К проблеме агрессивного поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Максимова Ирина Максимовна магистрант Научный руководитель Иванова Наталья Георгиевна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край

Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковый возраст, аддиктивные формы поведения, аутоагрессия, эмоциональная незрелость.

В настоящее время проблемой агрессивного поведения подростков занимаются педагоги и психологи различных сфер деятельности. Анализируя последние опубликованные научные исследования, важно отметить, что в современном мире уровень агрессии у подростков значительно вырос. Среди подростков наиболее распространенной проблемой в отношениях выступает неумение обрабатывать и эффективно оценить свои действия и действия окружающих. Подростки все больше склонны к аффективным формам агрессии [4].
Как указывает Л. А. Головей, подростковый возраст - это жизненный этап перехода личности и всех его психических процессов во взрослую жизнь. Подростковым принято считать период развития человека с 11-14 лет. В понимании хронологической однозначности границ подросткового возраста в научной литературе нет. Стремительный рост в физической и психологической сферах приравнивается к жизненному этапу в младенческом возрасте. Эмоциональные скачки, гормональные всплески, изменение социальной роли способствуют дисгармоничному эмоциональному фону ребенка, а также перестройкой социальной активности ребенка [4].
Т.П. Авдулова отмечает, что подростку важно мнение и авторитет среди сверстников. Принятие его достоинств и недостатков взрослыми, принятие инициативности и ответственности. Ситуация развития подростка предполагает кризисы, трудности в адаптации, конфликты в социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившись в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». Предпосылками асоциального поведения подростка выступа-
ют: особенности характера, представление о себе, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное социальное окружение [1].
Особенностями подросткового возраста в отечественной и зарубежной литературе занимались многие ученые. Так, Ж.Ж. Руссо определял кризис подросткового возраста, как «второе рождение» и наделял его множественными новообразования [6]. С. Холл, рассматривая проблематику подросткового возраста сосредотачивался на формировании чувства индивидуальности, идентификации подростка с взрослым [4]. К. Левин, трактовал подростковый возраст как переход из «общества детства» в «общество взрослых». Большинство подростков, порой не способны сдерживать свои эмоциональные реакции, что вследствие, может послужить причинной агрессии и в дальнейшем приобрести агрессивность по отношению к окружающим [6].
Под проявлением агрессии принято понимать агрессивные формы проявления, направленные на причинение физического и морального вреда любому живому существу, в том числе и самому себе. Агрессия, направленная на самого себя, трактуется как аутоагрессия. Аутоагрессия - форма агрессии, направленная на самого себя, с причинением и саморазрушением личности и физического тела. Под саморазрушением понимаются деструктивные, аддиктивные формы поведения в обществе. Агрессия как форма поведение понимается как неправильная установка, определенная модель в стрессовой ситуации, механизм самозащиты [4].
Подростковая агрессия - это агрессия, направленная на самого себя или окружающих, проявляющая в момент, когда социальная среда подростка, противоречит и является для него неприемлемой [3].
Рассматривая причины агрессии подростка, необходимо обратить на биологические предпосылки появления агрессивного поведения. Биологическими предпосылками агрессии в подростковом возрасте является гормональная перестройка. Максимализм, присущий подросткам, имеет также предпосылки к агрессивному поведению. Максимализм основывается на «быстроте» взглядов, установок, которые очень быстро меняется. Абсолютность в выводах и крайность в суждениях и есть подростковый максимализм мышления. На основании биологических причин происходят личностные перестройки. Психосоматическое воздействия непреодолимых состояний раздражения и резкой подавленности при огромном обороте активности, влияют на личностные структуры подростка. Помимо биологических причин, которые неблагоприятно влияют на подростковую личность, существуют воспитательные причины. Соответственно этот комплекс причин сходится клином на личностной сфере [2].
Под личностными причинами агрессии может скрываться чувство вины. Агрессия вызывается скорее не самим чувством вины, хотя оно может частично влиять на агрессивность, а скорее эмоциональной обидой на происходящее, подпитываемое виной. Подросток под маской агрессивной личности направляет свою обиду на своего обидчика. Другой вариант, когда из-за сильного чувства вины, подросток может направлять всю агрессивную энергию на себя и заняться самобичеванием. Чувство вины за собой влечет чувство неуверенности в себе. Это чувство сопровождается агрессией для того, чтобы утвердить себя в своем окружении. Часто жертвами агрессивного подростка становятся более слабые и незащищенные живые существа (дети, животные) [5].
Под агрессивными реакциями принято понимать обиду, гнев, злость, вербальную и невербальную агрессию, чувство вины и самое сложная и разрушительная физическая агрессия.
Проанализировав научную литературу по проблеме подросткового возраста и агрессивного поведения подростка, можно сделать выводы о том, что агрессивное поведение является особенностью данного этапа в жизни человека, связанного с возникновением неадаптивного поведения у подростка. Умение управлять своими эмоциями и контролировать поведение, подросткам удается преодолеть и подавить вспышки агрессии. Для подростка, который чувствует себя полноценным и равноправным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессивные формы поведения будут недопустимыми. В случае, когда агрессия выходит за общепринятые рамки нормативного поведения, это является показателем неблагополучия в каких-то сферах развития ребенка.


Список литературы
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2008. - 128 с.
2. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
3. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2008.
4. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления / Н.А. Саблина. - Ставрополь, 2004.
5. Чепелева Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка / Л.М. Чепелева. - Краснодар, 2001.
Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.