На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Создание среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника в учреждениях дополнительного образования
Создание среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника в учреждениях дополнительного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убеждённо и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности.


Внутренняя программа развития ребёнка разворачивается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Для того чтобы добиться эффективности в образовательно-воспитательной работе, необходимо создание не просто среды обитания ребёнка, а среды, способствующей формированию гражданских качеств личности [1].

Среда учреждения дополнительного образования - это среда педагогическая, представляющая собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу.
Довольно часто понятие «среда» отождествляется с укладом жизни образовательного учреждения, его стилем, или «лицом».
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка [4].
Обогащение предметных и социальных условий деятельности ребёнка ведёт к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.
Также большое значение отводится предметно-игровой среде, способствующей успешной социализации личности ребёнка дошкольного возраста.
Следовательно, среда, способствующая воспитанию основ гражданственности старшего дошкольника в УДОД, предполагает наличие всех элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о гражданственности, воспитанию у них патриотизма, межнациональной толерантности, правовой культуры, нравственности.


Формирование среды, способствующей воспитанию основ гражданственности, происходит за счёт:
■ организации жизнедеятельности педагогического и детского коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, принципами терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личному успеху каждого ребёнка;
■ формирования у воспитанников знаний о своих правах и обязанностях и механизмах их реализации в современном социуме;
■ эстетики помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
■ формирования информационного пространства учреждения дополнительного образования;
■ обеспечения системы противодействия негативным явлениям в обществе;
■ психологического сопровождения воспитанников;
■ обеспечения психологического комфорта ребёнка в процессе воспитания;
■ открытого характера воспитательной системы учреждения дополнительного образования: тесного контакта с семьёй, участия родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышения психолого-педагогического просвещения родителей;
■ взаимодействия с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса [3].


В рамках нашего исследования для создания среды, способствующей воспитанию основ гражданственности в образовательном пространстве УДОД, считаем целесообразным организацию уголка «Я - гражданин», в котором будет экспонироваться различная литература, в том числе и художественная, иллюстрации и фотовыставки гражданской направленности, социальные плакаты, поделки и рисунки воспитанников.


Организация и создание такого уголка позволяет удовлетворить потребности ребёнка дошкольного возраста в полноценном развитии как личности гражданина, помогает войти в современный мир; нацеливает на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка; создаёт условия для развития личности ребёнка, его творческих способностей, приобщает детей к общечеловеческим ценностям; обеспечивает приобщение воспитанников УДОД к истории города и страны, основам правовых и этических знаний, воспитание любви к Родине и родной природе, формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения; помогает ребёнку почувствовать себя личностью, гражданином, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности, свободы.


Организация такого уголка позволяет удовлетворить потребности родителей - в предоставлении информационных и просветительских услуг по вопросу воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Уголок «Я - гражданин» способствует включению родителей в процесс воспитания основ гражданственности у дошкольников (привлечение родителей к проведению экскурсий, встреч с интересными людьми, обогащению предметно-развивающей среды), участию семьи в реализации программы.


Создание такого уголка позволяет удовлетворить потребности педагогов в повышении профессионального уровня и квалификации; в организации предметно-игровой среды на основе требований программы; во введении и апробации программ, технологий, направленных на воспитании основ гражданственности, на развитие личности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования; в осуществлении согласованности в планировании воспитательной работы педагогов-специалистов и родителей, координации их деятельности в рамках одной темы; в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании основ гражданственности, образовании и развитии ребёнка [2].


Таким образом, среда воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в УДОД позволяет ребёнку познать, найти, реализовать себя - познать себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую, реализовать себя как гражданина.

 

Библиографический список
1. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
2. Круглова Л. Ю. Модернизация профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования на основе интегративно-развивающего подхода: монография. - М.: Полицентр, 2006. - 304 с.
3. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.