Образ психолога в сознании ребенка-дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С. Г. Крымина
МОУ детский сад комбинированного вида № 315 Центрального района
г. Волгограда, Россия

О ребенке говорят много, но с ним не говорят

Франсуаза Дольто

 


Психологическая служба в дошкольном учреждении представлена в лице педагога-психолога, осуществляющего психодиагностическую, коррекционно-развивающую, психопрофилактическую, консультационную работу, а также психологическое просвещение и совершенствование методического обеспечения. Существуют конкретные требования к ведению документации и формам
отчетности педагога-психолога
. В то время как в выборе методов и методик работы педагогу-психологу дошкольных учреждений предоставляется относительная свобода. В настоящее время педагогам-психологам интересны различные направления коррекционно-развивающих занятий – арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия и прочие. Все более популярным становится такой метод работы как игровая терапия. В нашей стране появились профессиональные ассоциации игровых психотерапевтов, существует литература, раскрывающая сущность этого метода работы. Становится возможным построение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога в детском саду в форме игровой терапии.


Данный метод предполагает особую позицию психолога во взаимодействии с ребенком. Подробное описание роли психолога в таком типе отношений «психолог-клиент» можно найти в книге Г. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений». По мнению Г. Лэндрета: «Игровой специалист – это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он не вмешивается, не учит, а вместо этого реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью» [3, с. 80]. Таким образом, мы видим совсем другие исходные основания, чем существующие в традиционной отечественной педагогической психологии. Понятие о зоне ближайшего развития, введенное Л. С. Выготским и разрабатываемое его учениками исходит из понимания культурной формы овладения собственным поведением, которая не является «естественным стремлением» [2]. Соответственно позиция психолога в традиционной форме психолого-педагогической работы и в индивидуальных занятиях, построенных на принципах игровой терапии, будут отличаться. А какими видит эти позиции ребенок?
Существует ряд особенностей ребенка как клиента, получателя психологических услуг. Одна из них – зависимое положение ребенка [4, с. 8]. Ребенок не «решает» обратится к психологу, он «оказывается» у него. Ребенок не оценивает психолога до непосредственного взаимодействия с ним, не выбирает наиболее приемлемый для себя метод работы. Инициатором обращения к психологу является взрослый. Ребенок же оказывается погруженным во взаимодействие и уже в этих отношениях у него появляется образ, работающего с ним психолога. Образ психолога (часто внешняя его сторона – имидж), возникающий у взрослых людей активно исследуется в различных контекстах [1]. В то время как, представления и чувства детей, получающих психологическую помощь, изучены мало.
В нашем пробном исследовании мы хотели обратиться к маленьким клиентам, попытаться увидеть психолога глазами ребенка.


Исследование было проведено на базе двух детских садов комбинированного вида Центрального района г. Волгограда. В исследовании участвовало 60 детей в возрасте 5–7 лет – воспитанники старших и подготовительных групп. Респондентами являются две группы детей, включенных в работу психологической службы детского сада:
1) дети, посещающие индивидуальные коррекционные занятия в форме игровой психотерапии (в количестве 20 человек);
2) дети, не посещающие индивидуальных коррекционных занятий в форме игровой психотерапии (в количестве 40 человек).


Методами являются беседа «Кто такой психолог?» и детский рисунок «Психолог в детском саду».
Нами были получены следующие результаты:
Наиболее частые ответы на вопрос «Кем является (имя психолога)?» («Какая профессия у (имя психолога)?») в группе детей, не посещающих занятия в форме игровой терапии – учитель (40% детей), воспитатель (20% детей), логопед (10%), психолог (10%), затруднялись ответить (20%).


В группе детей, посещающих занятия в форме игровой терапии давались следующие ответы: играет с детьми (55% детей), затруднялись ответить (35 % детей), учитель (воспитатель, логопед – 10%).
Рисунки со следующей инструкцией: «Нарисуй психолога в детском саду» мы разделили на следующие подгруппы:
1) в группе детей, не посещающих занятия в форме игровой терапии: фигура психолога без атрибутов профессии (65% детей), психолог на занятиях с атрибутами профессии (ручка, карандаши, бумага, стимульный материал и т. д. – 35% детей);
2) в группе детей, посещающих занятия по игровой терапии: совместная игра, игровая деятельность ребенка и психолог на одном рисунке (45% детей); фигура психолога без каких-либо атрибутов профессии (35% детей); фигура психолога с атрибутами профессии (ручка, карандаши, бумага, стимульный материал и т. д. – 15%); отсутствие заданной темы в рисунке (5% детей).
На наш взгляд в ответах детей нашла отражение недостаточная осведомленность о профессии психолога, существующая в российском обществе. Многие дети испытывали значительные трудности в формулировании ответов и создании рисунков. Однако, некоторая предварительная картина образов психолога, существующих в сознании детей-дошкольников вырисовалась. Так, большинство детей, взаимодействующих с психологом в традиционной психолого-педагогической форме (70% детей) воспринимают психолога как учителя, воспитателя и логопеда. А в ответах и рисунках значительной части детей, которые имели опыт работы с психологом в форме игровой терапии, отражена игровая деятельность.


В процессе работы с детьми средствами игровой терапии большой диагностической значимостью выраженности образа являются комментарии детей относительно психолога. Примеры таких реплик можно встретить в литературе, посвященной игровой терапии. Вот как оценивает терапевта ребенок в книге В. Экслайн «Дибс в поисках себя»: «Вы не мама, Вы не подруга, Вы не мамина приятельница, с которой та играет в бридж. Кто Вы? На самом деле это не имеет значения. Вы просто хозяйка чудесной комнаты, в которой можно играть» [5, с. 204].


А вот такой диалог с маленьким клиентом приводит Г. Лэндрет:
«Крис: Каким цветом мне раскрасить лягушку?
Терапевт: Здесь ты сам можешь решить, какую лягушку ты можешь нарисовать.
Крис: Я не знаю. Черный подойдет? Лягушки бывают иногда черными? Учительница нам говорила, что лягушки бывают зелеными.
Терапевт: Тебе хочется раскрасить лягушку в черный цвет, но ты не уверен, что это правильно.
Крис: Ага, ты должен мне сказать, какую краску взять.
Терапевт: Тебе бы хотелось, чтобы я за тебя решил.
Крис: Ага, все так делают.
Терапевт: Все за тебя решают, поэтому ты бы хотел, чтобы и я так поступил. Но здесь ты сам можешь решить, каким цветом раскрасить лягушку.
Крис: Во, она будет синяя! Первая в мире синяя лягушка! Ты забавный!
Терапевт: Тебе кажется, что я отличаюсь от других, потому что я не говорю тебе, что надо делать.
Крис: Ага!.. Как синяя лягушка» [3].
Наше первое приближение к исследованию образа психолога у ребенка, попытка погрузиться в его понимание, на наш взгляд, созвучно с основными принципами недирективности и центрированности на ребенке, принятыми в игровой терапии. Дальнейшее погружение в данную проблематику позволит оценить достоинства и ограничения различных методов работы, позволит получить более ясное представление о взгляде и чувствах ребенка, оказывающегося в ситуации взаимодействия с психологом, а также оценить различные факторы, влияющие на образ психолога, складывающийся в сознании ребенка. Таким образом, возможно приближение к идее гуманизации воспитательного процесса в детских учреждениях, которая ставится как важнейшая задача современного этапа развития дошкольного образования.


Литература
1. Бозаджиев, В.Л. Имидж психолога [Текст] / В.Л. Бозаджиев. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. – 219 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982–1984.
3. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М., Институт практической психологии, 1998.
4. Мортон, Ч. Техники детской терапии. Психодинамические стратегии [Текст] / Ч. Мортон. – СПб.: Питер; Издание 2-е, 2003.
5. В. Экслайн. Игровая терапия в действии (Дибс в поиске себя). – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 384 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.