На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Риски в образовании: факторы, влияющие на психологию
Риски в образовании: факторы, влияющие на психологию
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мишустин Александр Олегович
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


РИСКИ В ОБРАЗОВАНИИ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ

Ключевые слова: психологическая обстановка, психология, безопасность, психологический комфорт, образовательное учреждение, образовательная среда, риски, развитие личности, ученик, школа, университет, образование.

Образовательный процесс - это система методов, педагогических приёмов, осуществляемых для обучения учащихся. Он направлен для решения задач обучение, процесса становления личности и психологическое развитие ученика.
Актуальной задачей образовательных учреждений становится не только обучение и воспитание подрастающего поколения, но и создание социальной среды, которая бы способствовала развитию и поддерживала личностный потенциал учителей и учеников.
Возникает потребность смоделировать образовательную среду так, чтобы каждый ее участник чувствовал себя комфортно, удовлетворялись их основные потребности, сохранялось и развивалось психическое здоровье. При этом важнейшей характеристикой такой среды является психологическая безопасность.
Психологическая безопасная среда - это обстановка в той или иной местности, свободная от насилий психики учащихся, которая сможет удовлетворить потребности ребенка в общении.

Психологическая безопасность включает в себя три показателя:
1. Удовлетворенность способами взаимоотношений.
2. Высокий уровень безопасности.
3. Благоприятные отношения с окружающей средой.

Подростки в своем возрасте являются самыми уязвимыми к психологическому насилию. Они могут каким-либо образом навредить себе или окружающим. Поэтому и важно осуществлять защиту психики молодого поколения в образовательной среде.
Именно понимание и выявление возможных рисков обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды. Ведь одним из важнейших условий психического и личностного развития является психологическая безопасность.

Факторами риска негативного влияния на обучающихся являются следующие аспекты:
1. Неправильное распределение нагрузки. Превышающие нормы нагрузки, которые имеют возрастные ограничения.
2. Условия образовательной среды. Уют и хорошее расположение мебели в аудитории также играют немаловажную роль. Сюда можно отнести освещенность, расположение мебели, цвет и так далее.
3. Минимизация конфликтов между родителями, педагогами и детьми.

Есть и минусы в организации процесса обучения. Общеобразовательное пространство должно создавать условия для развития личности, поддержания здоровья учащихся, должно быть создано психологическое и безопасное социокультурное пространство. Так, многим дисциплинам приходится уделять много времени ученикам, что будет негативно сказываться на их здоровье: постоянное сидячее состояние снижает физическую активность учащихся.
Сократилось и свободное время у учеников, которое они могли бы потратить на общение и прогулки. Вследствие чего учащийся не сможет справиться с нагрузкой и рано или поздно сдастся.
Среди факторов риска могут быть и бедная материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная активность обучающихся, низкий уровень воспитанности и культуры, личностно-психологические особенности участников образовательного процесса.
Также к факторам можно отнести неквалифицированную психологическую тактику, способ общения с детьми, что впоследствии может вызвать у учащихся стрессовые ситуации.
- Такая среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

2 типа диагноза:
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, когда данные соотносятся с нормой или с каким-то критерием.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности тех или иных качеств, с использованием сравнения получаемых данных внутри обследуемой выборки, ранжирования испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения полученных данных с критерием.

Два диагноза психологически безопасной образовательной среды.
Важная составляющая безопасной психологической среды является отсутствие психологического насилия. Это периодичное или постоянное негативное воздействие на внутренний мир индивида, которое вызывает стресс и беспокойство.

Причины использования насилия педагогами:
1. Особенности развития психики педагога.
2. Раздражительность педагога.
3. Некомпетентность.
4. Уровень развития навыков общения в социуме и т. д.

Насильственные формы воздействия на психику детей бывают следующие:
1. Подавление психики ученика.
2. Оскорбление ученика.
3. Применение наказаний и т. д.

Для благоприятной и уютной атмосферы в образовательном учреждении важно и отношение между собой сверстников. Обучающиеся развиваются вместе, смотря друг на друга. Могут перенять друг у друга как хорошие черты, так и плохие. Для этого во взаимоотношениях между учениками не должно быть психологической нагрузки.
Вышеперечисленные факторы представляют собой угрозу психологической безопасности образовательной среды, отрицательно сказываются на развитии личности учащихся, происходят нарушения в познавательной сфере, снижают продуктивность психической деятельности в целом.
Таким образом, необходимо в первую очередь акцентировать внимание на психологически уютную атмосферу и коллектив, чтобы личность росла в гармонии и спокойствии, без страха и психологической нагрузки.
Список литературы
1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова [и др.]. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
2. Баева И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И. А. Баева. - М., 2008. - 362 с.
3. Гераськина М.Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся / М.Г. Гераськина. - СПб., 2007. - 21 с.
4. Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников и обеспечение психологической безопасности образовательной среды / С.В. Дмитриева, С.В. Феоктистова // Управление здравоохранением. - 2003. - №2. - С. 40-47.
5. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен / Е.П. Ильин // Вестник Герценовского университета. - 2013. - №1. - 168 с.

с.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.