Метод поиска ресурсов
Коррекционная работа психолога в школе - Работа с семьей

Н.А.Карасева

Метод поиска ресурсов

Метод разработан и апробирован шведскими учеными и социальными работниками.
Основан на использовании внутренних ресурсов человека и ресурсах его социального окружения.
Хорошо использовать как в целях решения проблемы ребенка, коррекции его взаимоотношений с окружающими, изменения поведенческих стереотипов, так и в работе с родителями в целях восстановления детско-родительских отношений, улучшении ситуации при семейном неблагополучии.

На основе этого метода можно строить работу с немотивированным клиентом.
Суть этого метода заключается в следующем. Клиенту не предлагается решить совместно с педагогом, социальным работником его проблему сейчас и немедленно, используя помощь педагога или социального работника, а предлагается подумать, как жизненная ситуация выглядела бы, если бы проблема уже была решена. Затем, опираясь на его позитивный опыт, наиболее сохранные положительные качества его личности, навыки и привычки, что, в целом, можно назвать его внутренними ресурсами, о которых вы узнаете в процессе беседы с клиентом, строится программа реабилитации этого клиента. Кроме того, в процессе работы по методу поиска ресурсов вы должны будете выяснить его позитивные контакты с ближайшим окружением (родственники, друзья, соседи и коллеги). Возможно, будет необходим поиск партнеров для реабилитационной работы с этим клиентом среди общественных или государственных организаций (к которым ранее этот клиент обращался) с целью выяснения, кто еще может оказать ту или иную поддержку клиенту. Можем назвать это внешними ресурсами. Здесь важно только учесть, что считает для себя возможным использовать сам клиент, на какие свои внутренние и внешние ресурсы он может положиться, чтобы решить свою проблему. А наша задача – помочь ему осознать эти ресурсы, найти их в себе или рядом с собой.
Деятельность, в фокусе которой поиски решений, а именно, краткосрочный терапевтический метод заключается в том, чтобы сосредоточиться на жизни, которую воображает себе клиент после того, как проблема будет преодолена. Путеводные нити, ведущие к решению проблемы, часто находятся там, где эта проблема, в отличие от прочих ситуаций, не является столь острой. Как поступит клиент в этом случае, о чем он будет думать, что почувствует? Можно ли еще что-то извлечь из этого, может быть, в другой связи. Другими словами, этот метод включает в себя стремление извлечь как можно больше пользы из того, что работоспособно, сохранно и вместе с клиентом добиться хотя бы небольших перемен, которые позднее можно развить и изыскать успеха. В работе с неблагополучными семьями, специалисты всегда должны находиться в поиске ресурсов и возможностей, компенсирующих недостатки, потому что на недостатки можно косвенно повлиять, будучи нацеленным на поиск ресурсов. Недостатки проявляются как противоположность достоинству, когда клиент чувствует себя в безопасности, тогда он сам обнаруживает то, чего ему не достает.
Таким образом, работа с клиентом по методу поиска ресурсов может выглядеть следующим образом: в центре круга клиент может прописать несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть его жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывать, каким путем он собирается этого достигнуть. Прежде, чем начать беседу по методу поиска ресурсов, помните о том, что необходимо несколько минут посвятить созданию атмосферы доверительных отношений с клиентом.

поиск ресурсов

Вопросы:

  1. Как бы вы хотели, чтобы Ваша жизнь (работа) выглядела через 5 лет?
  2. За что вы смогли бы поблагодарить себя?
  3. Кому бы вы еще сказали «спасибо» за оказание помощи Вам?
  4. Что конкретное (пусть даже самое малое) Вы могли бы предложить себе, чтобы желаемое стало действительным?

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.