На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Психологические механизмы формирования отклоняющегося поведения подростков
Психологические механизмы формирования отклоняющегося поведения подростков
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что каждый год прослеживается тенденция к увеличению детской преступности, отмечается рост алкоголизации, наркомании среди несовершеннолетних. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративность и вызывающее по отношению ко взрослым поведение. Проблема «трудных» учащихся одна из центральных в работе учебно-воспитательных учреждений.

Отклоняющееся, или девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.

У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, вымогательство, ложь.

В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Нравственные понятия, принципы, правила поведения невозможно вложить ребенку в готовом виде. Они вырабатываются им в собственной житейской практике, а в поведении  проявляются. Поэтому выявление форм поведения ребенка, в которых проявляются отклонения от общепринятых норм, представляет собой психологическую, социальную, правовую, педагогическую и медицинскую задачу.

Девиантные  действия выступают в разном качестве:

- как средство достижения значимой цели

- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности

- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности:

- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций

- импульсивный характер реагирования на  фрустрирующую ситуацию

- кратковременность реакций с критическим выходом

- недифференцированная направленность реагирования

- высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Генезис  девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных механизмов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, социальными, психолого-педагогическими:

1. Индивидуальный механизм (биогенетические причины) возникновения отклоняющегося поведения действует на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую  адаптацию ребенка или подростка:

- врожденное поражение нервной системы (по данным зарубежных исследований у детей девиантного поведения от 20% до 90% наблюдается органическая недостаточность нервной системы).

- приобретенная патология (радиация, алкоголь, инфекционные заболевания, психические травмы родителей).

Сторонники биогенетической концепции  первопричиной отклонения в поведении считают врожденный характер. Инстинкт превосходства Адлера, который объяснял преступность как врожденное стремление к лидерству, власти, превосходству.

2. Психолого-педагогический механизм, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения. К нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Проявление в дефектах школьного и семейного воспитания, педагогическая и социальная запущенность, глубокий психический дискомфорт, неблагоприятный  микроклимат в семье, постоянные неуспехи в учебе, негативные отношения со сверстниками и учителями.

3. Социальный механизм, определяющийся социально-экономическими условиями существования, морально-политическим аспектом (отсутствие у молодого поколения высоких идеалов, старые кумиры низвергнуты, а новых нет. А если и имеются, то часто они – образцы того же девиантного поведения.

Усвоение асоциальных, отклоняющихся от нормы ролей определяется социальными свойствами личности:

А) теория стигматизации или клеймения Лемерта. Усвоение норм асоциального поведения происходит вследствие частоты их воздействия на личность (если подростку насильно навязывать роль, он будет таким).

Б) теория дифференцированной связи Сатерленда. Представления об обществе как конгломерат ценностей (дома ребенку прививают ценности, которые идут в разлад с общепринятыми).

В) теория Дюргейма. Отклонения возникают из-за противоречия между позитивной целью и недопустимыми в обществе средствами ее достижения (один подросток завидует богатству другого, считает несправедливым такую ситуацию, но сам не знает нормальных путей разрешения конфликта, следовательно – кража и др.).

Г) теория субкультуры Коэна. Теория построена на противоречиях бедных и богатых.

Особенно высок уровень девиантного поведения среди детей-сирот, большинство из которых имеют живых родителей, лишенных родительских прав. Какими вырастут эти дети? Опыт показывает, что это может быть поколение плохо адаптированное к реальной жизни. Дети, выходя из школ-интернатов, пополняют криминальную среду на 40%, становятся алкоголиками 30%, а 10% из них заканчивают жизнь самоубийством. Ученые начала 20 века, изучавшие психическое состояние детей в приютах выдвинули лозунг «Лучше плохая семья, чем самое лучшее детское учреждение». Уверенность, которую дает ребенку присутствие родителей, уравновешивает даже такие экстремальные потрясения, которые вызваны войной. Поэтому перед всеми стоит задача – сделать все максимальное, чтобы ребенок мог жить в биологической семье.

Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего.

Дробышевская Надежда Афанасьевна считает: «Сегодня с «трудными» подростками работают школы, милиция, исполкомы, спецшколы, интернаты, колонии, психиатрическая больница… В стране создана целая армия психологов и социальных педагогов, введено обучение на дому, дифференцированное в школе, оказывается всякая материальная помощь со стороны государственных структур, тратятся огромные средства, задействованы новейшие достижения медицины. Так почему же  при всем этом число «трудных» подростков, пополняющих преступную среду неуклонно растет? Потому что подходы к решению проблемы  - не те. Ложные подходы, основанные на попытках врачевания души материально-техническими способами».

Закончить выступление хочется словами психолога В.Абраменковой: «Чтобы это поколение не стало потерянным, нужны не единичные делатели, а поиск единения этих делателей. Нужны горящие, умные воспитатели и родители… И если найдутся такие люди, которые будут наполнены болью за общее состояние общества, если они будут деятельны и будут искать друг друга, то наметятся какие-то реальные перемены. Но для этого нужно всем работать в контексте общих стремлений к изменению».

Психолог Барило Елена

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.