «Арт-терапевтическая программа» Разработайте собственную психологическую диагностическую или коррекционную программу для групповой работы, ориентированную на одну из категорий участников: персонал конкретной организации, претенденты на конкретную должность, лица, перенесшие психотравму, подростки, школьники, студенты помогающих профессий и др. Обозначьте достигаемые с ее помощью цель и задачи. Опишите используемые техники и необходимые для них материалы. Рекомендовано включить в программу три основных блока упражнений: 1) блок на знакомство и создание доверительной атмосферы (2—3 упражнения); 2) арт-терапевтический блок, направленный на решение основных диагностических и/или коррекционных задач программы методом арт-терапии (5—7 упражнений); 3) завершающий блок, ориентированный на подведение итогов и закрепление полученных в ходе реализации программы психологических результатов (2—3 упражнения). Источник: Белова Е. В. Методы НЛП и арт-терапии в работе психолога и менеджера : учебное пособие / Е. В. Белова, Е. В. Зинченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 100 |