На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Метод арт-терапии в практической работе психолога и менеджера
Метод арт-терапии в практической работе психолога и менеджера
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

3.1. Понятие психотерапии, ее виды и направления

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентирующаяся на повышение психологической компетентности людей; оказание психологической помощи человеку, группе или организации в разрешении трудностей, связанных с личностными проблемами и межличностными отношениями. Среди видов осуществляемой профессионально подготовленными специалистами психологической помощи выделяют психопрофилактику, психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психотерапию, психокоррекцию.

Психотерапию можно рассматривать как системное воздействие, комплекс психологических мероприятий, направленных на изменение эмоционального состояния отдельно взятого клиента или группы людей, их личностных качеств, системы отношений к себе, миру или другим людям, особенностей поведения [47]. Критерием успешности проведенной психотерапии является наличие итоговых позитивных психологических и психофизиологических изменений. При этом такие изменения могут иметь отсроченный во времени эффект. Поэтому большое значение в психотерапии получает этап работы, ориентированный на закрепление полученного опыта и встраивание его в ценностно-мотивационную систему личности, в систему ее повседневного поведения в реальной жизни за пределами психотерапевтической группы или же за пределами индивидуальной психотерапевтической сессии.
На основании различных критериев классификации выделяют ряд видов и подвидов психотерапии [25; 51]. Так, например, по характеру осуществляемого воздействия можно выделить прямую и косвенную психотерапию. По цели воздействия психотерапию делят на активизирующую, седативную и амнезирующую. В зависимости от контингента, с которым работает психотерапевт, психотерапия делится на индивидуальную, групповую и коллективную. По применяемой психотерапевтом основной тактике работы выделяют выборочную и комплексную терапию. По этиопатогенетическому признаку психотерапию делят на каузальную и симпотоматическую. Каузальная направлена на работу с основной причиной, которая привела к возникновению определенных психологических проблем; симпотоматическая ориентирована в большей степени на устранение беспокоящей клиента негативной симтоматики. По направленности относительно индивидуальных или групповых патологичных установок психотерапию делят на синергичную переживаниям клиента, антагонистичную и дискуссионную. По степени принятия психотерапевтом на себя роли организатора и руководителя терапевтического процесса различают директивную и недирективную психотерапию. Первая предполагает возложение психотерапевтом на себя ответственности за достижение психотерапевтических целей, строгость и четкость интерпретаций. Обычно противопоставляется недирективной психотерапии, в которой диагнозу и интерепретациям не уделяется столь решающего значения. Цель недирективной психотерапии состоит в создании благоприятной атмосферы, способствующей актуализации возможностей самого клиента, направленных на борьбу с возникшими у него трудностями. Так, например, в целом к методам директивной психотерапевтической работы можно отнести НЛП, а к методам недирективной психотерапии — большинство форм проведения арт-терапии. Более дробно по виду воздействия психотерапия делится на авторитарную, разъясняющую, обучающую и тренирующую. По источнику воздействия психотерапию делят на аутогенную и гетерогенную. В первом случае как воздействующим субъектом, так и субъектом, на которого оказывается психологическое воздействие, оказывается один и тот же человек. Во втором случае воздействующим субъектом является квалифицированный психотерапевт, а субъектом воздействия — клиент или психотерапевтическая группа. По степени вовлеченности клиента в психотерапевтический процесс выделяют мобилизующе-волевую и пассивную психотерапию.
В качестве примеров международных психотерапевтических организаций можно привести Всемирный психотерапевтический совет, Европейскую психотерапевтическую ассоциацию, Всемирную ассоциацию позитивной психотерапии. В нашей стране к таким организациям можно отнести Профессиональную психотерапевтическую лигу (ППЛ), Ассоциацию телесно ориентированной психотерапии (АТОП), Ассоциацию трансперсональной психологии и психотерапии, Российскую арт-терапевтическую ассоциацию и др.
Среди реализуемых в психологической и управленческой практике психотерапевтических подходов можно выделить три основных: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный и феноменологический (экзистенционально-гуманистический). Каждый из них подходит совершенно с разных позиций к пониманию целей, задач и специфики осуществляемого взаимодействия между психотерапевтом и клиентом. Каждый основывается на различных теоретических положениях, ставит во главу угла решение разных задач и по-разному дифференцирует основные проблемы клиента. В каждом реализуется различный временной подход к процессу психотерапии, ставится особый временной «фокус» [17; 47].
В психодинамическом подходе преимущественно осуществляется работа с бессознательной сферой психики человека, содержание которой поддается профессиональному анализу, переводится на уровень осознания. Согласно психодинамическому подходу, природа личности движется сексуальными и агрессивными инстинктами, а основной проблемой выступает ее сексуальное подавление или же систематическое подавление агрессии. Акцент в психотерапевтической работе делается на прошлом клиента, на его детских переживаниях, которые являются основой возникновения психологических проблем во взрослом возрасте. Большую роль в данном подходе играют интерпретации материала бессознательного: свободных ассоциаций, сновидений, оговорок, переносов, описок, ошибочных действий, сопротивлений и пр. В этом подходе реализуется преимущественно медицинская модель взаимодействия терапевта и клиента, между которыми заключается так называемый терапевтический союз. Арт-терапия может основываться на данном подходе. В таком случае основная роль принадлежит психоаналитическим интерпретациям. Основателем такого подхода в арт-терапии можно считать американского психолога М. Наумбург [27].
В когнитивно-бихевиоральном подходе речь идет скорее о выработке нового опыта, в том числе ментального, который бы помогал личности решать текущие жизненные задачи и успешно адаптироваться при возникновении нестандартных ситуаций. Данный опыт формируется через программирование, подкрепление, подавление или же формирование специфических поведенческих реакций для снижения или устранения тревоги клиента, которая рассматривается как основная решаемая проблема. Считается, что личность представляет собой продукт социального научения и обуславли- вания, действует на основании прошлого опыта. Приобретенные ранее и не доказавшие свою эффективность в новых условиях стереотипы поведения считаются патологическими и требующими изменения и расширения. В качестве применяемых в русле данного подхода техник можно назвать моделирование поведения, десенсибилизацию (снижение чувствительности по отношению к внешнему стимулу), позитивное или негативное подкрепление.
Психотерапевт в когнитивно-бихевиоральном подходе выполняет в большей степени роль учителя, расширяющего поведенческий репертуар участников и способствующего замене дезадаптивного поведения адаптивным. Так, например, когнитивно-поведенческая психотерапия может быть ориентирована на выработку навыков самопрезентации; ассертивного (уверенного) поведения; совладающего поведения, ориентированного на снижение интенсивности воздействия стрессора, и пр. В рамках психотерапевтической работы с совладающим поведением может производиться психодиагностика и анализ индивидуального репертуара копинг- стратегий; его расширение за счет включения более эффективных стратегий через получение нового опыта; научение проведению критического анализа возникшей ситуации и выбору оптимальной в данном случае стратегии копинга или выбору последовательности их реализации с учетом индивидуальных ресурсов и требований среды [53; 69]. В фокусе внимания психотерапевта находится объективное настоящее клиента. Действие происходит в текущем настоящем: в реальности или же в воображении (формирование ментальных стратегий поведения, проигрывание ситуаций в воображении и пр.). Реализуемая модель взаимодействия клиента и терапевта — образовательная, между ними заключается так называемый учебный союз. Метод НЛП базируется преимущественно на данном походе.
Феноменологическое направление ориентировано на самореализацию и самоактуализацию человека, на максимально возможное его самовыражение, которое может осуществляться в различных сферах деятельности. Согласно данному подходу, человек имеет свободную волю, способность к самоактуализации, самоопределению. Основной решаемой проблемой является проблема возникающего в современном обществе психического отчуждения. Патологии же возникают из-за расщепления Я-концепции, потери личностью аутентичности (рассогласования между мыслями, чувствами и поведением), осознания утраты возможностей, возникновения острых экзистенциальных переживаний.
Психотерапевт, берущий за основу своей работы положения данного подхода, выполняет скорее роль фасилитатора (от англ. facilitator — «посредник») — профессионала, создающего оптимальные условия для эффективной групповой коммуникации и самораскрытия, самовыражения и раскрытия потенциала каждого члена группы и модерирующего результаты такой работы. Как правило, фасилитатор не играет роль эксперта или учителя. Он помогает и сопровождает в поиске решения проблемы в рамках установленного временного регламента и обозначенных заранее правил работы, проявляя при этом эмпатию и беспристрастность, придерживаясь позиции безоценочности суждений участников. Так, целью работы фасилитационной группы в рамках управления может стать разрешение конкретного производственного или бизнес-вопроса либо же разработка эффективной стратегии деятельности компании. В процессе работы реализуется принцип отсутствия историзма. Действие происходит «здесь и сейчас». Большая роль отводится непосредственным переживаниям: ощущениям и чувствам участников, возникающим в данный момент времени. В психологической работе акцент делается на самовыражении, раскрытии творческого потенциала, развитии личности. Между клиентом и психотерапевтом заключается человеческий союз. Модель взаимодействия психотерапевта и клиента может быть названа в данном случае эгалитарной (равноправной). Основными применяемыми техниками являются такие как «энкаунтер», или «встреча», в ходе которой осуществляется равное участие психотерапевта и клиента в диалоге, эксперименты и игры, драматизация, разыгрывание чувств. Арт-терапевт может реализовывать данный подход как основной в своей профессиональной работе. Основателем такого подхода в арт-терапии можно считать американского психолога Э. Крамер [27].
В рамках каждого из психотерапевтических направлений и на их пересечении разработан целый ряд методов и технологий, которые тоже могут быть разбиты на группы по различным основаниям. Перечислим наиболее известные из них, не придерживаясь строгой системной классификации. К психотерапевтическим методам относятся психоанализ, психодрама, НЛП, гештальт-терапия, когнитивная, экзистенциальная, трансперсональная, системная семейная, проблемно-ориентированная, клиент-центрированная, позитивная, православная, cуггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, эриксоновский гипноз, наркопсихотерапия), арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия, самовнушение (аутогенная тренировка) и ряд др.
Принципы применения того или иного метода психотерапии зависят от характера психического расстройства или актуальной проблемы клиента. Так, суггестия обычно используется при острой истерической симптоматике, аутогенная тренировка предпочитается при вегетативных нарушениях, «разговорная» психотерапия выбирается при жизненных трудностях; поведенческая применяется при фобиях; семейная используется при наличии семейных проблем; глубинная рекомендуется при комплексных расстройствах и наличии предшествующей предрасположенности клиента к их возникновению.
Итак, психотерапия — сложный вид психологической помощи, который может осуществляться посредством различных методов, сформированных и реализуемых в рамках трех основных подходов или на их пересечении. Арт-терапия — один из таких психотерапевтических методов.

 

3.2. Арт-терапия как метод, реализующий гуманистический и психодинамический подходы в психотерапии

Арт-терапия относится к одному из видов психотерапии искусством — это психотерапия, базирующаяся на использовании различных форм и видов искусства в психотерапевтических целях.
Выделяют четыре ключевых направления психотерапии искусством: драматерапию, музыкальную терапию, танцедвигательную терапию и арт-терапию. За рубежом каждый из этих видов оформлен в соответствующую профессию. Остановимся на отличиях и своеобразии применения указанных методов.
Драматерапия предполагает включение театрального искусства и ролевой игры в психотерапевтических целях. В процессе проигрывания спектакля происходит идентификация себя с образом, наблюдаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа; происходит выражение клиентом разнонаправленных эмоций, что способствует эффективному эмоциональному отреагированию [8; 68]. Одним из направлений драматерапии является психодрама, суть которой заключается в разыгрывании с терапевтической целью разнообразных сюжетов из литературы и искусства. Ю. В. Обуховой описан опыт применения психодрамы как образовательной технологии в работе со студентами. Футуродрама трактуется автором как работа с будущим, отдельное направление, технически тесно связанное с гештальтметодом и психодрамой [53]. Футуродрама — далеко не быстрый процесс, запускающий глубокую проработку и осознание актуальной психологической трудности клиента; но при этом он достаточно эффективен для проектирования будущего в подростковом, юношеском возрасте и для решения экзистенциальных проблем в период взрослости. Автор подчеркивает, что психологические упражнения, ролевые и деловые игры, учебные спектакли, тренинги спонтанности должны стать приоритетными формами взаимодействия со студентами непсихологических направлений подготовки и будут способствовать популяризации психологии [41].
Музыкотерапия основана на применении музыки в психотерапевтических целях. Она ориентирована преимущественно на восприятие музыки (для развития различных личностных качеств и снятия стрессового напряжения), а не на ее создание и воспроизведение, хотя такие варианты применения тоже возможны. Очень часто музыка используется при выполнении упражнений в рамках других методов в качестве фонового сопровождения.
Танцедвигательная терапия предполагает использование движений танца в психотерапевтических целях. Она может проводиться в индивидуальной и групповой формах [63]. Все перечисленные выше методы: арт-терапия, психодрама и терапия танцем — оказываются весьма эффективными при оказании психологической помощи личности в трудной жизненной ситуации [62].
Обозначим два основных смысла употребления самого термина «арт-терапия» в психологической литературе — широкий и узкий. В широком смысле слова к методу арт-терапии можно отнести любые формы воздействия, основанные на использовании различных форм творческой деятельности как особого вида деятельности человека. В узком смысле арт-терапию можно определить как метод психотерапевтического воздействия, связанный с использованием изобразительного творчества [17]. Метод-арт-терапии широко применяется в психологической, медицинской, педагогической практике, практике управления персоналом и практике социальной работы для решения разнообразных задач, связанных с диагностикой, коррекцией, развитием личности и ее познавательных процессов на разных этапах отногенеза [16; 21; 23; 27; 31; 48 и др.].
Выделяют три разновидности проведения арт-терапии (формы арт-терапии): 1) активную — предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности; 2) пассивную — основана на использовании уже созданных другими людьми произведений искусства с помощью их анализа и интерпретации; 3) смешанную — базируется на предварительном восприятии уже существующих произведений искусства и создании на основе такого восприятия собственных продуктов творчества. Чаще всего в арт-терапевтической практике работы психологов и менеджеров используется активная форма арт-терапии.
Любая разновидность арт-терапии реализуется с участием арт-терапевта. Арт-терапевтом называют специалиста-про- фессионала, прошедшего соответствующую профессиональную и личностную подготовку и применяющего в своей работе арт-терапевтический подход на различных уровнях (базовой методологии, методов и техник). Психологи и менеджеры также могут использовать арт-терапию в своей работе на уровне метода и на уровне отдельных техник. Так, например, технологии арт-терапии широко используются в работе с персоналом организаций [48]. Применение метода арт-терапии на уровне методик не требует специально
го освоения данной профессии, хотя и предполагает детальное знакомство с конкретными техниками и механизмами их воздействия на личность, которое осуществляется в процессе профессиональной подготовки психологов или же в процессе обучения менеджеров. Наличие художественной подготовки ведущего арт-терапевтических занятий или лица, осуществляющего арт-терапевтическую диагностику, приветствуется.
А. И. Копытин выделил следующие признаки арт-терапии как специфической области психотерапевтической деятельности:
а) использование клиентом разнообразного изобразительного материала для самовыражения;
б) создание специальных условий для изобразительной деятельности клиента (арт-студия или арт-терапевтический кабинет, в котором клиенты ощущают полную безопасность и защищенность личных границ). Арт-терапевтический кабинет — специально оборудованное для проведения арт-терапии помещение, оснащенное соответствующими материалами и средствами для работы и разделенное на несколько зон: рабочую (зона, где создается творческий продукт), зону для индивидуального или группового хода работы и обсуждения полученных результатов, зону для экспонирования работ. Кроме того, арт-студия или арт-кабинет имеют специальные условия для последующего хранения созданной продукции;
в) обязательное присутствие психотерапевта;
г) использование психотерапевтом специальных приемов, способствующих самовыражению клиента и осознанию им связи между созданной творческой продукцией и содержанием своей психики;
д) отсутствие оценочного подхода к созданной клиентом художественной продукции [27].
С. Г. Рыбакова обозначила следующие специфические особенности метода арт-терапии: триадичность, метафоричность, ре- сурсность. Триадичность арт-терапевтического метода проявляется во включении во взаимодействие между терапевтом и клиентом третьего промежуточного звена — художественного продукта, опосредующего данное взаимодействие. Метафоричность раскрывается в использовании метафор (различных художественных сравнений, базирующихся на принципах сходства или контраста) в качестве средства развития личностной рефлексии клиента с целью его социализации, обучения или осознания и выбора им способа решения возникшей актуальной проблемы. Ресурсность арт-терапии связана с развитием креативности как внутрипсихического качества личности, существенно повышающего ее адаптивность в различных ситуациях [36].
Арт-терапия, как отмечалась выше, может опираться на директивный и недирективный подходы. Так, арт-терапия, концептуально основывающаяся на феноменологическом психотерапевтическом подходе, может быть названа недирективной. В ней, как правило, отсутствуют жесткие интерпретационные схемы. Основной акцент делается на получении индивидуальных ассоциаций и интерпретаций со стороны клиентов по поводу созданной творческой продукции и на соотнесении их с имеющимися в психологии и психотерапии интерпретациями. Созданная в рамках арт-терапии творческая продукция отличается скорее тем, что выступает опосредующим звеном в общении арт-терапевта и клиента. Здесь клиент имеет свободу самовыражения, которая условно регламентируется заданной инструкцией по выполнению техники. Однако клиент всегда может выходить за рамки предложенной арт-терапевтом инструкции и проявлять креативность в выполнении задания.
В зависимости от реализуемого подхода и решаемой в процессе арт-терапии задачи выделяют несколько видов арт-терапевтических групп: студийную, тематическую и динамическую. Студийная группа не имеет постоянного состава участников, осуществляется в гибких временных границах, не предполагает погружения в глубинные уровни психики. Работа такой группы по стилю ее ведения арт-терапевтом максимально приближена к работе художественной студии. Основной задачей участников является свободное и нестесненное самовыражение с помощью различных форм творческой деятельности. Динамическая группа, основанная на психоаналитическом подходе, имеет постоянно действующий закрытый состав. Она ориентирована на работу с глубинными переживаниями человека. Предметом ее работы являются не осознаваемые клиентом психические процессы. Такая группа характеризуется особой регламентированностью и длительностью встреч. Темати
ческая группа создается в рамках работы над объединяющей или интересующей всех участников темой или проблемой. Она отличается полуоткрытым составом. Встречи такой группы, как правило, однократны и длятся 1,5—2 часа [27].
Существуют различные представления о механизмах арт-терапевтического воздействия: креативные, сублимационные, проективные, рекреационные. Креативные представления предполагают рассмотрение арт-терапевтической деятельности клиента, ориентированной на создание индивидуального или же группового творческого продукта, с учетом решения задачи интеграции внутреннего индивидуального содержания психики, приводящей к гармонизации личности и достижению ею уровня зрелости. Согласно креативным представлениям, каждый человек имеет мощный творческий потенциал, который может быть раскрыт в специально созданных благоприятных для этого условиях. В сублимационных представлениях творчество рассматривается как способ сублимации сексуальной энергии в энергию социально-полезной деятельности. При этом личность стремится к выражению в символической форме своих внутренних конфликтов и неосознанных потребностей. Проективные представления акцентируют внимание специалиста на рассмотрении неосознанного переноса клиентом своих чувств и мыслей на изобразительную продукцию, в результате чего субъективный опыт клиента через процесс его самовыражения фиксируется в доступной для восприятия, анализа и интерпретации творческой форме. Рекреационные представления предполагают рассмотрение арт-терапевтического творчества с точки зрения психического здоровья, терапии занятостью [1]. В данном случае групповая творческая деятельность, характеризующаяся целеустремленностью и плодотворностью, способствует отвлечению личности от болезненных переживаний, их отреагированию вовне, мобилизации ресурсов, направленных на решение актуальной проблемы.
Арт-терапия, концептуально основывающаяся на психодинамическом подходе, может быть названа директивной. В ней, как правило, достаточно строго используются интерпретационные схемы. Акцент делается на работе с бессознательным. Клиенту дается более четкая и однозначная обратная связь, помогающая добиться такого осознания.
Арт-терапевтический процесс — это различные изменения в поведении, состоянии и взаимоотношениях клиента и арт-терапевта, происходящие в контексте их совместной работы, ориентированной на достижение определенных психотерапевтических результатов. В арт-терапевтическом процессе выделяют несколько важных этапов (стадий). На подготовительном этапе арт-терапии происходит встреча с клиентом, установление первичного контакта, создание доверительной атмосферы и безопасного пространства для будущей совместной деятельности, обсуждение с клиентом специфики арт-терапии, ее возможностей и преимуществ; рассмотрение организационных моментов (количество встреч, их частота и продолжительность). На следующем этапе, который носит название этапа формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности, происходит установка раппорта, первичное эмоционально-чувственное отреагирование клиента, арт-терапевтом формулируются диагностические гипотезы. На третьем этапе, названном А. И. Копытиным этапом укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности, происходит постепенный переход от хаотичной изобразительной деятельности клиента к созданию им все более сложной творческой продукции; начинается постепенное осознание психологического содержания этой продукции, понимание ее связи с внутренним психическим миром. Данный этап характеризуется дополнительно апробацией новых форм творческой деятельности, получением клиентом позитивного опыта творческой работы. Последний этап психотерапевтического процесса назван терминацией. На нем осуществляется подведение общих итогов арт-терапевтической сессии, оценка достигнутых в ее ходе результатов, укрепление границ Я-концепции, установление дистанции с прошлым негативным опытом, перенесение полученных результатов в повседневную жизнь [27]. Следует отметить, что в рамках отдельно взятой арт-терапевтической сессии клиент далеко не всегда доходит до конечного этапа арт-терапевтического процесса. Он может как бы «застревать» на одном из предыдущих этапов. В этом случае арт-терапевтическая работа может продолжиться за пределами работы группы.
Таким образом, арт-терапия — один из видов психотерапии искусством. Понятие арт-терапии может рассматриваться в широком и узком смыслах. Арт-терапия реализуется в различных формах: активной, пассивной и смешанной; индивидуальной и групповой. Можно выделить отличительные признаки арт-терапевтической деятельности, позволяющие считать ее самостоятельным психотерапевтическим направлением.

3.3. Функции арт-терапии в области психологии и менеджмента

Особенность арт-терапии состоит в том, что она не имеет существенных ограничений с точки зрения возраста, национальных, гендерных особенностей ее участников, наличия у них физических нарушений или психических заболеваний в стадии ремиссии [17; 31]. Она дает возможность решать разнообразные задачи, актуализируя как поверхностные, так и глубинные проблемы участников арт-терапевтического занятия. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой арт-терапевт и в рамках какого именно подхода он преимущественно работает (гуманистического или же психодинамического).
Арт-терапия выполняет целый ряд разнообразных функций. Эти функции важны как для каждого участника арт-терапевтического процесса, так и для самого арт-терапевта, ведущего арт- терапевтической группы. Остановимся на полифункциональности метода арт-терапии и ее отдельных функциях более подробно.
Во-первых, арт-терапия способствует снятию чрезмерного сознательного контроля, осуществляемого человеком за своим поведением в особо значимых для него условиях. Это особенно важно для реализации любых психодиагностических процедур. Так, например, при проведении психодиагностики в исследовательских целях сознательный контроль респондента за осуществляемым процессом вербального самораскрытия психологу существенно снижает достоверность получаемых с помощью исключительно такого опроса научных результатов. В этом случае человек, как правило, стремится давать социально желаемые ответы, чтобы привлекательно выглядеть в глазах окружающих людей или других членов группы. При осуществлении отбора персонала с помощью вербальных методик претендент тоже стремится давать ответы, способствующие достижению поставленной им цели получения работы. Предварительная подготовка к профессиональному тестированию позволяет снизить достоверность ответов в ходе тщательно контролируемого личностью процесса самопрезентации. Используемый психодиагностический пакет и схемы интерпретаций применяемых методик могут быть заранее известны претенденту на должность (например, в силу имеющегося психологического образования), что существенно снижает правдивость его ответов и, как следствие, может привести к выбору не подходящего с точки зрения профессиональных требований сотрудника. В психологической же консультативной и психотерапевтической практике такой выраженный контроль сознания затрудняет процесс выявления реального клиентского запроса, тормозит выдвижение и проверку психотерапевтом диагностических гипотез, замедляя и растягивая во времени весь психотерапевтический процесс.
Арт-терапия помогает вскрыть и осознать глубинные переживания личности, выявить и решить ее серьезные внутренние конфликты, затрудняющие социальное взаимодействие, перейти от внутреннего хаоса к внутренней гармонии и равновесию. Особо важна реализация этой функции в работе с юношами и подростками, ориентированными на самопознание, саморазвитие и самовоспитание.
Кроме того, арт-терапия способствует разрешению не только внутриличностных, но и межличностных конфликтов разного уровня. Данная функция в психологической практике и практике управления позволяет улучшить взаимоотношения личности в контактной или референтной группе.
В случае наличия культурных, языковых барьеров метод арт-терапии помогает успешно наладить невербальный контакт между участниками. Такая практика важна в работе менеджера при создании многонациональных и разноязыковых команд, ведении деловых переговоров с представителями другой культуры и пр. В психологической практике арт-техники дают возможность установить
контакт с психотравмированным и не готовым легко идти на прямой вербальный контакт с психологом клиентом или же с клиентом, имеющим низкий интеллектуальный уровень в силу возрастных особенностей или наличия специфического заболевания.
Метод арт-терапии позволяет выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме, выступая при этом безопасным методом разрядки психического напряжения, выполняя функцию отвлечения. Такая функция помогает справляться с эмоциональными, информационными и физиологическими стрессами, сопровождающими жизнь современного человека. Так, например, в практике менеджмента упор делается на работе с профессиональными стрессами, возникающими в ходе реализации профессиональной деятельности. Информационные стрессы отличаются наличием большого количества информации, требующей когнитивной переработки в сжатые сроки, высокой ответственностью за полученный в ходе работы результат. Эмоциональные стрессы часто являются следствием конфликтов, перенесенных обид и угроз со стороны других людей. Арт-терапевтические техники получают популярность как средство массовой профилактики стрессовых расстройств и снятия уже возникшего стрессового напряжения. Например, в последнее время появились арт-терапевтические раскраски не только для детей, но и для взрослых. Они содержат различные сложные изображения, в том числе мандалы, рисунки зверей, птиц и т. п. В моду входят арт-терапевтические ежедневники, на развороте которых с левой стороны записываются повседневные дела, а с правой находится рисунок для раскрашивания, заполнение которого позволяет снимать стрессовое напряжение.
Арт-терапия способствует развитию профессионального самосознания специалистов помогающих профессий, формируя у них чуткость и эмпатию. В ходе арт-терапевтических занятий развиваются навыки эмпатического слушания, формируется способность принимать и понимать чужие чувства [24]. Через определение сходств и различий в созданных разными группами людей творческих продуктах становится возможной выработка профессиональных навыков психодиагностической работы, в том числе в психологической сфере и сфере управления персоналом. Поэтому арт-техники используются в процессе обучения специалистов этих профессий.
Следующей важной функцией арт-терапии является способствование формированию следующих качеств: уверенности в себе и своих достижениях, самодостаточности, умения видеть и дифференцировать проблемные ситуации, проявлять креативность и гибкость в поиске решений важных задач и др. Такая функция важна для формирования лидерских качеств и качеств руководителя в практике управления развитием персонала. Для отдельной личности реализация этой функции способствует росту ее самооценки, личностному росту.
Также арт-терапия позволяет выработать психологический ресурс и разрешить актуальные психологические проблемы. Особенно значимой данная функция становится в кризисных ситуациях, характеризующихся недостаточностью у личности собственных ресурсов для решения задачи или устранения возникшей трудности, сужением сознания, его фокусированием на стрессоре [53]. В практике менеджмента такая функция актуализируется при сопровождении персонала, в частности в процессе осуществления аутплейсмента (помощь в трудоустройстве уволенных сотрудников и оказание им психологической поддержки) [48].
Совместное участие членов группы в создании художественного продукта способствует созданию атмосферы доверия и взаимного принятия, что особенно важно для улучшения социально-психологического климата в конкретном коллективе или конкретной группе. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы (использование одинаковых цветов, символов, сюжетов и пр.) могут вызвать позитивный интерес членов группы друг к другу, ускорить развитие и проявление положительных эмоций, возникновение дружеских отношений, повысить сплоченность группы, сформировать подгруппы, необходимые для решения различных организационных или групповых задач.
Арт-терапия усиливает ощущение собственной личностной ценности в плане повышения художественной компетентности. Это особенно значимо для тех людей, которые имели негативный опыт блокирования творческого самовыражения со стороны социума в прошлом. Художественное творчество способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности. Использование художественных приемов в ходе групповой работы позволяет психотерапевту проводить психодиагностику процес
сов фантазирования и воображения. М. Бурно отмечает, что терапия творческим самовыражением помогает человеку найти свое предназначение, исходя из конкретных природных особенностей, погружая его в приятную мягко-одухотворенную атмосферу увлекательных творческих занятий [6]. Побочным продуктом терапии искусством становится удовлетворение участника, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Для специалистов, работающих с персоналом, это позволяет произвести диагностику креативности сотрудников, выявив в организации или подразделении генераторов творческих идей.
В целом можно сделать вывод о том, что арт-терапия дает арт- терапевту большой диагностический материал, которым он должен уметь воспользоваться для решения стоящих перед ним профессиональных задач [18; 19]. Арт-терапия помогает развитию психических процессов ее участников, формированию благоприятных взаимоотношений между ними, ускоряет психотерапевтический процесс, способствует развитию личности и повышению ее адаптационного потенциала, позволяет обозначить и осознать актуальные психологические проблемы отдельной личности, наметить возможные пути их эффективного разрешения.
Проведенный теоретический анализ метода арт-терапии в контексте практической работы психологов и менеджеров, являющихся специалистами коммуникативно насыщенных профессий, позволяет определить арт-терапию как полифункциональный метод индивидуальной или групповой психологической работы, предполагающий использование возможностей визуального искусства, в том числе изобразительного, для достижения позитивных изменений в личностном и профессиональном развитии, установления и поддержания конструктивных межличностных отношений.

3.4. Рекомендуемая литература

1. Арт-терапия // Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарс- кого. - СПб. : Питер, 2002. - С. 52-58.
2. Бурно, М. Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением / М. Е. Бурно // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 2. - С. 89-103.
3. Валента, М. Драматерапия / М. Валента, М. Полнинек. - М.: Когито-Центр, 2013. - 208 с.
4. Житная, И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1997. - 17 с.
5. Зинченко, Е. В. Введение в теорию и практику арт-терапии : методические указания по спецкурсу «Основы арт-терапии» / Е. В. Зинченко. - Ростов н/Д, 2006. - 39 с.
6. Зинченко, Е. В. Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7, № 2. - С. 37-41.
7. Зинченко, Е. В. Изобразительное творчество личности как основа диагностикокоррекционной работы психолога / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - Т. 6, № 4. - С. 49-53.
8. Зинченко, Е. В. Связь цветового выбора и эмоционального состояния у младших подростков / Е. В. Зинченко, А. С. Величко // Личность в культуре и образовании : психологическое сопровождение, развитие, социализация : Всероссийская научная конференция. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2015. - С. 126-132.
9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
10. Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. - СПб. : Речь, 2005. - 101 с.
11. Кондратенко, В. Т. Общая психотерапия : учебное пособие / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. - Минск : Выш. шк., 2012. - 496 с.
12. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
14. Максимова, С. В. Творчество: созидание или деструкция? / С. В. Максимова. - М. : Академический Проект, 2006. - 224 с.
15. Обухова, Ю. В. Методы и технологии работы со временем и будущим посредством футуродрамы / Ю. В. Обухова, А. Г. Макоева // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения» 2014 г. и Международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов-2014» (Севастополь, 23-24 апреля 2014 г.). - Севастополь : Экспресс-печать, 2014. - С. 332-334.
16. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 1024 с.
17. Пурнис, Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н. Е. Пурнис. - СПб. : Речь, 2008. - 176 с.
18. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. - 3-е изд. - Ташкент : Медицина, 1985. - 720 с.
19. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности : монография / Ю. В. Обухова [и др.]. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального университета, 2016. - 320 с.
20. Шкурко, Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко. — 2-е изд. — СПб. : Речь, 2005. - 192 с.
21. Шкурко, Т. А. Актуальные вопросы теории и практики психологической помощи личности в трудной жизненной ситуации / Т. А. Шкурко [и др.] // Российский психологический журнал. — 2009. — Т. 6, № 4. — С. 25-28.
22. Emunah, R. Acting for real: Drama Therapy Process, Technique, and Performance / R. Emunah. — New York : Brunner Mazel, 1994.
23. Zinchenko, E. Coping behavior strategies of Russian urban students due to their social and personal frustration state / E. Zinchenko, E. Belova // Fullpapers E-Book of 6th World Congress on Psychology and Behavioral Sciences (Management, Psychology, Political and Social Science) (WCPBS 2016). — Barcelona, 2016. — P. 184—186.

3.5. Контрольные вопросы

1. Какие виды психологической помощи вы знаете?
2. Что такое психотерапия?
3. По каким критериям могут быть классифицированы виды психотерапии?
4. По каким основаниям выделяются три основных психотерапевтических направления?
5. В чем специфика каждого из этих направлений?
6. Какие психологические методы были разработаны в рамках каждого из психотерапевтических направлений?
7. Какие международные и российские психотерапевтические организации вы знаете?
8. По каким основаниям подбирается метод для оказания психотерапевтической помощи?
9. Какие функции выполняет фасилитатор?
10. Какие виды психотерапии искусством вы знаете?
11. Какие уровни применения арт-терапии вам известны?
12. Для чего нужен арт-терапевтический кабинет?
13. Какие функции может выполнять арт-терапия?
14. В каких практических областях применяется арт-терапия?
15. Какие ограничения к применению имеет арт-терапевтический метод и каким образом они преодолеваются?

3.6. Практические задания

Задание 1. Тема «Психотерапия и психокоррекция»
Подготовьте таблицу, раскрывающую соотношение и пересечение следующих понятий: психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психодиагностика, психопрофилактика, психологическая помощь. Сопоставьте психологический и медицинский подходы к трактовке данных терминов, установите различия в данных подходах.
Задание 2. Тема «Психотерапевтические подходы и методы»
Выберите один из психотерапевтических подходов: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, феноменологический. Опираясь на психологические источники, опишите и сравните два любых психотерапевтических метода, сформировавшихся в русле данного подхода.
Задание 3. Тема «Методы арт-терапии»
Раскройте специфику одного из конкретных методов арт-терапии, предполагающих создание творческой продукции в широком смысле (сказкотерапия, фототерапия, песочная терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия и др.).
Задание 4. Тема «Драматерапия и футуропрактика»
Опишите типы импровизации (запланированная, незапланированная, импровизация экспромтом) в драматерапии по Р. Эмуну; подробно охарактеризуйте одну из техник футуропрактики.
Источник: Белова Е. В. Методы НЛП и арт-терапии в работе психолога и менеджера : учебное пособие / Е. В. Белова, Е. В. Зинченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 100

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.