На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Перфекционизм и трудоголизм как факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания
Перфекционизм и трудоголизм как факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л.М. Васюнина
Санкт-Петербургский государственный университет,
М.А. Круглова
Санкт-Петербургский государственный университет,


Стрессы и высокий темп существования сопровождают большинство людей в течение всей жизни. Многим знакома усталость после тяжёлого рабочего дня и мечта об отпуске после завершения изматывающего проекта, но, если подобное состояние переходит в обыденность, теряется интерес к работе, пропадает мотивация - всё это становится проявлением синдрома эмоционального выгорания.

Сегодня проблема профессионального здоровья всё больше привлекает внимание специалистов. Более подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности и связанные с ним влияния неблагоприятных условий труда, таких как перенапряжение, перегрузки, психотравмирующие факторы.

Термин «синдром эмоционального выгорания» был введён в практику в 1970-е годы американским психиатром Гербертом Фрейденбергером для обозначения состояния изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Позднее понятие феномена неоднократно менялось, например, К. Чернисс считал, что синдром эмоционального выгорания - это синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [1]. К. Маслач и С. Джексон определили выгорание как синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам [2]. Что касается отечественной психологии, то интерес к данному феномену возник относительно недавно. В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия» [3]. А по определению Н.Е. Водопьяновой, эмоциональное выгорание - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Её можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов [4].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Синдром выгорания» (burnoutsyndrome) - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения. Всё чаще данный феномен можно выявить и в профессиях, не связанных с процессом прямого взаимодействия с людьми и оказания им помощи.
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания» [5]. Дж. Гринберг (2002) выделил пять фаз развития синдрома эмоционального выгорания. Первая фаза - «медовый месяц». Для этой фазы характерны удовлетворение работой. Однако по мере увеличения числа рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить всё меньшее удовлетворение, работник теряет энергичность. Вторая фаза - «недостаток топлива». На этом этапе появляется усталость, апатия, расстройство сна. При отсутствии дополнительного стимулирования работник быстро теряет интерес к работе в данной организации. Продуктивность его деятельности снижается. Однако при наличии высокой мотивации работник может с энтузиазмом выполнять свою деятельность за счёт внутренних ресурсов, но в ущерб своему здоровью. Третья фаза - хронические симптомы. Данная фаза характеризуется чрезмерной работой без отдыха (трудоголизм), которая приводит к физическому измождению и подверженности заболеваниям, хронической раздражительности, злобе и подавленности. Четвертая фаза — кризис. На этой фазе развиваются хронические заболевания, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности, а также усиливается неудовлетворенность эффективностью своей работы и качеством жизни. Пятая фаза - «пробивание стены». Для этой фазы характерны физические и психологические проблемы, которые переходят в острую форму и могут спровоцировать возникновение опасных заболеваний. Продолжение карьеры оказывается под угрозой [6].
Исходя из модели областей трудовой деятельности (Area- sofWorklife), рассматривающей рабочие стрессоры в рамках понятий дисбаланса системы личная жизнь - работа или их несоответствия, также выделяют шесть ключевых областей, в которых возникает данное несоответствие: загруженность работой, контроль, вознаграждение, коллектив, справедливость и ценности. Неудачи в этих областях приводят к переживаниям эмоционального выгорания, а они, в свою очередь, определяют различные исходы таких состояний, как профессиональная работоспособность, социальное поведение и личностное благополучие. Чем больше несоответствие между ожиданиями личности и трудовой действительностью, тем выше вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания; и наоборот, чем больше совпадение в модели, тем выше вероятность удовлетворенности работой. AW-модель была эмпирически подтверждена кросссекционным и длительным (лонгитюдным) исследованиями [7].
На наш взгляд, существует несколько личностных факторов, которые также могут быть «зоной риска» для развития синдрома выгорания: склонность к перфекционизму и трудоголизму. В современной психологии перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности. Британский психолог Р. Фрост и его команда включили в структуру перфекционизма следующие параметры [8]:
1. Личные стандарты - склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам, что порождает колебания самооценки и хроническую неудовлетворенность деятельностью.
2. Озабоченность ошибками - негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче.
3. Сомнения в собственных действиях - перманентные сомнения относительно качества выполнения деятельности.
4. Родительские ожидания - восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания.
5. Родительская критика - восприятие родителей как чрезмерно критикующих.
6. Организованность - отражение важности порядка и организованности.
Обращение к данному феномену закономерно, исходя из модели областей трудовой деятельности, так как постановка сверхвысокой планки качества объективно повышает риск неудачи, а любые иные исходы, кроме «идеального», оцениваются как провал и остро переживаются. Следствием данного провала становятся ощущение бессмысленности деятельности, разочарование в ней и разочарование в себе как профессионале.
Зарубежные авторы, говоря о прямой связи между перфекционизмом и выгоранием, уделяют большое внимание её специфике. Проанализировав результаты 43 исследований, авторы пришли к выводу, что формированию выгорания способствует «перфекционистское беспокойство» (переживание расхождения, ожидаемого от себя и достигнутого уровня качества, страх ошибок и негативной оценки). Оно прямо и достаточно сильно коррелирует с интегральным уровнем выгорания и его симптомами. При этом «перфекционистские стремления» (собственно нацеленность на повышенные стандарты и желание их достичь) лишь в небольшой степени (причём отрицательно) связаны с выгоранием. Это дало авторам обзора основание для предположения, что данный аспект перфекционизма способен в определённой мере выступать в качестве защиты от развития выгорания [9]. Согласно другим исследованиям воздействие перфекционизма на выгорание опосредуется используемыми копинг-стратегиями. Предпочтение копинга, ориентированного на решение проблемы, позволяет снизить вероятность выгорания. Ориентация же на отрицание проблемы, отказ от её решения путём собственных усилий или выраженные эмоциональные реакции на ситуацию, наоборот, повышают риск возникновения рассматриваемого вида профессиональных деформаций [10]. Связь выгорания и перфекционизма была подтверждена в исследования более широкой совокупности изучаемых представлений. Результаты позволяют более глубоко увидеть специфику развития синдрома выгорания. Например, перфекционистские ориентации медсестер прямо коррелируют, как с убеждением во враждебном или манипулятивном отношении к ним со стороны окружающих, так и с убеждением в необходимости «служить» коллегам и больным, не обращая внимания на свои интересы [11]. Положения о связи перфекционизма и выгорания представлены и в отечественных публикациях, хотя чаще эти феномены изучаются по-отдельности. Например, М.В. Ларских выявила прямую корреляционную связь степени выгорания учителей с общим уровнем перфекционизма, с «восприятием других как делегирующих высокие полномочия», а также с влиянием перфекционизма на формирование такой стадии выгорания, как «истощение» [12].
Многочисленные исследования подтвердили, что одной из распространённых причин эмоционального выгорания является трудоголизм или работоголизм. Термин «трудоголизм» ввёл американский священник и специалист по психологии религии Уэйн Оутс. В своей книге «Исповедь трудоголика», вышедшей в 1971 году, автор обратил внимание на сходство между двумя видами зависимости. Под трудоголизмом понимается тяга человека к работе, которая при принятии характера зависимости вытесняет все другие интересы и потребности, заполняет собой жизнь. Как и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается зацик- ленностью на работе. Причём работа не представляет собой того, чем она является в обычных условиях: трудоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности [13]. Стоит отметить, что из-за высокого интереса к проблеме трудоголизма появилось и много противоречий в описании этого явления. Часто трудоголиками принято называть людей, которые проводят на работе больше положенного времени или исходя из других поведенческих характеристик. Но не всегда это — истинный трудоголизм, часто это явление можно отнести к псевдотрудоголизму.
Псевдотрудоголиков можно разделить на несколько типов [14]. Гиперответственные специалисты - работники, берущие на себя слишком много обязанностей, искренне ратующие за дело компании и считающие, что всё зависит только от них. Такое поведение характерно для топ-менеджеров, начальников подразделения, финансистов. Типичная проблема подобных сотрудников - неумение планировать собственное время. И как результат такие труженики чаще других рискуют перегореть. Вынужденные псевдотрудоголики - работники, которым приходится быть трудоголиками и находится на работе по 10-12 часов в день из-за неумения руководителей грамотно организовывать рабочий процесс. Либо руководитель с утра занимается своими делами и только к вечеру нагружает работников, либо в компании не умеют чётко ставить задачи перед сотрудниками, и им приходится по нескольку раз переделывать задание. Псевдотрудоголики-беженцы - работники, у которых возникли проблемы в личной жизни. Такие люди используют работу в качестве уважительной причины для избегания семьи. Псевдотрудоголики- авральщики - работники, не умеющие выполнять свои функции равномерно, но способные мобилизовать свои ресурсы, когда их подстёгивает завал. Могут работать круглыми сутками, сидеть на работе, но, когда аврал отступает - возвращается к стандартному режиму. Для них характерны неравномерная работа в течение дня и откладывание на вечер горящих отчётов. Низкоорганизованные псевдотрудоголики - работники, имеющие проблемы с тайм-менеджментом, не умеющие определять приоритеты. Такие люди не умеют долго концентрировать свое внимание на работе, предпочитая разговоры с коллегами. В их практике преобладают перекуры и телефонные звонки родственникам. Сосредоточиться на работе получается только вечером, когда общаться уже не с кем, и никто не отвлекает. Псевдотрудоголики-новички - работники, у которых не хватает знаний и навыков для эффективного выполнения служебных обязанностей. К тому же новички ещё не привыкли к изменившемуся ритму жизни. Трудоголики поневоле - специалисты, ставшие заложниками принятого темпа работы компании или неформального лидера - трудоголика.
Многочисленные исследования перфекционизма и трудоголизма выявили, что эти личностные характеристики напрямую связаны с синдромом эмоционального выгорания, а, значит, напрямую влияют на психосоматическое состояние работников и их семей. Данную проблему необходимо тщательно изучать и далее для предотвращения профессиональной деформации специалиста, для поддержания равновесия между семейной и рабочей сферами жизни.


Список использованной литературы
1. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Журнал практического психолога. - 2000. - № 9. - С. 17-19.
2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - Информ.-изд. Дом «Филинъ», 1996. - С. 470.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2007.
5. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. - 2005. - № 8. - С. 3-9.
6. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
7. Maslach C., Leiter M.P. Представление о синдроме эмоционального выгорания: современное исследование и его применение в психиатрии // Всемирная психиатрия. - 2016. - Т. 15. - С. 104.
8. Frost R. O. et al. A comparison of two measures of perfectionism // Personality and individual differences. - 1993. - Т. 14. - № 1. - С. 119126.
9. Мельничук А.С. Убеждения личности как фактор эмоционального выгорания // Мир психологии. - 2017. - № 1. - С. 279-289.
10. Chang Y. The relationship between maladaptive perfectionism with burnout: Testing mediating effect of emotion-focused coping // Personality and Individual Differences. - 2012. - Т. 53. - № 5. - С. 635-639.
11. Balevre, P. Professional nursing burnout and irrational thinking / P. Balevre // J. for Nurses in Staff Development. — 2001. —Vol. 17, № 5. — P. 264—271.
12. Ларских, М.В. Исследование перфекционизма личности в профессиональной деятельности учителя / М.В. Ларских // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — Вып. 6. — С. 138—141.
13. Суровцева А.С. и др. «Трудоголизм» как основная причина профессионального выгорания. - 2011.
14. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2016.
Источник: Формирование гуманитарной культуры в условиях непрерывного образования: сборник научных статей из материалов международного круглого стола (Санкт-Петербург, 25 мая 2018 г.) — СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. - 311 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.