Бурлетова Юлия Викторовна старший воспитатель МБДОУ «Д/С №11» г. Тимашевск, Краснодарский край студентка ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Научный руководитель Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Ключевые слова: формирование понятия страхов, тревожность, переживания, методические приёмы (эксперименты), школьный страх.
Детские страхи - это чувство волнения или тревоги у детей, возникающее в ответ на представляемую угрозу для жизни [1, с. 43]. В психологии и педагогике действуют разные классификации страхов. Так, к примеру, Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов: - возрастные страхи отмечаются у чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного формирования. Появляются они под действием следующих факторов: наличие страхов и тревоги у родителей по отношению к ребёнку, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Множество запретов со стороны родителя или полное предоставление свободы ребёнку, а также многочисленных нереализуемые угрозы взрослых в семье. Конфликтные отношения между мамой и папой, психические переживания в виде испуга и заражение страхами в процессе общения со сверстниками; - невротические страхи проявляются эмоциональной напряжённостью, длительным течением неблагоприятного развития характера и личности, взаимосвязью с прочими расстройствами и волнениями. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще опасаются чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями. Также дети, у которых представление о себе искажено, подвержены эмоциональным волнениям в семье или конфликтам. Они не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности и авторитета. Дети, которые не приобрели до школы нужного опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем. Каждый вид страхов появляется только в определенном возрасте, так как у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем пропадают. В данной статье рассматриваются психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, в основном эмоциональные, формы страха воспринимаемая как угроза для жизни, в то время как социальные формы страха выступают ее интеллектуальной переработкой собственного страха. Устойчивое состояние страха, которое длительно существует определяется как боязнь. В свою очередь, тревожность, в различие от тревоги, проявляется в зависимости от ситуации, как и страх - стабильное психическое состояние, которое лежит в основе опасений. Ведущий страх в этом возрасте - страх быть не тем, о ком уважительно говорят, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям недалекого окружения, будь то школа, друзья или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи осуществлять не то, не так, неправильно, не так как необходимо. Они говорят о растущей социальной активности, об упрочении чувства ответственности и обязанности, т.е. о том, что объясняет о психологическом образование данного возраста. Большое число страхов у детей младшего школьного возраста сопряжено с учебной деятельностью. Школьные страхи выступают нормальным сопровождением учебной деятельности. Но ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится совокупность страхов, которые скажутся на успешности его обучения. Страхи не только лишают ребенка психологического комфорта и радости от учения, но и способствуют формированию детских неврозов. Таким образом, все школьные страхи можно разделить на группы в зависимости от их происхождения: 1) наученные - это те страхи, которые ребенок получил на основании своего собственного опыта (либо на примере окружающих людей); 2) внушенные - страхи, вызванные рассказами взрослых либо сверстников; 3) выдуманные - страхи, проявляющие на основе работы воображения (не так понял учителя и т. д.). Школьные страхи, как и другие эмоциональные явления, изменяются с течением времени и под воздействием многих факторов. Преодолеть страх и боязнь можно разными путями: активизировать окружающее поведение, переключить внимание на привычные процессы, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, сказать об уверенности. Некоторые исследователи полагают, что главной причиной возникновения школьных страхов у детей в младшем школьном возрасте представляют собой именно неуверенность в себе, которая влечет за собой появление тревожности, отсутствие независимости и т. д. А.И. Захаров на основании своих многочисленных исследований делает вывод о том, что основной страх в младшем школьном возрасте - это страх быть не тем, о ком говорят только хорошее, кого уважают и ценят. Другими словами - это страх не соответствует требованиям ближайшего окружения, каковым и является школа [2, с. 31]. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют разные методы в исследовании страхов. На основание выше сказанного, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по организации психолого-педагогической деятельности по выявлению страхов у детей младшего школьного возраста. Контингентом испытуемых были выбраны ученики 3 "А" класса.
Учитывая возрастные особенности детей, в ходе проведения диагностики были подобраны следующие методики: 1. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфилова. Цель: выявить виды страхов, преобладающих у детей (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).
2. Проектная методика «Нарисуй свой страх». Цель: оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов на основе выполнения изображения-рисунки.
3. Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам». Цель: анализировать ответы на вопросы о сущности страха.
Подобные методики помогли определить психологические проблемы у младших школьников, связанные со страхами. Проведенная работа вызвала интерес у обучающихся: и тематическое рисование, и игровые методики, и опросник, позволяющие рассмотреть одновременно несколько видов страхов, приобретать уверенность в своих силах по борьбе с ними. Абсолютное большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. В то же время их наличие в детском возрасте недопустимо оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения в развитие, а также влиять на положительное формирования психических процессов. И в заключение статьи хочу подчеркнуть, что в сегодняшних условиях имеются все более возрастающее число объектов, событий, ситуации, которые пугают или могут быть пугающими. А именно можно объяснить тот факт, что страх представляет собой предмет научного исследования. Проведенные исследования продемонстрировали, что, работая с детьми, переживающими страхи, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху и неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам личной работы, опасаются и сторонятся неуспеха. Им очень сложно исследовать итоги своей работы, они не могут сами решить, верно сделали что-либо, а ждут данной оценки от взрослого. Психологи предлагают способы преодоления страхов у детей. Для этого действуют целые комплексы приемов и упражнений, которые мы применили в нашем исследовании. В любом классе обязательно есть дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для развития психологического настроя ребенка со стороны окружающих. Мы должны научиться видеть в каждом ребенке уникальную личность, чтобы научить детей жить в нашем сложном, а порой и опасном мире.
Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2010. - C. 672. 2. Давыдок А.М. Актуальные вопросы ранней коррекции социально-психологической адаптации младших школьников / А.М. Давыдок // Окружение и здоровье. - 2013. - №2. - С. 43-46. 3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей: уч. пособие / А.И. Захаров. - СПб.: Речь, 2010. - 313 с. ISBN 5-9268-0368-3 4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с. 5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с. 6. Психологическая характеристика самоопределяющейся личности. Тесты и методики: методическое пособие. - Иркутск, 2007. - 85 с. 7. Сушкова Ф.А. Уровень тревожности школьников растет / Ф.А. Сушкова // Воспитание школьников. - 2014. - №9. - С. 26-35. 8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / учеб. Пособие / A. С. Спиваковская. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 9. Лукьянова В.Е. Страхи в младшем школьном возрасте и пути их преодоления / B. Е. Лукьянова [Электронный ресурс]. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.
|