Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
В. В. Подпругина Московский институт открытого образования, За последний период времени интерес к эмоциональной сфере детей постоянно возрастает. Более того, исследования направлены не только на выявление особенностей в эмоциональной сфере детей того или иного возраста, уровней, динамики развития эмоций, предрасположенности к переживанию различных эмоциональных состояний в зависимости от нейродинамических характеристик. Все чаще поднимаются вопросы: как формируются эмоциональные представления, какова их структура, что является доминантой в их формировании, какими средствами они выражаются, какие методы наиболее полно и четко отвечают задачам такого рода исследованиям и как построить коррекционные, развивающие программы для работы с эмоциональной сферой ребенка, не вызывая негативных последствий. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «...воспринимая мир целостно, маленький ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии, настоящее от прошлого, существующее от желаемого», поэтому, работая с детьми, профессиональная ответственность многократно возрастает [1, с. 135]. Таким образом, эмоции стали рассматриваться не только как компонент эмоциональной сферы, или как компонент, сопровождающий когнитивные процессы, а как «самостоятельный» когнитивный компонент - представления об эмоциях [2]. Это подтверждает существование и принятие научным сообществом феномена «эмоциональный интеллект». Особое внимание переживанию уделял Л. С. Выготский, утверждая, что действительной динамической единицей сознания будет переживание, а значит, это и движущая поведением величина, и в ней представлена личность в социальной ситуации ее развития [см. 4, с. 266]. Таким образом, взаимодействие с миром, c другими во многом определяется глубиной понимания эмоций, сопровождающих ту или иную ситуацию, их адекватным выражением, экспрессией. Транслирование, выражение эмоций может быть различным, а именно мимическим, посредством речи: интонации, слов и др.; посредством жестов, символов, рисунков и даже цвета.
Библиографический список Источник: Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |