Мишустин Александр Олегович студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
РИСКИ В ОБРАЗОВАНИИ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ Ключевые слова: психологическая обстановка, психология, безопасность, психологический комфорт, образовательное учреждение, образовательная среда, риски, развитие личности, ученик, школа, университет, образование.
Образовательный процесс - это система методов, педагогических приёмов, осуществляемых для обучения учащихся. Он направлен для решения задач обучение, процесса становления личности и психологическое развитие ученика. Актуальной задачей образовательных учреждений становится не только обучение и воспитание подрастающего поколения, но и создание социальной среды, которая бы способствовала развитию и поддерживала личностный потенциал учителей и учеников. Возникает потребность смоделировать образовательную среду так, чтобы каждый ее участник чувствовал себя комфортно, удовлетворялись их основные потребности, сохранялось и развивалось психическое здоровье. При этом важнейшей характеристикой такой среды является психологическая безопасность. Психологическая безопасная среда - это обстановка в той или иной местности, свободная от насилий психики учащихся, которая сможет удовлетворить потребности ребенка в общении.
Психологическая безопасность включает в себя три показателя: 1. Удовлетворенность способами взаимоотношений. 2. Высокий уровень безопасности. 3. Благоприятные отношения с окружающей средой.
Подростки в своем возрасте являются самыми уязвимыми к психологическому насилию. Они могут каким-либо образом навредить себе или окружающим. Поэтому и важно осуществлять защиту психики молодого поколения в образовательной среде. Именно понимание и выявление возможных рисков обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды. Ведь одним из важнейших условий психического и личностного развития является психологическая безопасность.
Факторами риска негативного влияния на обучающихся являются следующие аспекты: 1. Неправильное распределение нагрузки. Превышающие нормы нагрузки, которые имеют возрастные ограничения. 2. Условия образовательной среды. Уют и хорошее расположение мебели в аудитории также играют немаловажную роль. Сюда можно отнести освещенность, расположение мебели, цвет и так далее. 3. Минимизация конфликтов между родителями, педагогами и детьми.
Есть и минусы в организации процесса обучения. Общеобразовательное пространство должно создавать условия для развития личности, поддержания здоровья учащихся, должно быть создано психологическое и безопасное социокультурное пространство. Так, многим дисциплинам приходится уделять много времени ученикам, что будет негативно сказываться на их здоровье: постоянное сидячее состояние снижает физическую активность учащихся. Сократилось и свободное время у учеников, которое они могли бы потратить на общение и прогулки. Вследствие чего учащийся не сможет справиться с нагрузкой и рано или поздно сдастся. Среди факторов риска могут быть и бедная материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная активность обучающихся, низкий уровень воспитанности и культуры, личностно-психологические особенности участников образовательного процесса. Также к факторам можно отнести неквалифицированную психологическую тактику, способ общения с детьми, что впоследствии может вызвать у учащихся стрессовые ситуации. - Такая среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
2 типа диагноза: 1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, когда данные соотносятся с нормой или с каким-то критерием. 2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности тех или иных качеств, с использованием сравнения получаемых данных внутри обследуемой выборки, ранжирования испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения полученных данных с критерием.
Два диагноза психологически безопасной образовательной среды. Важная составляющая безопасной психологической среды является отсутствие психологического насилия. Это периодичное или постоянное негативное воздействие на внутренний мир индивида, которое вызывает стресс и беспокойство.
Причины использования насилия педагогами: 1. Особенности развития психики педагога. 2. Раздражительность педагога. 3. Некомпетентность. 4. Уровень развития навыков общения в социуме и т. д.
Насильственные формы воздействия на психику детей бывают следующие: 1. Подавление психики ученика. 2. Оскорбление ученика. 3. Применение наказаний и т. д.
Для благоприятной и уютной атмосферы в образовательном учреждении важно и отношение между собой сверстников. Обучающиеся развиваются вместе, смотря друг на друга. Могут перенять друг у друга как хорошие черты, так и плохие. Для этого во взаимоотношениях между учениками не должно быть психологической нагрузки. Вышеперечисленные факторы представляют собой угрозу психологической безопасности образовательной среды, отрицательно сказываются на развитии личности учащихся, происходят нарушения в познавательной сфере, снижают продуктивность психической деятельности в целом. Таким образом, необходимо в первую очередь акцентировать внимание на психологически уютную атмосферу и коллектив, чтобы личность росла в гармонии и спокойствии, без страха и психологической нагрузки. Список литературы 1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова [и др.]. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с. 2. Баева И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И. А. Баева. - М., 2008. - 362 с. 3. Гераськина М.Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся / М.Г. Гераськина. - СПб., 2007. - 21 с. 4. Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников и обеспечение психологической безопасности образовательной среды / С.В. Дмитриева, С.В. Феоктистова // Управление здравоохранением. - 2003. - №2. - С. 40-47. 5. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен / Е.П. Ильин // Вестник Герценовского университета. - 2013. - №1. - 168 с.
с. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с. |