На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Нейропсихологическая диагностика как профилактика девиантного поведения
Нейропсихологическая диагностика как профилактика девиантного поведения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Матюхина И.В., Рузаева С.В. ГБОУ «Курчатовская школа» (г. Москва, Россия)


Во время мониторинга среди дошкольников часто встречаются дети, которые быстро отвлекаются на занятии, не удерживают инструкцию взрослого, нарушают правила игры, дети эмоционально не устойчивые у таких дошкольников в основном есть сложности с третьим блоком мозга программирования и контроля.


Гиперактивные и гипоактивные дошкольники уходят от произвольного поведения, говоря на нейропсихологическом языке так может выглядеть негативная компенсация, когда дошкольник берет на себя роль «Шута». Выставляя себя «клоуном», дети легко отвлекаются и ведутся на дурашливость сверстника. Чаще всего таких детей не любят, стараются на время устранить, например, отсадив на отдельный стульчик. По началу кажется самый хороший вариант, сидит один и не мешает. Но есть моменты если с ним поговорить одним, а не коллективом детей, его поведение – из-за не знания материала и его не усидчивости. Таким образом проводя мониторинг педагогом – психологом и учителем – логопедом, соединив игровые приемы направленные на психологические и логопедические аспекты.

Развитие фонетико–фонематического слуха узнавание не речевого звучания были предложены муз инструменты (5 предметов), а для речевого материала использовались голоса одногруппников «Кто тебя позвал». Со стороны психолога было наглядно, есть ли трудности вхождения в задание, трудности ориентировки в задании, что преобладает у ребенка инертность или импульсивность, есть ли трудности контроля. Ребенку было предложено стать ведущим, эта роль для него была новой. На нем ответственность, собраться, сконцентрироваться. Затем предложили и другим детям побыть ведущими, а ему угадывать. Сначала таких детей это настораживает, а что если он не угадает, не сможет. Но для него самого становится ново когда, получается, побороть в себе страх, и угадать звучащий муз инструмент, а потом и голос. У таких детей появляется интерес к знаниям, что он смог и у него получилось. В разделе связная речь детям предлагаются составление рассказа по серии картинок. Со стороны учителя-логопеда отслеживается подбор антонимов, использование предлогов простых и сложных, составление предложений, плавности рассказа сохранение временного пространства в рассказе. А педагог – психолог исследует функций программирования и контроля, действий понимания смысла серии картинок. Предложить ему показать каждый кусочек из серии картинок, но с одним условием сначала слушаем несколько вариантов рассказов. Ребенок развивает и обогащает свой словарь, так же извлекаем опыт из памяти, что запомнил, а что предложил свое.

Методика «Четвертый лишний» направлена на исследование вербально-логического мышления, возможности выделять категории и производить вербальные обобщения. Данная проба позволяет оценить ориентировочную деятельность и процесс принятия решений — педагог — психолог. Предлагаются 4 картинки, где надо назвать одним обобщающим словом, затем дети закрывают глаза и одну из картинок меняют. Но не сразу просят назвать, что лишнее, а меняем направление. Спросив, что изменилось? Какой картинке не стало? Где была? Между какими стояла? И только потом спрашиваем: что лишнее и почему?

В дальнейшем у детей все меньше будет желание одевать маску Шута, так как будет нарастать багаж знаний, будет больше усидчивость и в школьные годы будет легче, если применять индивидуальный подход в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Представляется целесообразным распространить нейропсихологический подход в дошкольном отделение, внедрить его в мониторинг, профилактику и коррекцию. Снизить риск дошкольников встать на путь девиантного поведения. Выявить сильные и слабые компоненты высших психических функций ребенка, построить гипотезы об эффективных стратегий коррекционного воздействия.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.