На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические основы управления процессом профессионального самоопределения подростков
Психологические основы управления процессом профессионального самоопределения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Болотова Вероника Анатольевна магистрант Научный руководитель Селезнева Юлия Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, управление процессом, старшие подростки.


Под термином «профессиональное самоопределение» принято понимать готовность к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умение осознанно планировать свою жизнь [3]. Отечественные психологи (И.В. Дубровина и др.) полагают, что оптимальное профессиональное самоопределение происходит у подростков в возрасте 14 лет [2]. Однако практика показывает, что в последнее время, что этот процесс больше интересует старшеклассников - учащихся 10-11 классов, которым необходимо спланировать подготовку к выпускным экзаменам, выбрав дисциплины для сдачи ЕГЭ.
Понимая, что не все школьники будут учиться в 10-11 классе, мы решили понаблюдать за моделью поведения выпускников 9-го класса. Многие из них стараются побыстрее выйти за порог школы и приступить к взрослой жизни. Такая «скорость взросления» зачастую не позволяет ребятам сосредоточиться на профессиональном самоопределении и приводит их в первое попавшееся средне-специальное учебное заведение на обучение профессии, о которой подростки мало что слышали.
Зачастую решающими факторами выбора профессии и образовательной организации СПО становятся: близость к дому, «вместе с другом», «по совету мамы» или просто «куда взяли», что приводит к получению профессии, которая не соответствует психологическим и психофизическим особенностям конкретного индивида. Следствием такого выбора может стать ненависть к выбранной профессии, быстрый темп профессионального выгорания, неудовлетворенность собственно жизнью. Все это обуславливает актуальность проблемы профессионального самоопределения старших подростков.
Для оптимального управления процессом профессионального самоопределения подростков необходимо изучить их психологические и психофизические особенности, а также технологии, позволяющие учащимся помочь совершить адекватное профессиональное самоопределение.
Подростковый период является переходным от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом 10-15 лет и подразделяется на младший и старший подростковый возрасты. Сенситивным периодом для профессионального самоопределения является старший именно подростковый возраст. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый и он настоятельно хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Важными психологическими потребности подростка становятся: стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны общества. «Чувство взрослости» - это центральное новообразование подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [6].
Подросток продолжает оставаться школьником, поэтому учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Ведущая деятельность детей этого возраста - общение со сверстниками. Именно через эту деятельность имеет смысл действовать при управлении формированием профессионального самоопределения. Мало направить ученика, необходимо сделать так, чтобы его одноклассники и близкие друзья поддержали вашу задумку. На наш взгляд, психологу и классному руководителю, необходимо отдать предпочтение групповым занятиям и групповым дискуссиям, чтобы видеть реакцию сверстников и вовремя уметь ее скорректировать, ведь «колкие» комментарии друзей, в том числе по поводу выбора будущей специализации, способны загубить будущую карьеру подростка, который предпочел своим личным желаниям и возможностям мнение друзей, которое на данном этапе жизни крайне важно. Можно приводить в пример здоровую оценку кумиров группы, с которой психологу придется работать, предварительное проведя анкетирование детей относительно тех знаменитостей, которыми они восхищаются. Исследовав лидеров общественного мнения, являющихся авторитетом для подростков, можно провести с ребятами беседу, ориентированную на профессиональную сферу деятельности этих кумиров. Во время занятия необходимо обсудить с детьми, какое образование получал тот или мной известный им деятель, какие знания ему пришлось получить дополнительно, и с какими трудностями могут столкнуться подростки, идя по дороге своего кумира.
Очень важно, чтобы подростки не просто слепо следовали дорогой своего кумира, а осознавали свои личные интересы и особенности. С этой целью стоит предложить учащимся опросник Е. А. Климова для определения наиболее подходящей им профессиональной сферы (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек- художественный образ), и опросник Г.Ю. Айзенка для определения темпераментно-обусловленных особенностей [4, 5]. Полученные результаты важно обсудить с каждым подростком индивидуально. Психологическую диагностику лучше проводить не позже второй учебной четверти 9-го класса, по возможности, в начале учебного года, чтобы дать ученикам время на раздумье.
Проводя беседы, нацеленные на управление формированием профессионального самоопределения, взрослым стоит избегать ряда ошибок, которые могут насторожить детей: не делать акцент на выборе профессии, как выбору постоянного островка мире, это может привести к ощущению «фатальности»; избегать предрассудков по поводу «хороших и плохих» работ; не использовать фразы «деньги не главное», вместо чего показать, что на любой профессии можно получать достаточный заработок, при правильном подходе и др.
Большинство подростков неоднократно применяют на себя образы тех или иных «модных» и популярных профессий. Они восхищаются своими кумирами, пытаются им подражать, однако, столкнувшись с первыми сложностями, бросают одни идеи, переключаясь на следующие, не проанализировав в полном объеме потенциал той или иной профессии. Для разрешения этой проблемы можно использовать практические задания в русле проектного подхода. Например, создать профессиограмму, посетить потенциальное место работы с экскурсией, на летней практике попробовать себя в профессии, на которую ориентируется сам подросток, а потом проделать все тоже самое, но в отношении профессии, которую рекомендует психолог на основании обусловленных темпераментом особенностей. По итогам проектной работы следует провести групповую дискуссию, для того чтобы ученики смогли поделиться своими впечатлениями.
Управление формированием профессионального самоопределения старших подростков - сложный и многогранный процесс, однако, при своевременной деятельности школьного психолога и поддержки классного руководителя вполне осуществимый.


Список литературы
1. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
2. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 526 с.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика /
Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007. - 501 с.
4. Селезнева Ю. А. К вопросу о профессиональном самоопределении / Ю. А. Селезнева // Психолог в школе. - 2000.
5. Селезнева. Ю.А. Некоторые возможности профессионально самоопределения / Ю.А. Селезнева // Научно-методическое обеспечение системы непрерывного профессионального образования при реализации государственного образовательного стандарта: реальность и перспективы: материалы XXVIII учебно-методической конференции профессорскопреподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2001. - C. 71-73.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высшей учебных заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.