На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе психосоматики
Арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе психосоматики
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Пелюстка М.И.
Частный предприниматель, психолог
Статья посвящана внедрению автором арт-терапевтического направления в культурно-историческом подходе психосоматики. Автором описана структурно-функциональная модель телесного Я, развитие видов способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я. Ключевые слова: психосоматика, культурно-исторический подход, арт-терапевтическое направление, телесное Я, диалог с телесным Я, символические способности, коммуникативные способности, когнитивные способности, психосоматический феномен, телесный симптом, соматическое заболевание.

 

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что проблемы, с которыми сталкивается междисциплинарная отрасль психосоматика на современном этапе, обусловлены несколькими причинами: абсолютизацией роли психологических факторов в развитии заболеваний, невозможностью бесконфликтного совмещения психологического и медицинского подходов в исследовании, недостаточным вниманием, которое уделяется феномену телесности в психологии.
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, что проблема психосоматических заболеваний привлекла к себе внимание исследователей еще в период Античности. Так, как в диалоге «Хармид» древнегреческий философ Платон отмечал, что тело нельзя лечить без души, поскольку именно от души идет все: и хорошее и плохое, как на тело, так и «на всего человека». Близкой точки зрения придерживались Сократ, Аристотель, Гиппократ [1] и другие деятели.
Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме является культурно-историческая концепция Л. Выготского [3], в текстах которого мы находим мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании. Идея «культурного» тела, его символической природы, неоднократно обсуждалась в философской антропологии (Э. Кассирер), искусствоведении (М. Бахтин, М. Волошин).
Арт-терапевтическое направление является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания — психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. В англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл [2], для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» пациентов с соматическими нарушениями осуществлялось в ходе занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации [1].
В работах Т.Б. Хомуленко [3] была разработана методика анализа телесного симптома, как психосоматического феномена (ПАВА), на язык содействия развитию способности к внутреннему диалогу с телесным «Я».
В работах М.И. Пелюстки [4] была предложена психосоматическая, арт-терапевтическая методика «Замок», целью которой является развитие внутреннего диалога с телесным «Я» путем развития творческого потенциала и получения психотерапевтического ресурса.
Выделение раннее решенных частей общей проблемы внедрения арт-терапевтического направления в культурно-историческом подходе психосоматики обусловлено тем, что наше время вследствие развития информационных технологий, происходит высокий рост развития телесных заболеваний и появление новых психосоматических феноменов у людей. Предложенные раннее психосоматические методики не направлены на коммуникацию сознания и бессознательного, посредством символов мягким и безболезненным путём, с целью поиска психологической причины возникновения течения заболевания мягким и безболезненным путём путем развития творческого потенциала и получение психотерапевтического ресурса.
Целью статьи есть внедрение арт- терапевтического направления в культурно- исторический подход психосоматики.
Изложение основного материала свидетельствует о том, что арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе психосоматики — это психотерапевтическое направление в междисциплинарной отрасли, направлено на изучение влияния психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний путём раскрытия творческого потенциала и получения психотерапевтического ресурса. Внедрение арт-терапевтического направления в культурно-исторический подход психосоматики обусловило не решенными задачами отечественными и современными учеными в культурно- историческом подходе психосоматики.
Не решенными задачами в культурно-историческом подходе психосоматики являются:
1) Не достаточное оказание внимания отечественными и современными учеными на изучение психосоматического феномена в арт- терапевтическом направлении;
2) Не достаточно изучена психологическая причина возникновения и течение телесного заболевание в арт-терапевтическом направлении;
3) Не достаточно изучено отечественными, современными украинскими и зарубежными учеными роль архетипа интернального тела (бессознательного телесного) в развитии телесного Я;
4) Не предложены современными учёными арт-терапевтических, психосоматических методик для проведения внутреннего диалога с телесным Я путем раскрытия творческого потенциала для получения психотерапевтического ресурса у соматических больных;
Предметом арт-терапевтическое направление в культурно-историческом подходе психосоматики является влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний путём раскрытия творческого потенциала и получения психотерапевтического ресурса.
Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме является культурно-историческая концепция Л. Выготского, в текстах которого мы находим мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании. Идея «культурного» тела, его символической природы, неоднократно обсуждалась в философской антропологии (Э. Кассирер), искусствоведении (М. Бахтин, М. Волошин).
Практическая значимость арт-терапевтического направления в культурно-историческом подходе психосоматики заключается в том, что процесс создания творческого продукта для поиска этиологии телесного симптома при диалоге с телесным Я путём создания творческого продукта ресурсным путём.

телесное я

1. Структурно-функциональная модель телесного Я в арт-терапевтическом направлении культурно-исторического подхода психосоматики.
Архетип интернального тела (бессознательное телесное) — это фундамент формирования структуры телесного Я, отвечает за обеспечение полноценное функционирование тела, равномерного развития структурно-функциональной модели телесного Я, подготовку для качественного проведения внутреннего диалога с телесным Я.
Телесное Я — это представление человека о своем теле, которое отвечает за когнитивное, эмоциональное сопровождение функционирования телесного человека, обеспечивающий эффект регуляции, полноценного мультифункционирования, качественного проведения внутреннего диалога, раскрытие творческого потенциала, получение психотерапевтического ресурса.
В структуру телесного Я входят 3 компонента: эмоциональный компонент, когнитивный компонент, функциональный компонент.
Эмоциональный компонент — компонент структуры телесного Я, развитие которого заключается в восприятии телесного, в выявлении установок в телесном Я, в эмоциональной регуляции в оценки внешности телесного, в свободном выражении воздержавших эмоциональных переживаний при проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Когнитивный компонент — компонент структуры телесного Я, развитие которого заключается в выполнении когнитивных операций всех познавательных процессов при проведении внутреннего диалога с телесным Я, в принятие рационального решения к своему телу.
Функциональный компонент — это схема тела, компонент структуры телесного Я, направлен на регуляцию, положение частей тела, контроль тела и двигательную активность в зависимости от внешних условий окружающей и социальной среды.
Функциональный компонент — это схема тела, компонент структуры телесного Я, направлен на регуляцию, положение частей тела, контроль тела и двигательную активность в зависимости от внешних условий окружающей и социальной среды.
Развитие архетипа интернального тела (бесссознательного телесного), регуляция эмоционального, когнитивного, функционального компонента телесного Я способствует: к полноценному функционированию телесности; к предупреждению новой телесной симптоматики; к свободному выражении воздержавших эмоциональных переживаний; к кпринятию рациональных решений к своему телу; к проведению эффективного внутреннего диалога с телесным Я; к раскрытию творческого потенциала; к получению психотерапевтичкого ресурса при проведении эффективного внутреннего диалога с телесным Я; к исчесзновению телесной симптоматики; к осознанию психологической причины развития психосоматического феномена; к предупреждению развития психосоматического феномена.
2. Развитие способности при проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Способности при проведении внутреннего диалога с телесным Я — это психологические возможности Я телесного, с помощью которых происходит развитие компонентов я телесного регуляция эмоциональных чувств, применение символики, коммуникация сознания и бессознательного, проведение когнитивных операций при проведении диалога с телесным Я.
В арт-терапевтическом направлении культурно-исторического подхода психосоматики, автор статьи выделяет 3 вида развития способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я такие как: символические способности, коммуникативные способности, когнитивные способности (см. рис. 2).
Символические способности — это психологические возможности телесного Я, заключаются в развитии архетипа интернального тела (бессознательного телесного) путем создания символов, воспроизведение символов, манипуляция символами при проведении внутреннего диалога с телесным Я.
Развитие символических способностей заключаются в выполнении таких функций как: поиск вытесненной психологической проблемы; регуляция телесного Я; обнаружение не признаваемых личностных мотивов; выявление не отреагированных чувств или критики; воспроизведении принятия правильного решения к своему телу символическим путём;
Коммуникативные способности — это психологические возможности, телесного Я, заключаются в развитии эмоционального компонента телесного Я, заключается в умении проводить коммуникацию, обмен информации при проведении диалога сознания и бессознательного, свободное выражение сдержанных, неотреагированных эмоций, чувств, критики посредством символов.
Развитие коммуникативных способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я заключается выполнение таких функций как: обмен информацией про своё тело; предложение выборов путей решения к своему телу; гармония телесного Я; Автором разработана схема: «Развитие схема развитие коммуникативных способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я» (см. рис. 4).
Когнитивные способности — это психологические возможности телесного Я, заключаются в развитии когнитивного компонента Я телесного, направлены на развитие всех видов познавательных процессов, в выполнении когнитивных операций, в принятии правильного решения при проведении внутреннего диалога с телесным Я.

телесное я2

Рис. 4. Развитие коммуникативных способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я
Схема разработана автором

Развитие когнитивной способности при проведении внутреннего диалога с телесным Я заключается в выполнении таких функций как: ощущение тела своего; восприятие своего тела; развитие образного воображения свое тело: фиксация внимания на телесном симптоме; развитие телесной памяти; развитие ассоциативного мышления про своё тело; анализ телесных функций; сравнение телесных функций; рационализация функций для принятия решения к своему телу; Автором разработана схема: «Развитие когнитивных способностей при проведении внутреннего диалога с телесным Я» (см. рис. 5).

телесное я3

Выводы свидетельствуют о том, что внедрение арт-терапевтического направления в реализацию культурно-исторического подхода психосоматики возьмёт на себя задачу психологической коррекции и психотерапии, так как изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики человека и проведение диалога с телесным «Я» у личности благодаря индивидуальному и групповому выражению себя в творчестве.


Список литературы:
1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. - К.: Наука жить, 1997. - 357 с.
2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд - М.: Наука, 1991. - 456 с.
3. Хомуленко Т.Б. Анализ телесного симптома как психосоматического феномена / Т.Б. Хомуленко - X.: ХНПУ имени Г.С. Сковороды, 2011. - 39 с.
4. Пелюстка М.И. Психосоматическая методика «Замок» [Текст] / М.И. Пелюстка // Молодий вчений. - 2016. - № 1. - С. 382-385.
Источник Молодий вчений. — 2017. — №4. — С. 251—254.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.