О. В. Короткова, Н. Б. Пугачёва Учреждение Российской Академии Образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», г. Казань, Россия
В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело воспроизводство населения, рост материального благополучия страны, сохранность культуры, нравственная культура, социальное и психическое здоровье человека. Семья - основное пространство воспитания, развития человека. Именно в семье индивид постигает основы добра и зла, чести и порядочности, демократических взаимоотношений. Семья, -пишет Н. Соловьёв, - это воспитательная колыбель человечества. Здесь он совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, политического и философского освоения мира [3, с. 9].
Традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию ребёнка. Ни няня, ни учитель не могут дать ребёнку столько души, ласки, любви и внимания, а если нужно, то и строгости, как семья, мать. Именно мать олицетворяет для ребёнка центр Вселенной, ось мира. А многообразие телесного и словесного общения ребёнка с матерью составляет основу жизненного оптимизма. Ещё Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [1, с. 76]. А русский просветитель Н. И. Новиков (1744-1818 гг.) в работе «О воспитании и наставлении детей» отмечал, что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впе-чатлевается глубже и твёрже примера родителей [5].
Семья - школа труда, школа жизни, школа поколений, которая может характеризоваться целой системой отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это объясняется тем, что семья выполняет целый ряд специфических (рождение, содержание и социализация детей) и неспецифических (накопление и передача от одного поколения к другому собственности и статусов, организация производства и потребления, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению "Я" каждого) функций. Поэтому семья - это, прежде всего, социокультурное пространство воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности.
Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришёл из физики и математики, подразумевая множество объектов и расстояние между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. Пространство выражает отношение между соответствующими объектами, определяет порядок их расположенности и протяжённости, характеризует все формы движения материи, включая социальную. Сущность социокультурного пространства семьи состоит в том, что это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов семейных отношений и способное выступить интегрированным условием воспитания детей, их здоровьеформирующей деятельности, социального самоопределения. Социокультурное пространство семьи может характеризоваться следующими параметрами: ■ целостностью, которая является результатом гетерогенности как элементов социокультурного пространства, так и связей между ними и обеспечивает эффективность влияния социокультурного пространства на личность, создание условий для воспитания и развития ребёнка; ■ взаимосвязью субъектной интеграции и дифференциации (то есть определение задач и функций каждого субъекта семейных отношений), которая определяет тип семейного воспитания, влияет на формирование у детей и взрослых социальной ответственности; ■ событийностью, опосредованной совместной деятельностью субъектов семейных отношений; ■ характером семейных отношений, влияющим на социальные идеалы и установки субъектов семейных отношений и обеспечивающим их социально-экономическую и психологическую защиту; ■ преемственностью поколений, в ходе которой осуществляется трансляция социокультурных ценностей, семейных традиций. Известный русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891 гг.) писал, что семья есть микрокосм того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьёй существует самая тесная солидарность. Каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее её общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание [4].
Поэтому если образовательное учреждение заинтересовано в доброумном воспитании и здоровьеформирующей деятельности обучаемых, то необходимо содружество с семьёй. В современном обществе взаимодействие образовательного учреждения с семьёй основано на аксиологическом (греч. axios - имеющий ценность, ценный; разум, теория, наука) подходе, который определяет приоритет ценностей в обучении, воспитании и здоровьеформирующей деятельности личности (признание человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства, сотрудничество, взаимопонимание, благожелательность, терпимость, способность личности к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации и т. п.) [2]. В социальной практике организация взаимодействия образовательного учреждения с семьёй на основе аксиологического подхода опирается на следующие принципы: 1. Принцип легитимизации (доверия), который обеспечивает, во-первых, единство между субъектами взаимодействия в выборе критериев как механизма взаимодействия, так и обучения, воспитания, развития личности; во-вторых, диалогический характер взаимодействия образовательного учреждения с семьёй; в-третьих, согласие между субъектами взаимодействия в выборе социально-значимых ценностей, которые образуют содержательную сторону взаимодействия образовательного учреждения с семьёй. 2. Принцип событийности, обуславливающий организацию динамической сети взаимосвязанных событий, оказывающих регулирующее воздействие на субъектов взаимодействия и влияющих на актуализацию их социально-значимых ценностей, личностное развитие, содействующих формированию у родителей активной педагогической позиции. 3. Принцип фасилитации (vasi - лат. - направляться, двигаться, устремляться), обеспечивающий фасилитационную направленность личности субъектов взаимодействия: готовность к безоценочному позитивному принятию и постоянной поддержке друг друга, активному эмпатийному слушанию, конгруэнтному (адекватному, подлинному и искреннему) самовыражению в общении.
Эффективное позиционирование семьи как субъекта педагогического взаимодействия опосредовано её социокультурным пространством воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности, которое постоянно самосовершенствуется, саморегулируется. Семья, занимая ключевое положение между социальными институтами и выполняя функцию интеграции между индивидом и социумом, выступает одним из самых активных компонентов социального конструирования и развития, поскольку не только обеспечивает воспроизводство человеческого рода с его социально-культурной преемственностью, но и является самоорганизующейся системой, способной к саморазвитию.
Библиографический список 1. Водзинский Д. И., Кочетов А. И., Кулинкович К. А. Семейно-бытовая культура: пособие для слушателей нар. ун-тов / под ред. Д. И. Водзинского. - Мн.: Нар. Свет, 1987. - 255 с. 2. Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С. 29-46. 3. Культура семейных отношений: сб. статей. - М.: Знание, 1985. - 176 с. Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с. |