Малахова Марианна Рустамовна бакалавр, студентка Рязанцева Лилия Андреевна бакалавр, студентка Ятская Марина Алексеевна бакалавр, студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Ключевые слова: агрессивное поведение, дошкольники, младшие школьники, подростки, озлобленность, воспитание, конфликты.
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». В психологии считается, что агрессия - поведение, которое направлено на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. Проблема детской агрессивности является довольно значимой в начальной школе, а также актуальна в настоящее время из-за ее распространенности и ослабленного воздействия. В последнее время возрастает количество детской преступности, разнообразное выражение агрессии, беспощадности не только в семьях, но и между сверстниками. Колеблющаяся и относительно тяжелая экологическая и экономическая ситуация, которая в данный момент складывается в обществе, является причиной высокой тревожности и моральной растерянности детей, и как следствие, тирании и враждебности. Детская агрессия содержит в себе важное психолого-педагогическое, а также социальное положение, по причине того, что дети в данном возрасте являются легковозбудимыми, упрямыми, обидчивыми, драчливыми и раздражительными в отношениях с окружающими их людьми. Такое поведение потрясает здоровую составляющую детей, отрицательно проявляется как в развитии личности, так и в последующей социализации каждого ребенка. Проявление агрессии в детском возрасте - актуальная проблема, которая волнует родителей и педагогов. Еще в дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки, которые способствуют проявлению агрессивного поведения.
Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. Диагностика и корректировка агрессии важна, так как в этом возрасте еще закладывается модель поведения ребенка, а черты характеры находятся в формировании до 10 лет. По мнению Э. Фромма, агрессия - противоречивое явление [8]. Она неоднозначна, но в некоторых случаях полезна. Известно, что агрессивному ребенку проще привыкать к новым ситуациям, обстановке. Он лучше себя чувствует в незнакомом коллективе, а взрослые люди всегда предоставляют ему базовые потребности. Психологи различают два типа агрессивных проявлений: целевая и инструментальная. Целевая агрессия представляет собой заранее спланированные действия. Например, у дошкольника, не имеющего друзей, есть свой способ привлечения к себе внимания. Так, при желании присоединиться к игре сверстников, он совершает «акт агрессии» с целью привлечения к себе внимания. Он кого-то толкает, отнимает игрушки. Дети отдаляются от такого ребенка. Родители, замечая такое поведение в различных ситуациях, когда их ребенок желает получить что-то, в испуге выполняют его требования. Такое поведение приводит в дальнейшем к тому, что для дошкольника это становится «удобным» способом решения любого вопроса. Другой же тип агрессии, наоборот, чаще встречается у детей, имеющих друзей. Ребенок дружелюбен и ласков. Он ведет себя так в условиях полного комфорта. Но стоит лишь переместить его в стрессовую ситуацию, он проявит «инструментальную агрессию». Например, зачастую в магазине игрушек, когда родители отказываются купить ребенку желаемую вещь, он всяческими способами пытается добиться своей цели. Иногда он бьет, кусает, толкает родителей (физические способы), иногда кричит, закатывает истерику, рыдает (моральное воздействие). Так, проявление агрессии - способ выражения негодования, гнева. Зачастую у дошкольников основная цель агрессивного поведения - желание изменить волю родителей, воздействовать на них. К причинам агрессии в дошкольном возрасте можно отнести: 1. Ребенок страдает от нехватки родительского внимания. Никто не интересуется его чувствами и внутренним миром. Малыш привыкает получать все «очень быстро», не подвергая анализу свое поведение [3]. 2. Новые некомфортные обстоятельства жизни. Например, появление в семье второго ребенка. 3. Провождение за компьютером или телевизором много времени (зависимость). 4. Неправильный режим питания. 5. Отсутствие последовательности и единства в воспитании. 6. Привязанность ребенка к одному из родителей, в то время как второй становится агрессором. 7. Недостаточное развитие интеллекта. 8. Неумение строить отношения в социуме. Кроме того, существуют источники, которые влияют на проявление различных симптомов детской агрессии. Самый распространённый - детское соперничество. Главная цель, которую преследуют дошкольники, - добиться желаемого любой ценой. Такой вынужденной агрессией дети пытаются отстоять свои границы, показать своё «Я». Агрессия будет устранена после разрешения ситуация, устранения самих ее причин. Кроме того, детям свойственно подражание и копирование увиденного. Так, дети зачастую стараются в определенной ситуации имитировать поведение отрицательных персонажей из мультфильмов, телепередач, фильмов. Многие телевизионные программы оказывают негативное влияние на детей. Кроме того, важно отметить, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Ребенок еще мал, он не знает о том, что такое конфликты, агрессия. Подражая взрослым во время ролевой игры, он перенимает модель поведения в определенных ситуациях, не исключая конфликтные. Родители должны корректировать свое поведение во избежание чрезмерной детской агрессии [5]. Таким образом, общение со сверстниками играет важную роль для формирования личности дошкольника. Дети с недостаточным речевым развитием находятся в зоне риска. Целесообразно предположить, что у большинства детей агрессивные реакции происходят из-за возникающих у детей трудностей в общении с окружающими. Элементы агрессивного поведения являются самыми простыми способами выражения своих потребностей и эмоций другим людям, транслирования модели поведения, перенятой от родителей или же желание выделиться среди сверстников. Агрессия у младших школьников содержит в себе важное психологопедагогическое, а также социальное положение, по причине того, что дети в данном возрасте являются легковозбудимыми, упрямыми, обидчивыми, драчливыми и раздражительными в отношениях с окружающими их людьми. Такое поведение потрясает здоровую составляющую детей, отрицательно проявляется как в развитии личности, так и в последующей социализации каждого ребенка. Преподаватели в школах делают выводы о том, что с каждым годом возрастает число агрессивных учеников. Учителя отмечают сложность работы с такими детьми, и нередко, они просто не отдают себе отчета, как совладать с данным функционированием. Замечания или наказания являются одними из единственных способов давления, которое помогает им справиться с поведением детей. Ученики становятся исполнительнее и скромнее, их действия начинают отвечать требованиям взрослых. Однако такие методы «спасают» лишь на какое-то непродолжительное время, после чего к детям возвращаются их прежние манеры и склонности. К сожалению, такого рода педагогическое воздействие скорее развивает особенности таких учеников, чем помогает справиться с их перевоспитанием либо, в какой-то мере, изменить их поведение в лучшую сторону. Ученые отметили, что агрессивность в значительной степени стала молодеть. К примеру, раньше, в основном, речь шла про подростковую агрессивность, про ее ранние выражения на данном этапе жизни ребенка, однако сейчас эта проблема касается также начальной школы, и ее задатки начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Ребенок, проявляющий агрессию, представляет собой некую угрозу не только окружающим его людям, но и, преимущественно, самому себе. За последние несколько лет учителя начальных классов наблюдают течение повышения уровня агрессии у детей младшего школьного возраста. Ученики становятся менее послушными и усидчивыми, более буйными, резкими, в какой-то степени гиперактивными. Их все чаще замечают в конфликтах друг с другом, где дети вступают в словесные перепалки и даже драки. Не только преподаватели, но и родители считают, что на данный момент ребята стали более агрессивными, чем были до этого. Возникают сложности с управлением их поведением в связи с тем, что они стали грубыми и неуважительными по отношению даже к своим родителям - самым близким им людям. Отмечается тот факт, что дети прибегают к манипуляции своей семьей в достижении своих необдуманных целей и желаний. В СМИ также сообщается об опасных действиях детей младшего школьного возраста, в их агрессивном поведении со сверстниками и со старшими людьми. Семья и школа являются первичными институтами в жизни каждого ребенка, поэтому являются довольно важными. В течение длинного промежутка времени ребенок «привязан» к этим двум институтам, однако семья играет большую роль, чем период школьной жизни. В первом закладываются основы личности ребёнка и происходит первичная социализация. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска [2]. Особенности подросткового возраста отражены в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический», которые выражают важность и сложность возникающих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одного этапа жизни к другому. Переход от детства к взрослой жизни вызывает специфические различия во всех аспектах развития в этот период - физическом, умственном, моральном, социальном [4]. В теориях возникновения агрессии у подростков можно выделить две основные тенденции. Во-первых, биологический механизм, который подчеркивает роль нейрофизиологических медиаторов и функциональное состояние глубоких структур мозга. Во-вторых, продвижение динамической теории агрессивного поведения, которая предполагает, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно во время жизненных кризисов. Многие агрессивные действия подростков, попадающие в поле зрения следственных и правоохранительных органов, требуют психиатрического анализа и являются результатом личностного кризиса из-за их непонятности и причинной неразумности. С наибольшей частотой признаки расстройства личности отражаются в виде болезненного отношения к восприятию собственного «я» окружающими, чувства одиночества и оторванности от мира, а также несоответствия своего «я» определенным идеалам, которые часто оказываются быть ложным. Более того, насильственная агрессия, скорее всего, сопровождается чувством потери целостности внутреннего мира. В подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек есть возрастные стадии с более высоким и более низким уровнем агрессивного поведения. В результате было установлено, что у мальчиков наблюдается два пика агрессии. Первый пик агрессии приходится на возраст 12 лет, второй приходится на период между 14 и 15 годами. У девочек также есть два пика: самый высокий уровень агрессивного поведения наблюдается в возрасте 11 и в возрасте 13 лет [7]. Сравнение выраженности агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что мальчики имеют наиболее выраженную склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, в то время как девочки часто выражают агрессию в прямых вербальных и косвенных вербальных формах. Таким образом, можно сделать вывод, что мальчики выражают свою агрессию в открытой, прямой форме и непосредственно с конфликтующими. В то время как для девочек характерно выражение вербальной агрессии в любой из ее форм - прямой или косвенной. Формирование агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в который вовлечено множество факторов. Прежде всего, агрессивное поведение определяется влиянием, которое семья оказывает на подростка. Сверстники и средства массовой информации также оказывают значительное влияние. Многочисленные исследования показали, что семьи, из которых выходят агрессивные дети, характеризуются особыми отношениями между членами семьи [6]. Психологи описывают такие тенденции как «цикл насилия», дети склонны воспроизводить те типы отношений, которые их родители «практикуют» по отношению друг к другу. Также, выбирая метод выяснения отношений с братьями и сестрами, подростки копируют тактику разрешения конфликтов у своих родителей. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения по отношению к сверстникам, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в личный стиль жизни. Родители, которые применяют довольно суровые наказания и пренебрегают контролем за действиями своих детей, могут обнаружить, что их дети непослушны и агрессивны. Наиболее противоречивым источником агрессии у подростков являются средства массовой информации. Многолетние исследования с использованием самых разнообразных методов и приемов не помогли психологам и педагогам точно выяснить уровень влияния средств массовой информации на агрессивное поведение. Естественно, средства массовой информации все еще оказывают некоторое влияние на агрессивное поведение подростков. Однако его сила до сих пор остается неизвестной. Особое внимание следует уделять формированию круга интересов подростка при коррекции агрессивного поведения подростков с учетом особенностей его характера, навыков и умений. Необходимо свести к минимуму период свободного времени подростка - «время праздного существования и безделья», занимаясь позитивно формирующей личность деятельностью: творческими занятиями, чтением, самообразованием, спортом и т. д. Спорт особенно эффективен, так как он не позволяет накапливаться агрессии. Таким образом, при взаимодействии с подростками все вышесказанное должно учитываться не только педагогами и психологами, но и родителями, а также обществом в целом, поскольку предотвратить агрессию гораздо проще, чем корректировать такое поведение на дальнейших возрастных этапах. Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что в любом возрасте ребенка следует подбадривать, чтобы он учился верить в себя, в окружающих его людей. Однако нельзя забывать о том, что ребенка нужно учить самостоятельности и воспитывать в нем способность отстаивать личные границы. Список литературы 1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с. 2. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. 3. Бреслав Г.Э. Психокоррекция детской агрессивности: учебное пособие / Г.Э. Бреслав. - СПб., 2004. - 144 с. 4. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с. 5. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - Питер, 2004. - 224 с. 6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб., 1999. - С. 38-39. 7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М., 1996. - С. 6. 8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М., 1994. - 321 с. 9. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.
|