На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Проблема диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Своевременно не выявленный синдром дефицита внимания с гиперактивностью в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявлении неадекватного поведения.
Для выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не существует биологического теста или биологического показателя. Проявление синдрома зависит от конкретной неблагоприятной ситуации и от возраста. Только к 7 годам происходит созревание основных отделов головного мозга, отвечающих за функции внимания и двигательной регуляции.
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью складывается из трех этапов:
Субъективный, включает экспертную оценку синдрома по разработанным диагностическим критериям родителями и учителями.
Объективный, по количеству ошибок сделанных ребенком, и по времени, которое он затратил на выполнение заданий, также измеряются параметры внимательности.

Объективная диагностика синдрома включает обследование уровня развития когнитивных функций, оценивается уровень интеллекта, обращается внимание на личностные особенности ребенка.
Электроэнцефалографическое и другое обследование мозга, которое назначается врачом только по показаниям [Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с., с.30-37].
Диагностика включает подробный анамнез жизни и данные о поведении ребенка в настоящее время, получаемые психологом и педагогом с помощью вопросников и в устной беседе с родителями.
Отвлекаемость, впервые появившаяся у девятилетнего ребенка, не будет считаться признаком синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Необходимо отметить, что тревожные расстройства, депрессия, стрессовые факторы не являются причиной синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Симптомы данного синдрома приводят к возникновению значительных школьных проблем и снижению успеваемости.
Отвлекаемость на уроках в рамках проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо отличать от снижения мотивации к школьным занятиям. В первом случае неуспешность ребенка наблюдается на большинстве уроков, особенно на тех, где требуется наибольшее сосредоточение внимания (математика, русский язык) [Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 256 с., с.114].
Поскольку синдром дефицита внимания с гиперактивностью – медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии. Но следуя основному принципу работы с гиперактивными детьми психологи могут провести предварительную диагностику, которая дает право предположить, что ребенок принадлежит к данной категории.
Главным инструментом, который использует психолог, является метод наблюдения (систематического, фиксированного) и диагностическими критериями DSM-IV.
Психологи используют для диагностирования гиперактивного поведения различного рода опросники, которые основаны на различных косвенных признаках. На сегодняшний день наиболее удобны и результативны в применении такие, как: опросник «Критерии DSM-IV», разработанный Американской психиатрической ассоциацией в 1994 году, и рекомендованный для использования Всемирной организацией здоровья [Гиперактивный ребенок // Школьный психолог. 2000 – № 4 – 16 с. , с.10].
Основные проявления синдрома дефицита внимания можно разделить на 3 группы: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Дефицит активного внимания выявляется по следующим критериям: ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности; ему трудно долго удерживать внимание, легко отвлекается; с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не завершает его; плохо организован; часто теряет вещи; избегает скучных, требующих умственных усилий заданий; часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность: ребенок суетлив, не может усидеть на одном месте; проявляет признаки беспокойства; много двигается, часто нецеленаправленно; всегда нацелен на движение; очень говорлив; спит намного меньше, чем другие дети.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; не может дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает; не может дождаться вознаграждения; не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляемо правилами; при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты, на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающее поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).
Если в возрасте от 8 до 10 лет проявляются хотя бы 3 критерия из каждой группы признаков, то психолог может предположить, что ребенок имеет признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Существует много тестов на определение гиперактивности и дефицита внимания.
При наблюдении отклоняющегося поведения, психолог может направить ребенка к невропатологу. Но ответственность за постановку диагноза синдром дефицита внимания с гиперактивностью должен нести врач.
Благодаря направленному наблюдению психолог может отметить особенности поведения и развития ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, избежать ошибочного приписывания данного синдрома импульсивным, одаренным, тревожным детям, у которых могут наблюдаться схожие признаки.
Также, в качестве диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Джимми Коннерсом (Приложение 2). Эту анкету могут заполнять как родители, так и преподаватели. Если в сумме набирается более 15 очков, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперактивного синдрома [Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с, с.5-9].
Кроме метода наблюдения помощь психологу может оказать и анализ продуктов деятельности ребенка: рисунки, поделки, рабочие тетради. Импульсивность, неумение заниматься одним делом длительное время, управлять своим поведением, свойственные детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, не могут не отразиться в их произведениях. Как правило, гиперактивным детям трудно соблюдать чистоту в тетрадях, вмещать длинные записи в небольшой отрезок, отведенный для записи ответов в рабочих тетрадях. Рисунки редко бывают симметричными. Люди и животные на рисунках не статичны, они полны движения. При раскрашивании рисунка наблюдается небрежность, штриховка выходит за края изображения.
Подученных данных только в процессе наблюдения и анализа продуктов деятельности ребенка, может оказаться недостаточно. Поэтому психолог может воспользоваться методиками определяющими характеристики внимания. В психологическом обследовании детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью используются главным образом методики оценки характеристик внимания, так как нарушения внимания являются основным признаком синдрома.
Для определения различных свойств внимания, используется методика корректурная проба (Приложение 3). Данная методика относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных способностей [Акимова М.К, Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с, с.160-163].
Методика исследует степень концентрации, переключаемости и устойчивости внимания. Предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «а» и «н»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Исследование можно проводить как индивидуально, так и групповым тестированием. Начинать нужно, убедившись, что у испытуемых есть желание выполнять задание. При этом не должно создаваться впечатление, что их экзаменуют. Испытуемые должны сидеть за удобным столом и в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает бланки «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующей инструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «а» и «н» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемые начинают работать по команде экспериментатора. По сигналу экспериментатора испытуемые начинают выполнять задание и через 3 минуты его заканчивают. По истечении каждых 30 секунд работы экспериментатор произносит: «Черта!» - а испытуемые должны вертикальной чертой отделить просмотренные знаки от оставшихся непроверенными.
Обработка результатов состоит в подсчете количества ошибок (пропущенных и неправильно вычеркнутых букв), допущенных в течение каждого 30-секундного интервала, а также количество обнаруженных знаков (за каждый 30-секундный интервал) и количества проработанных строк таблицы.
Для определения уровня концентрации внимания используется тест Пьерона-Рузера (Приложение 4). Данный тест первично направлен на изучение свойств внимания и психомоторного темпа, вторично – оценивает точность и надежность переработки информации, динамику работоспособности во времени. Исследование можно проводить как индивидуальное, так и групповое.
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени [Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 208 с. , с.20-23].
Уровень внимания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью также можно оценить с помощью психофизиологического теста TOVA (The Test of Variables of Attention), основанного на предъявлении зрительных стимулов [Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с. , с.38]. TOVA – тест непрерывной деятельности, позволяющий оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным; он основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур. Данный тест обеспечивает количественную оценку эффективности различных методик коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на основании улучшения специфических критериев внимания, таких как контроль импульсивности и постоянство времени ответа. Отсутствие эффектов привыкания при повторном тестировании, применение невербальных стимулов и большая продолжительность теста – причины удобства использования данного теста для оценки эффективности коррекции детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. TOVA включает оценку степени невнимательности (ошибки пропусков значимых стимулов), скорость переработки информации (время ответа), импульсивности (ошибки ложных нажатий на кнопку) и устойчивости внимания. Тест состоит из двух невербальных стимулов и требует внимания ребенка в течении 22,5 минуты без продолжительного отдыха.
При проведении тестирования необходимо иметь в виду, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обладают повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Занятия не должны превышать 40-50 минут (с учетом одного перерыва). Обследование может занимать несколько дней [Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 224 с, с.23].
Сведения, полученные психологом в ходе обследования, позволяют выявить основные нарушения у ребенка. Совместно с учителем и родителями вырабатывается едина стратегия коррекции. Коррекционная работа организуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка [10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с, с.136-137; 47, с.82; 56, с.81-82].
Источник: Развитие произвольного внимания и его свойств у гиперактивных детей младшего школьного возраста
Дипломная работа, Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», Красноярск/Россия, Бережнова Лиля, 77 стр., 2009 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.