На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Анализ влияния информационных технологий на развитие личности
Анализ влияния информационных технологий на развитие личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Климентов Андрей Алексеевич бакалавр, магистрант Ярошенко Галина Васильевна канд. полит. наук, доцент
Южно-Российский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: информатизация, информация, влияние информации на личность, развитие личности.


Безусловно, в настоящее время информационные технологии являются важнейшей частью современного общества. Они влияют на личность и человека в период его становления, развития. Причем важно отметить, что информационные технологии способствуют жизнедеятельности человека не только в его прикладной деятельности, но также и в социальной сфере. В настоящее время процесс социализации человека попросту невозможно представить себе без участия информационных технологий. Основной информационной технологией, оказывающей влияние на человека, является на текущий момент сеть Интернет.
Посредством использования Интернета сеть наполнена разнообразной информацией, ввиду чего растут информационные потребности людей, что прежде всего касается молодежи. Из этого следует актуальность темы, ведь крайне важно определить, насколько влиятельным является процесс потребления информации со стороны каждого отдельного человека.
Научное определение информации крайне разнообразно потому, что предполагает рассмотрение проблематики с точки зрения различных дисциплин, методологий. В целом следует отметить, что информация является свойством каждого материального субъекта и атрибутом материи, но при этом она также является самоорганизующейся системой знаний, которая способна способствовать интерпретации окружающего мира для человека. Информация используется человеком для того, чтобы получать информацию о различных видах жизнедеятельности в окружающем мире, обрабатывать для получения возможности впоследствии воспроизводить данные виды деятельности. Отличием информации от иных объектов является ее воспроизводимость, неистощимость, ценность, которая в особенности проявляется в настоящее время [3].
Важность информации для развития личности заключается в том, что она практически всегда имеет социальный смысл и содержание. Посредством использования информации человек получает необходимый для существования социальный опыт, социализируется в течение всей своей жизни. При этом важно отметить, что человек поглощает информацию избирательно. Данный аспект свидетельствует о том, что каждый человек одновременно стремится к индивидуализации себя и своих знаний, но при этом также к наличию общих ценностей и социальных начал с иными личностями.
Особо большую роль играет информация в процессе социализации. Так, например, человек становится полноценной частью общества лишь будучи органической частью социальных отношений. Для того, чтобы личность стала частью общества ей необходимо иметь необходимо для замещения вакантной роли культурный и социальный опыт. Информация также специфична тем, что каждый человек при ее интерпретации может получить свой личный, уникальный опыт.
Однако следует также выделить концепцию целостности личности. Так, она направлена на то, чтобы рассматривать личность как диалектическое единство биологической и социальной основы жизнедеятельности человека. В таком случае биологическая и социальная часть человека оказывают непосредственное влияние на личность.
Развитие концепции целостности личности привело к тому, что в настоящее время стало возможным выделить различные виды личностного потенциала человека, которые непосредственно влияют на его развитие в процессе жизнедеятельности. По мнению автора следует обратить на структуру потенциала личности, состоящую из таких частей как духовная, творческая, интеллектуальная подсистемы. Данный выбор обусловлен тем, что именно указанные элементы являются ключевыми факторами взаимодействия современного человека с потоками информации [2].
Посредством взаимодействия с информацией по указанным элементам человек осуществляет процесс своего личностного развития. На этот процесс оказывают влияние разнообразные внутренние и социальные факторы. Но лишь в единстве духовной, творческой и интеллектуальной подсистем достигается гармоничное личностное развитие человека в условиях информатизации общественного пространства.
Формирование личности осуществляется посредством выстраивания человеком совокупности социальных ролей по отношению к обществу. В настоящее время меняются формы и инструменты данного процесса, его динамика, содержание, качественные характеристики. Фактически в процессе формирования личности в современном обществе осуществляется два основных подпроцесса - социализация и цифровизация. Социализация является основной целевой направленностью процесса, а цифровизация обуславливает применяемые для достижения данной цели механизмы.
В условиях цифровизации общества ключевым навыком каждого человека становится его способность потреблять, перерабатывать информацию. Чем более творчески и эффективно человек владеет существующими информационными ресурсами, тем более успешен он в своей жизни потому, что личность посредством рационального потребления информации начинает получать знания. Посредством использования знаний личность получает возможность реализовать свой потенциал в интеллектуальной среде, творческой среде, духовной среде. Каждая указанная среда непосредственно влияет на то, каким именно образом человек интерпретирует получаемую информацию. Так, посредством использования творческого потенциала личность выбирает для себя наиболее привлекательный путь развития, посредством духовного потенциала личность выбирает необходимую информацию, а интеллектуальный потенциал отвечает за трансформацию информации в знания.
Таким образом, в настоящее время человек объективно все больше и больше взаимодействует с информационными технологиями в процессе своей жизнедеятельности. Рассмотрим рекомендации по развитию личности в условиях информатизации общества согласно той системе, которая была предложена в работе ранее. Посредством реализации интеллектуального потенциала личности становится возможным решение проблематики информационной неграмотности человека. Осуществляется данная цель посредством развития информационной культуры, повышения и усложнения уровней технического обеспечения жизнедеятельности человека в цифровой среде. Творческий потенциал человека реализуется таким образом, что он более эффективно воспринимает информацию, анализирует ее, синтезирует, сопоставляет с окружающей действительностью. Реализация духовного потенциала личности связано с развитием нравственной ответственности человека за то, какую именно информацию он потребляет по качеству и содержанию. С помощью духовного потенциала человек формирует посредством взаимодействия с новой информацией собственную уникальную систему ценностей и взглядов.
Отметим в завершение, что современный человек постоянно находится под информационных воздействием со стороны цифровой среды [1]. Причем речь идет как о внутреннем воздействии, так и о внешнем. Современные изменения в способах потребления информации оказывают на личность объективное влияние, в результате которого она становится более открытой, целостной, индивидуальной, устойчивой. При правильной работе с информацией появляются новые инструменты личностного развития и реализации личностного потенциала. Рекомендуется использовать интеллектуальный, духовный, творческий типы потенциала для выстраивания своего взаимодействия с информацией. При этом следует помнить, что бездумное и бесконтрольно потребление информации может также привести личность к негативным последствиям.


Список литературы
1. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Л.В. Килимова. - Курск, 2003. - 147 с.
2. Личность и творчество в современном мире [Текст]: научный альманах / Науч.-коорди- национный совет по философским проблемам социальной теории, Юго-Западный гос. ун-т [и др.]; под ред. П.Ф. Кравчук, Ю.М. Резника. - Курск: Юго-Западный гос. ун-т; М.: [б. и.], 2011. - Вып. 5-6: 2013-2014. - 2014. - 281 с.
3. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. Социология. Этнология. - 1995. - №3.
Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.