На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь саморегуляции и агрессивности у подростков
Взаимосвязь саморегуляции и агрессивности у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кондратьева Т.Е., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Гурьянова Т.А., канд. психол. наук, доцент

В современной психологической науке проблема агрессии и агрессивного поведения является одной из наиболее актуальных. Изменившиеся социально-экономические и политические условия в стране привели к смене ценностных ориентаций, потере нравственных ориентиров, к росту преступности, к неопределенности и непредсказуемости будущего, возникновению психологического дискомфорта. Частые экономические и политические кризисы отражаются на поведении и взаимоотношениях людей. Подобные события являются провокационными, вызывают чувство тревоги, озлобленность и т. д. На фоне нарастающего психологического напряжения происходи рост преступности, насилия, ожесточенности, агрессии в межличностных и межгрупповых отношениях.

В последнее время из-за быстрых изменений социально-экономической ситуации в стране существенно усилился интерес психологов к изучению такого явления, как агрессивность. За последнее десятилетие отмечается рост применения насильственных действий, вандализма, жесткости и т. д. Все эти проявления тесно связаны с понятием агрессивности и агрессии, которая возникает как из личностный (внутренних), так и из социальный (внешних) факторов.
Личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, которая проявляется всегда и везде, где для этого создаются подходящие условия. В таком случае агрессивность проявляется в реакциях на конкретные жизненные ситуации или в реальном контактном поведении. Влияние агрессивности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Подростковый возраст - это особая пора в становлении личности, когда вчерашний ребенок переосмысливает понимание себя, свое место в кругу сверстников. Этот период связан с целым рядом психофизиологических изменений, которые оказывают серьезное влияние на представление личности о себе. В этот период обостряются страхи и негативные ожидания, связанные с собственным будущим, результатом чего становится возрастание уровня тревожности, актуализация всех психологических трудностей и проблем и как следствие проявление агрессивных реакций на невозможность справится с волнующими ситуациями.
В таких жизненных ситуациях человек испытывает психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Социум предъявляет к человеку определенные требования, в связи с которыми не дается возможности выражать свои тяжелые эмоциональные состояния открыто. Общество требует от людей умения справляться со сложными жизненными обстоятельствами, обладать качествами гибкости и стрессоуствойчивости, планировать свои действия в неопределенных и нестабильных условиях. В заданных рамках человеку необходимо грамотное использование способности к саморегуляции.
Таким образом, взаимосвязь агрессивности и саморегуляции у подростков является крайне актуальной тематикой, так как необходимы новые алгоритмы и пути решения проблемы подростковой агрессивности, а для этого так же важно изучить тему саморегуляции, для помощи в нахождении выхода из сложных эмоциональных ситуаций.

В настоящее время проблема саморегуляции личности находится в пристальном внимании психологической науки. В исследованиях саморегуляции показано, что она является одним из основных критериев субъектности человека. На самых разных видах деятельности, было показано, что при формировании эффективного индивидуального стиля саморегуляции, обеспечивается высокая продуктивность деятельности человека [3].

Под саморегуляцией понимается процесс, обеспечивающий стабильность системы, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью [2].
Что касается агрессии. За последние несколько лет во всем мире и в нашей стране, наблюдается резкое возрастание насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Появляются новые способы проявления агрессии, с использованием современных технических средств. Психологи связывают такие опасные проявления с повышением агрессии и агрессивности личности, которые возникают как из-за личностных (внутренних), так и из-за социальных (внешних) факторов.
Б. Ричардсон выделил такое определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1].
Теперь, когда мы выделили понятие агрессии, необходимо разграничить его с понятием агрессивности. В словаре практического психолога под агрессивностью понимается устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению» [2].
На основании теоретических данных и изученной литературы мы выделили целью нашего исследования выявление взаимосвязи саморегуляции и агрессивности у подростков. Выборку исследования составили учащиеся МБОУ «СОШ № 60» имени В. Завьялова, в количестве 100 человек.
В нашем исследовании мы использовали опросник «Стиля саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой и опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки.
При использовании опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой. по всей выборке были получены результаты, которые отражены на рисунке 1.
Исходя из полученных данных видно, что по всем выделенным шкалам у большинства подростков выделяется средний уровень.

саморегуляция



Рис. 1. Общие показатели саморегуляции


ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Пл - планирование Г - гибкость
М - моделирование С - самостоятельность
Пр - программирование ОУС - общий уровень саморегуляции
ОР - оценивание результатов

Далее у подростков был исследован уровень агрессивности по опроснику А. Басса, А. Дарки по всей выборке были получены результаты, которые отражены на рисунке 2.
Исходя из полученных данных видно, что у большинства подростков очень высокий уровень физической агрессии, косвенной агрессии и вербальной агрессии. Также у большинства подростков повышенный уровень раздражительности, обиды и подозрительности. И большая часть подростков показала низкий уровень негативизма. Суммарный индекс агрессивных реакций у большинства подростков находится на низком уровне также, как и индекс враждебности.

агрессивность

Рис. 2. Общие показатели агрессивности

ФА - физическая агрессия
КА - косвенная агрессия
Р - раздражение
Н - негативизм
О - обида
ИВ - индекс враждебности
П - подозрительность
ВА - вербальная агрессия
ЧВ - чувство вины


СИАР - суммарный индекс агрессивных реакций

 


Для подтверждения гипотезы нами был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции К. Пирсона и Ч. Спирмена. Результаты корреляционного анализа отражены в таблице 1.


Таблица 1 - Достоверные связи между показателями агрессивности и саморегуляции

Шкалы

Пр

ОР

С

Косвенная агрессия

-

-

0,270**

Вербальная агрессия

0,248*

0,248*

-

Суммарный индекс агрессивных реакций

-

-

0,199*

Примечания

* - уровень значимости p 0,05; ** - уровень значимости p 0,01; *** - уровень значимости p 0,001



Пл - планирование
Г - гибкость
М - моделирование
С - самостоятельность
Пр - программирование
ОУС - общий уровень саморегуляции
ОР - оценивание результатов

По данным корреляционного анализа было обнаружено отсутствие связей между всеми аспектами саморегуляции и физической агрессией, раздражением, негативизмом, обидой, подозрительностью, чувством вины и индексом враждебности.
Было выявлено, что при высоком уровне самостоятельности косвенная агрессия так же будет высокой. То есть для подростков, с высоким уровнем самостоятельности характерно внешнее выражение агрессии. Проявление при высоком уровне самостоятельности косвенной агрессии можно объяснить тем, что в подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Ребенок старается вести себя, как взрослый, показать себя таковым. Поэтому данный тип агрессии он может воспринимать, как показатель своего характера, своей независимости и самостоятельности.
При высоких показателях оценивания результатов, вербальная агрессия так же будет на высоком уровне. Подростки, имеющие индивидуальную развитость и адекватность оценки себя и результатов своей деятельности, зачастую могут считать уместными критику или замечания в чужой адрес. Так как во время переходного возраста важным процессом является самоутверждение, то через призму свой высокоразвитой оценки, подростки могут судить своих товарищей, тем самым показывая свою грамотность, авторитет и превосходство.
Высокие показатели программирования связаны с высоки показателями вербальной агрессии. То есть существует тенденция к тому, что чем выше способность к программированию будущих действий, тем выше проявление вербальной агрессии. Здесь мы опять вернемся к чувству взрослости. Подросток, который считает себя взрослым и умеет выстраивать последовательность своих действий, находить способы для их осуществления в глазах сверстников может выглядеть, как пример для подражания. Но помимо этого, такой ребенок, вполне может ставить себя на уровень выше других и самоутверждаться за счет нелицеприятных высказываний в адрес сверстников или же их критике.
Также было выявлено, что чем выше самостоятельность, тем выше суммарный индекс агрессивных реакций. То есть у подростков с развитой регуляторной автономностью, проявляются различные виды агрессивных реакций. Для них характерно активное проявление агрессии к конкретным лицам, использование физической силы или же внешнее проявление агрессии.
Тема взаимосвязи саморегуляции и агрессивности у подростков требует дальнейшего изучения, так как в литературе встречается упоминание о других взаимосвязях в показателях саморегуляции и агрессивности, а в нашей выборке данных связей обнаружено не было. Поэтому целесообразным будет дальнейшее изучение выявленной закономерности, к примеру, увеличение количества испытуемых или расширение их контингента.


Библиографический список
1. Бэрон, Р. А. Агрессия : учебное пособие / Р. А. Бэрон, Д. Р. Ричардсон. - Санкт-Петербург : Питер, 1997. - 330 с.
2. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 301 с.
3. Кацеро, А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А. А. Кацеро, А. В. Кобзарь // Психологические науки : теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 10-12.
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.