На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психодинамический анализ текстов по Л. Демозу: исследование возможностей и границ метода
Психодинамический анализ текстов по Л. Демозу: исследование возможностей и границ метода
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кошеленко А. Г. директор Центра психологического консультирования и психоанализа, г. Екатеринбург, Россия
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПО Л. ДЕМОЗУ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ГРАНИЦ МЕТОДА
Одним из мотивов выбора данной темы исследования стал практический опыт, полученный за время работы в Реабилитационном Центре «Содружества офицеров Уральского региона» и Центре психологического консультирования и психоанализа (Екатеринбург). Сотрудниками для понимания групповой динамики использовался подход У.Биона. Данная работа призвана определить эффективность метода фантазийного анализа на примере поэтических текстов для изучения характерологических и психодинамических особенностей людей при их социальном взаимодействии.

Рабочим группам по У.Биону, свойственно творчество в форме поэтических текстов в виде стенгазет, поздравлений и т.п. Исследование, таким образом, может расцениваться как пример практического применения методов Л. Демоза на поэтическом материале.
Объектом исследования в данной работе послужили произведения русских поэтов - А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и А.А. Блока. Предположительно, поэтические тексты имеют определенное преимущество в качестве объекта исследования ввиду их большей насыщенностью эмоциональным и фантазийным содержанием в сравнении с иными историческими документами, и по причине доступности для исследования.
В пользу выбора в качестве объекта исследования поэтического творчества, возможно, свидетельствует и гипотеза Х.Кохута о «художественной антиципации» (Кохут Х., Восстановление самости, Москва, Когито-Центр, 2002, с.267, 268).
Фантазийный анализ творчества поэтов проведён на примере исследования нескольких произведений. Предметом изучения в данной работе стали методы психоисторического исследования Л. де Моза в отношении поэтического творчества. Нам не известно об использовании этих методов в отношении поэтических текстов.
Цель исследования - получение ответов на следующие вопросы: 1. эффективность использования методов Демоза для отнесения поэта (и его произведений) к определённому психоклассу; 2. сопоставимость проявлений групповых фантазий в стихах поэтов и таких же проявлений в историко-биографических данных; 3. выявление соответствия фантазийного содержания стихов одной из фетальных стадий политического цикла.


Границы метода

Можно выделить условия, являющиеся границами метода в исследовании: 1. Понимание языка произведения в соответствии с когнитивным и эмоциональным содержанием; 2. Всестороннее проникновение в детали восприятия поэта и его современников; 3. Последовательное применение инструмента открытия в психоистории Демоз описал комплексный метод изучения групповой динамики в психоистории: 1.Фантазийный анализ текстов и документов; 2.Использование клинического опыта для постановки психоаналитического диагноза;
3.Использование эмоционального опыта исследователя, напоминающий интроспективно-эмпатический подход Кохута‡.
Наши представления о процессе и последовательности
контейнирования групповых фантазий и проективных идентификаций в творчестве :
1. Группа создается из индивидов, находящихся в сходных начальных психических состояниях, и в результате регресса входящих в неё индивидов,
является источником проективных идентификаций, определяющих групповую динамику.
2. Группа передаёт содержание групповых фантазий посредством проективных идентификаций индивидам, входящим в неё, включая поэта. И является катализатором появления у входящих в неё индивидуумов регрессивного состояния, а также проективных идентификаций. Групповые фантазии посредством проективных идентификаций, воздействуют на личность
поэта, изменяя её.
3. Психологические особенности и роль поэта в дальнейшем контейнировании групповых фантазий в ходе творческого процесса в виде символов важны. Поэт, являясь членом группы, испытывает на себе те же проективные идентификации, групповые фантазии, контейнируя их. «Полный
цикл <взаимодействия контейнер/контейнируемое> представляет собой трансформацию детской проективной идентификации в осмысленное
содержание»(Bion, 1961).§ Важны дополнительные аспекты личности поэта как творца и лидера группы (духовного, культурного, «социально-эмоционального»).
Лидер (поэт), изменившись и осуществив функцию контейнера для групповых фантазий в группе, делает их пригодными для осмысления другими членами группы. Этот процесс Бион назвал альфа-функцией, и связал с процессом Ps-D (творческим процессом).
4. Этот процесс связан с непатологической регрессией поэта и особым состоянием регресса у индивида в группе.
5. Поэт в группе находится в состоянии регрессии и, восприняв проективные идентификации и групповые фантазии, становится источником
проективных идентификаций поэта, содержащих групповые фантазии.
Известно два механизма непатологической регрессии поэта. Первый - в ситуации группы (описан Бионом и Ganzarain); второй - при регрессии в процессе Ps-D (Бион) к параноидно-шизоидной позиции. И в том и в другом случае, регрессия поэта активизирует у него примитивные защиты, и поэт сам становится источником проективных идентификаций.
6. При непатологической регрессии поэт, меняясь под воздействием проективных идентификаций и групповых фантазий, делает их содержание

Демоз Л., Психоистория, Ростов-на-Дону, 2000, с.255
Мур Б.Э., Файн Б.Д., Психоаналитические термины и понятия, Москва, 2000, с.211


доступным для осмысления другими членами группы (Бион, 1959)** в результате контейнирования и репроекции. При этом, групповые фантазии «проявляются в состоянии группового транса, могущего потребовать разрядки в насильственных исторических действиях.»††;
7. Поэт, делая доступным мыслительному процессу содержание проективных идентификаций и групповых фантазий, производит их перевод из
невербальной формы в символическую, осуществляет процесс творчества (процесс Ps<->D). Фрейд связывал творчество с сублимацией, определяя его как
«преобразование базового инстинкта в достижения в мире символо⻇‡. В этом Бион видел процесс и «описывал его как движение к параноидно-шизоидной
позиции (ослабление интеграции), за которым следует реорганизация вокруг нового узла, соска, вновь собирающего части вместе в движении обратно к
депрессивной позиции. Он назвал этот процесс Ps-D»§§.
8. Получение результата творчества в виде символов – контейнеров. «Функция символов может быть представлена в качестве контейнера для
проективной идентификации» (У. Бион)***.
9. Символы в результате поэтического творчества, передаются в пространстве и времени в виде документа. Стихи традиционно рассматриваются
исторической наукой при изучении какого-либо исторического периода как содержательный исторический документ.
10. Применение фантазийного анализа для изучения поэтических
текстов.
Фантазийный анализ предназначен по Л. Демозу, для выявления скрытой групповой фантазии при разборе исторических документов зазащитным материало솆†. Демоз не приводит ограничения в отношении поэтических текстов. Действие метода фантазийного анализа по Демозу можно
представить в терминологии Биона в виде аналогии «обращения альфа-функции» от вербальной (символически выраженной) мысли к содержанию групповой фантазии в группе.
Практическая часть и выводы по результатам исследования поэзии методами психоистории
Важен исторический фон творчества. Так, например, важно, что для гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837г.г.), что он жил и творил в период смены формы государственного устройства и общественных отношений.
Для понимания механизмов выражения групповой фантазии, выявленных защит и стиля воспитания в творчестве великого русского поэта, проведён

** Хиншелвуд Р., Словарь Кляйнианского психоанализа, Москва, 2007, с.219
†† Демоз Л., Психоистория, Ростов-на-Дону, 2000, с.247
††Хиншелвуд Р., «Словарь Кляйнианского психоанализа», Москва, 2007, с.488
§§ Хиншелвуд Р., «Словарь Кляйнианского психоанализа», Москва, 2007, с.488
*** Хиншелвуд Р., Словарь Кляйнианского психоанализа, Москва, 2007, с.382
††† Демоз Л., Психоистория, Ростов-на-Дону, 2000, с.254-255

фантазийный анализ произведения А.С. Пушкина в стихах «Евгений Онегин» (1 глава романа). По правилам фантазийного анализа в 1 главе романа «Евгений Онегин» были выделены наиболее образные слова и фразы. Метафоры, выражения и слова представляют проявления орального характера фантазий, и, наряду с проявлением чувства вины дает возможность отнесения к фиксации на проблемах, свойственных депрессивной позиции.
В стихах Пушкина преобладают групповые фантазии, отражающие амбивалентный стиль воспитания с проявлениями симбиотических переживаний, свойственных оставляющему стилю.


Анализ произведений А.С.Пушкина методами психоистории показал:

  1. Групповые и индивидуальные фантазии, проявившиеся в творчестве Пушкина можно отнести к оставляющему и амбивалентному стилям;
  2. Фантазийное содержание стихов может говорить о маниакально-депрессивных особенностях характера автора. Маниакальные защиты (отрицание) и интроективные (связанные с виной), свойственные депрессивной личности, соответствуют по Л. Демозу состоянию невроза.
  3. Фантазийный анализ показал соответствие фантазий 2 фетальной стадии цикла («Трещина»).
  4. В приведенных стихах проявились фантазии защиты личностного уровня по Демозу: «Мать будет меня любить, если я буду хорошим», свойственные психоклассу амбивалентного стиля. Фантазии желаемого исторического уровня этого же психокласса проявились в X главе «Евгения Онегина»: «Рост национального суверенитета, божественность монархии, слияние церкви и государства».

Изложение результатов исследования стихов Н. Некрасова и А. Блока.
У Н.А. Некрасова (1821-1878), наряду с его историко-биографическими данными проведён анализ произведений, первоначально являвшимися частями одной поэмы – «На Волге», «Рыцарь на час».
Можно сделать выводы о групповых фантазиях амбивалентного стиля воспитания (влияние родителей) и, присущих поколению поэта, групповых фантазиях навязывающего стиля (свойственных поколению поэта).
Биографические данные поэта свидетельствуют о наличии у него обсессивно-компульсивных свойств характера, и связанных с этим конверсивных защит с соответствующими соматическими проявлениям臇‡.
Кроме того, общественно-исторические проявления того времени свидетельствуют о фантазиях защиты – тенденции национализма (ксенофобия, еврейские погромы и дискриминация по национальному признаку – законы о черте осёдлости и т.п.), империализма и капитализма. Фантазия желаемого личного уровня – «Я – контролирующий отец». Нарастание влияния фантазий защиты – исторические проявления революционной борьбы, утопии (массовое «народничество», революционные кружки и издания, покушения на царя и т.п.). Фантазии защиты личного уровня – «Я приму руководство от матери», бедствия – «мать контролирует меня». Сам Некрасов признан современниками как революционный поэт.

‡‡‡ Фенихель О., Психоаналитическая теория неврозов, Академический проект, Москва, 2005, с.397-398

Проанализированные стихи отнесены к Фетальной стадии 4 – «переворот», цикла групповых фантазий. И действительно, в 1881 году царь убит в результате покушения.
У А. А. Блока (1880-1921), наряду с историко-биографическими данными, проанализированы стихи «Скифы», «Двенадцать» (1918) и для сравнения стихи цикла «Фаина» (1906-1908).
Историко-биографические данные свидетельствуют о влиянии фантазий родительского навязывающего стиля воспитания. В творчестве нашли отражение в большей степени групповые фантазии социализирующего стиля воспитания. Фантазии защиты личного уровня - «Я сделаю группу своим представителем», в обществе того времени налицо соответствующие защиты исторического уровня.
Переписка и анализ творчества поэта подтверждают личностные проблемы, характерные для тревожной и истерической личности. Поэт поднимает вопросы поиска смысла жизни, взаимоотношений в группе, подавления и реализации личности, поиска истинного Я и т.п.
Стихи цикла «Фаина» отнесены к Фетальной стадии 3 – «коллапс», в то время как стихи «Скифы», «Двенадцать» содержат фантазии Фетальной стадии 4 – «переворот» политического цикла групповых фантазий.
Выводы по результатам изучения творчества поэтов.
Работа показала эффективность метода фантазийного анализа поэтических текстов при соблюдении границ метода.
В ходе исследования удалось ответить на поставленные вопросы:
1. Удалось установить соответствие фантазийного содержания текстов по классификации Л.Демоза определённым стилям воспитания и психоклассам.

  1. Выявлена тенденция разворачивания признаков психоклассов в творчестве поэтов в континууме от родительского к собственному, подтверждённая историческими и биографическими данными.
  2. Исследование показало определённую периодичность появления преобладающих в том или ином произведении элементов фантазий в соответствии с стадиями политического цикла по Л. Демозу.

Заключение. Перспективы использования методов психоистории.

  1. По нашему мнению, интересны дальнейшие исследования в следующих направлениях: а) применение модели Демоза для понимания групповой динамики малых групп с учетом представлений У. Биона; б) методы работы по выводу малых групп из модуса базисных допущений сбросом эмоциональных проекций на 4 фетальной стадии;
  2. Можно предположить возможности фантазийного анализа поэтических текстов (стенгазеты, поздравления и пр.) в малых и специализированных рабочих группах для изучения и прогнозирования групповых процессов;

3. Можно допустить выбор поэтических текстов в качестве объекта фантазийного анализа;
4. Для исследования полезно рассмотрение психогенного стиля воспитания и психокласса в континууме от «родительского» к «собственному» (поэта).

Список литературы

  1. Бион У., Групповая динамика: новый взгляд, 1952; «Идеи У.Р. Биона в современной психоаналитической практике», Москва, «Русское психоаналитическое общество», 2008.
  2. Джонсон С., Психотерапия характера, Москва, Центр психологической культуры, 2001
  3. Демоз Л., Психоистория, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.
  4. Каэс Р., Теория психоанализа групп, Москва, «АСТ- Астрель», 2005
  1. Кляйн М., Заметки о некоторых шизоидных механизмах, Москва, Журнал практической психологии и психоанализа №4, 2000
  2. Кохут Х., Восстановление самости, Москва, Когито-Центр, 2002.
  3. Мур Б.Э.,. Файн Б.Д, Психоаналитические термины и понятия, Москва, «Класс», 2000.
  4. Риман Ф., Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии, Москва, «Академия», 2007
  5. Фенихель О., Психоаналитическая теория неврозов, Москва, Академический проект, 2005

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.