На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Агрессивное поведение подростков: особенности и профилактика
Агрессивное поведение подростков: особенности и профилактика
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Хвостикова Мария Сергеевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: статья посвящена важной и открытой для изучения теме профилактики враждебного поведения молодых людей в сегодняшней среде. Обосновывается значимость, а также потребность предупреждения агрессии в обществе, актуальность преждевременной реализации предупредительных мероприятий, раскрывается психологическая суть определения «агрессивное поведение». Кроме того, отмечена потребность и высокоперспективность исследования ключевых факторов враждебности в подростковом возрасте при предупредительной, коррекционной, а также воспитывающей работе.

Ключевые слова: агрессия, подростковый возраст, профилактика, поведение.

Подростковая агрессия - одна из актуальнейших трудностей нашего времени. Проявка этого действа мы можем видеть каждый день, а также,
практически везде. Кроме количественного роста враждебно-насильственных посягательств, у школьников прослеживается усиление агрессии в сторону возрастания бесчеловечности, цинизма. Растёт количество правонарушений, совершающихся под влиянием ситуативных, нервных поведенческих отдач.
К термину «агрессия» существует множество определений. Я в своем исследовании буду придерживаться определения Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. В их понимании агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [7, с. 36].
Что же такое агрессивное поведение? По Е.Г. Шестаковой, агрессивное поведение - это, прежде всего, действия, поведение, которое наносит ущерб другим людям. Обычно такое поведение носит краткосрочный характер [8, с. 185].
А по мнению В. А. Попова, агрессивное поведение определяется как специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [6, с. 25].
На развитие агрессивного поведения могут влиять различные факторы. Факторы формирования агрессивного поведения можно разделить на 4 группы [2, с. 134].
Социальные факторы. На агрессивность поведения подростков оказывает большое влияние пребывания и воздействия иных людей с окружающей среды. К примеру, фразы, действия, либо внешний вид жертву могут спровоцировать. Из числа общественных причин появления и формирования агрессивного действия, в свой черед, как правило, выделяют 4 фактора: фрустрацию, атака, свойства жертвы и провокация со стороны находящихся вокруг.
Внешние факторы. Враждебность не все время порождают фразы либо действия иных людей. Во множестве вариантов ее активизируют либо усугубляют условия, непосредственно не связанные с действиями общественного взаимодействия. Из более значимых внешних причин агрессии максимальное внимание ученых заинтересовали жара, боль, теснота и гул.
Индивидуально-личностные факторы. В случае, если рассуждать об индивидуальных чертах, то необходимо сосредоточить внимание на том, что в экспериментальном исследовании, часто сложно определить наличие взаимосвязи среди особенностей личности и злостью.
Биологические факторы. Одним из способов подтверждения биологической основы поведения человека является наличие одинаковых генов, проявляющиеся, в особенности, в поведении. Более того, любая характерная черта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться у ближайших родственников [5, с. 121-122].
Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий агрессивного поведения подростков: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты.
Профилактика агрессивного поведения старших подростков осуществляется в следующих формах: групповые, индивидуальные, работа с родителями.
Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Из этого следует, что для того чтобы асоциальное поведение не закрепилось и не сделалось обычной моделью поведения старшего школьника, необходимо вовремя осуществлять раннюю диагностику, психологическую оценку и профилактику асоциального поведения среди молодых людей.
Коррекция - это метод комплексного психологического воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [1, с. 435-452].
Коррекция агрессивного поведения должна распространяться на три основных компонента агрессивного поведения - эмоциональный, волевой и познавательный. Коррекция агрессивного поведения подростка направлена на изменение его жизненных установок, формирования навыков поведения и развитие психических функций.
Для исправления агрессивного поведения были придуманы уроки, систематическое исполнение которых, дает качественный результат. Уроки и упражнения могут посодействовать сформировать среди юных людей социально приемлемые механизмы действий в сложных и важных ситуациях, а это, в свою очередь, будет стимулировать чувство эмпатии.
Результативная профилактическая работа в согласии с предупреждением подростковой агрессии невозможна в отсутствии беспристрастной диагностики различных проявлений враждебности и предрасположенности к развитию агрессивных действий. Методами диагностики являются опросники и тестовые анкеты.
Таким образом, агрессия - несоблюдение уважительного и достойного поведения в обществе. В последних случаях враждебность перемещается в заболевание. В самых тотальных чертах алгоритм формирования враждебного цикла выглядит таким образом: сначала совершаются невидимые наблюдающему и эмоционально никак не оформленные для самого пациента процессы отличия от стандартного хода биосуществования. На данной стадии совершается вовлечение элементов компенсации, нацеленных на преодоление появившихся болезненных трансформаций.
Чтобы асоциальное поведение не закрепилось и не стало привычной моделью поведения подростка, нужно своевременно производить раннюю диагностику, психологическую оценку и профилактику асоциального поведения.
Список литературы
1. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. - 512 с.
2. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2009. - 325 с.
3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М А. Галагузова, Ю.Н. Гала- гузова, Г.Н. Штинова [и др.]. - М.: Гуманит. изд. центр ВАЛДОС, 2009. - 416 с.
4. Кон И.С. Какими они себя видят? / И.С. Кон // Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
5. Кривцов, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2010. - 176 с.
6. Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов; под ред. В. А. Попова. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М., 2009. - 96 с.
8. Шестакова Е.Г. Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии. - 2011. - №1. - С. 211-225.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.