Подгорная О.Я., заместитель заведующего МДОУ д/с № 5 «Золотая рыбка», г. Ханты-Мансийск Тюменской обл. Гуманистическая направленность педагогического процесса определила приоритет общечеловеческих ценностей в образовании и создание условий для свободного развития личности. Гуманистические идеи образования плодотворно воплощаются в педагогическом взаимодействии, актуализируется личностный фактор в педагогическом процессе. Педагог, являясь одним из главных его участников, служит примером и образцом для развивающейся личности ребенка. И чем авторитетнее личность педагога, тем эффективнее будет педагогическое взаимодействие, выше качество образования. Исследование данной проблемы стало очень актуальным в настоящее время.
Нами было изучено состояние указанной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Выделены структура и содержание понятия авторитет педагога, его компоненты:
— профессиональный (специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие); — личностный (ценностная, характеро- и культурологическая составляющие); — социальный (социальная значимость профессии, ее престиж, профессиональные стереотипы); — ролевой (занимаемая должность, права и обязанности).
Содержание авторитета включает в себя две стороны: социальную — система отношений к педагогу и специфическую — профессионально-личностный статус и его приоритетная роль в системе субъект-субъектных отношений. Сущность авторитета заключается в том, что он характеризует систему отношений к педагогу, определяет его статус, через него принимается и признается приоритетная роль педагога в системе субъект-субъектных педагогических отношений. Перед педагогом стоят обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Как принимают эти задачи воспитанники и как успешно их решают — будет определяться авторитетом педагога (и наоборот). Специфика авторитета педагога раскрывается через его профессиональный и личностный компонент. Педагог является источником информации для ребенка в процессе взаимозначимой деятельности, т.е. имеет информативную ценность, обладает привлекательными для воспитанника ценностными ориента-циями, служащими основанием ценностного обмена между ними в системе субъект-субъектных отношений.
Можно выделить условия формирования и развития авторитета воспитателя в педагогической деятельности: — формирование целостной структуры авторитета в единстве профессиональной, ценностной, характеро-и культурологической составляющих; — развитие рефлексии, эмпатии, коммуникативных способностей и креативной активности; — овладение умениями и навыками межличностного взаимодействия деловой направленности в субъект-субъектных отношениях, приобретение опыта их творческого использования.
Исследование по проблеме «Авторитет воспитателя и его формирование в педагогической деятельности» проходило на базе нашего дошкольного учреждения. В нем приняли участие 10 педагогов. Цель: выявить уровень авторитета воспитателей.
Задачи: — выявить профессиональные знания, умения и навыки педагогов; — определить сформированность личностных качеств; — определить характер взаимодействия между воспитателями и детьми; — определить уровень авторитета воспитателей ДОУ.
В исследовании задействованы группы методов, направленные на:
1. Изучение профессиональных и личностных качеств педагогов. Использованы: — тесты на определение объективности, оптимизма, способности к эмпатии, рефлексии, креативности, педагогического такта, творческих способностей, толерантности; — оценочные шкалы на определение уровня профессионализма и знаний — психолого-педагогических основ воспитания и обучения, общительности.
2. Выявление характера взаимодействия в процессе педагогической деятельности. Использован вопросник-анкета на определение модели взаимодействия педагогов с детьми и определение стиля общения. Анализ результатов осуществлялся по следующим критериям: — уровень психолого-педагогических знаний воспитателей; — сформированность дидактических умений и навыков (организационные, информационные, коммуникативные); — сформированность личностных качеств; — творческая активность; — степень использования должностного положения и властных полномочий.
Для определения уровня авторитета воспитателей нами был взят уровневый подход в оценке авторитета, предложенный И.П. Андриади, поскольку он дает информацию о качественной основе каждого предполагаемого уровня авторитета, помогает уйти от их обезличивания. Позиционный авторитет (формальный уровень) предлагает опору на признание важности должности воспитателя, его положения и властные полномочия. Функциональный авторитет (неформальный уровень) определяется профессионализмом, умением решать дидактические и развивающие задачи. Уважение и признание достоинств педагога в основном в сфере его профессиональных знаний и возможностей. Действенное влияние данный педагог оказывает в решении задач обучения. Личностный авторитет (неформальный уровень) определяется не только экспертностью, профессионализмом воспитателя, но и личностными качествами. Позволяет решать задачи воспитания личности в плане формирования его культуры, нравственности. Воспитатель обладает возможностью оказывать влияние и решать задачи обучения и воспитания.
После анализа состава педагогических кадров было выявлено, что педагогический коллектив в основном стабильный и характеризуется следующим образом: — по возрасту (средний возраст педагогов 36,2 лет): от 20 до 30 лет — 1; от 30 до 40 — 5; от 40 до 50 — 3; старше 50 лет — 1 человек; — по квалификационным категориям: высшая категория — 1; первая — 1; вторая — 70 без категории — 1; — по образованию: высшее — 2 начальное высшее — 1; средне-специальное — 7 человек — по стажу работы: до 2 лет — нет; от 2 до 10 — 5; от 10 до 20 лет — 4; более 20 — 1 человек.
После проведения вышеперечисленных методик констатирующего эксперимента, их анализа были получены следующие результаты: — 2 воспитателя имеют позиционный авторитет. Данные педагоги достигают желаемого, преимущественно используя свои властные полномочия и возможности, которые дает должностное положение воспитателя, ориентированы не на личностную, а на дисциплинарную модель педагогического взаимодействия, не всегда объективно относятся к детям, уровень оптимизма невысокий, педагогические способности средне развиты, почти у всех воспитателей присутствует завышенная самооценка; — 7 воспитателей имеют функциональный авторитет, у них хорошо выраженные профессиональные знания и возможности, они прекрасно решают дидактические задачи при обучении детей на занятиях; — 1 воспитатель имеет личностный авторитет, в своей педагогической деятельности он опирается не только на профессиональные знания, умения, навыки и ярко выраженные педагогические способности, но и подключают свои личностные качества для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании. Результаты проведенного нами исследования показали, что в основном воспитателям присущ функциональный авторитет. Проанализировав полученные данные, мы выделили две группы воспитателей: контрольную (воспитатели, показавшие стабильные профессиональные знания, умения и навыки, устойчивые личностные качества: 4 воспитателя с функциональным авторитетом; 1 педагог с личностным) и экспериментальную (2 воспитателя с позиционным авторитетом; 3 воспитателя с функциональным авторитетом неустойчивыми показателями по тестам, с сильно завышенной самооценкой). Все профессиональные позиции, психологические качества, педагогические умения упражняемы, т.е. могут быть предметом формирования и развития. Нами были разработаны условия формирования авторитета педагога в педагогическом процессе в виде комплекса мероприятий.
Цель: апробировать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня авторитета воспитателей.
Комплекс мероприятий был направлен на повышение профессионализма воспитателей, развитие их личностных качеств. Работа проходила в два этапа.
1 этап. Вводный Цель: повысить психолого-пе-дагогическую грамотность воспитателей. Использовались следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая; активные методы обучения (специально организованные дискуссии, деловые и ролевые игры при проведении семинаров и педсоветов по плану работы ДОУ), консультации; семинар на развитие коммуникативной культуры воспитателей, а также активные методы для проверки полученных знаний и умений: экспресс-опрос, «составь ромашку», «наряди елочку» и др.
2 этап. Формирующий Цель: формировать профессиональные качества, совершен- ствовать социально-психологическую культуру, развивать креативность, рефлексию, снимать психологические барьеры. В работе на данном этапе использовали: -—специальные упражнения на развитие профессиональных умений, рефлексии, эмпатии; — тренинги психолого-педагогического общения; — конкурсы педагогического мастерства; — викторины; — средства театральной педагогики; — игры-релаксации. Для совершенствования индивидуального стиля педагогической деятельности с воспитателями была проведена консультация «Что мы знаем о стилях педагогической деятельности», даны рекомендации по совершенствованию собственного стиля работы. С целью совершенствования качеств воспитателей, необходимых для педагогической деятельности и общения, профессиональной самореализации, проводились упражнения на развитие педагогических целеполагания и мышления. Для развития уровня профессионально-педагогических умений и навыков воспитателей, их педагогической интуиции, воспитания интереса к педагогическому поиску был организован конкурс педагогического мастерства, подобраны упражнения, направленные на: формирование умений коллективной творческой работы; контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки; развитие умений педагогически целесообразно выражать свое отношение с помощью невербальных средств общения; понимание экспрессии психического состояния личности; развитие основ мимической и пантомимической выразительности; развитие внимания; развитие воображения. Для совершенствования социально-психологической культуры воспитателей, развития педагогической рефлексии, стимулирования инициативы, творчества, артистизма была проведена викторина «Авторитетный воспитатель. Каков он?». С целью формирования навыков выразительного чтения, сценического действия, углубления знаний воспитателей о детской художественной литературе и для развития творчества, инициативы, фантазии — тематическая викторина «Знаем ли мы детскую литературу?».
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения. Для развития навыков педагогического общения проведена консультация «Теоретические основы педагогического общения и особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста».
Коррекция педагогического общения воспитателей проводилась с помощью тренингов.
С целью развития коммуникативных умений воспитателей организован конкурс педагогического мастерства, основные задачи которого: — развивать умения проявлять педагогический такт в различных условиях педагогического процесса в ДОУ; — тренировать профессионально-педагогические способности (внимание, наблюдательность, воображение). Затем воспитателям были предложены пробы, разработанные В.А. Кан-Каликом, показывающие, насколько воспитатель умелый и вдумчивый партнер в разных видах контактов. Если пробы выполнялись с трудом, то воспитатели повторяли их многократно, получали рекомендации и схемы наблюдения за сигналами невербального общения. Помимо этого с воспитателями было проведено занятие «Культура внешнего вида», в основе которого — создание собственного имиджа, внешней выразительности, яркости, привлекательности. Педагогам было рассказано о тенденциях в современной моде, стиле одежды педагога с показом журналов мод. Приглашенный специалист по декоративной косметике познакомил со способами улучшения состояния кожи, правилами наложения декоративной косметики, дал советы по уходу за кожей рук и лица. Психолог детского сада провела тренинг, направленный на развитие уверенности в себе. Для снятия усталости, обретения внутренней стабильности, нейтрализации и подавления отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии проводились игры релаксации для взрослых. С целью выявления эффективности вышеприведенного комплекса мероприятий по формированию авторитета педагога нами был проведен итоговый эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. Анализ результатов осуществлялся по тем же критериям, что и в начале исследования. На основании этих показателей мы выявили уровень авторитета воспитателей в экспериментальной группе. У четырех воспитателей функциональный авторитет, у одного — авторитет личностный. По результатам итогового эксперимента в экспериментальной группе уровень авторитета воспитателей изменился, а в контрольной группе остался на прежнем уровне. Таким образом, важно создавать условия для обретения, укрепления и повышения уровня педагогического авторитета воспитателей.
Источник: Управление ДОУ, №1, 2001г |