Ибрагимова Сабина Зафар кызы бакалавр, учитель-логопед МДОУ «Д/С №211» магистрант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» г. Ярославль, Ярославская область
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, здоровьесберегающие технологии, безопасность личности, дошкольная образовательная организация.
Психологически безопасная образовательная среда представляет собой систему, компонентами которой являются психологическое благополучие обучающихся; психоэмоциональный комфортный климат; условия гармоничного личностного, физического и когнитивного развития (социальный и предметный компонент). Основными задачами технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка являются поддержание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в рамках общения между воспитанниками и непосредственно с педагогом в ходе усвоения знаний и обучения различным умениям и навыкам. Несмотря на широкую освещенность проблемы психологического здоровья: многочисленные исследования; разработку программ и проектов по укреплению и сохранению здоровья в учебных учреждениях; издание методических пособий; выявляется большое количество воспитанников дошкольных образовательных организаций, имеющих признаки нервнопсихического истощения и усталости.
С целью коррекции и профилактики данного состояния целесообразно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий, предложенные Н.К. Смирновым: 1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья: пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика (особенно для детей-логопатов); дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; зрительная гимнастика В.Х. Базарного. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: су-джок-терапия и самомассаж органов артикуляции. 3. Коррекционные технологии: биоэнергопластика; фонетическая ритмика; мимические упражнения; кинезиологические упражнения.
В ходе регулярного использования технологий по стимуляции и укреплению здоровья отмечается укрепление мышц органов артикуляционного аппарата и уменьшение спастичности; улучшение обменных процессов, что способствует нормализации кровоснабжения, повышению тонуса и общей сопротивляемости организма, улучшению нервно-психических процессов. Су-джок-терапия и самомассаж, выполняемый дошкольниками, способствует снятию психоэмоционального и мышечного напряжения в ходе стимуляции кинестетических ощущений. В ходе выполнения мимических упражнений дети знакомятся с различными эмоциями, распознают и правильно выражают их в ходе общения. По мнению А.Л. Сиротюк, кинезиологические упражнения способствуют синхронизации работы обоих полушарий, активизации и усилению процессов памяти, внимания и мышления. Одновременные движения артикуляционной и ручной моторики способствуют развитию координации движений за счёт перераспределения биоэнергии в организме. Данные комплексы упражнений рекомендуется проводить ежедневно или через день в режимных моментах и на занятиях всеми специалистам ДОО. Таким образом, при проектировании здоровьесберегающей и психологически безопасной образовательной среды должна быть рационально организована жизнедеятельность детей с учётом их возрастных, психофизических особенностей и должна соответствовать санитарно-гигиеническим условиям. Одно из главных условий - психологически благоприятный климат, ключевым моментом которого является трансформация психологического сознания воспитателя, логопеда, дефектолога, других специалистов ДОО и родителей. Следует принимать ребенка таким, какой он есть, и на этой основе развивать его психологические потребности, склонности, способности, определить индивидуальный путь его развития; осуществлять профессионально-педагогическую деятельность с позиции формирования психологического здоровья личности ребенка дошкольного возраста [2].
Список литературы 1. Золотухина И.П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / И.П. Золотухина // Совет ректоров. - 2013. - №6. - С. 73-76. 2. Коломийченко Л.В. Развитие идей социального воспитания дошкольников в отечественной педагогике / Л.В. Коломийченко // Педагогика. - 2014. - №9. - С. 50-59. 3. Морозова Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко // Дошкольная педагогика. - 2009. - №5. - С. 4-5. 4. Шувалов А.В. Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности / А.В. Шувалов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - №1 (51). - С. 65-73. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|