Влияние самооценки на жизнестойкость подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Солнцева Полина Владимировна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: жизнестойкость, самооценка, подростки.


В настоящее время человек как никогда раньше оказался подвержен влиянию неблагоприятных факторов, приводящих к возникновению стресса. Отрицательные последствия оказывают негативное влияния на психику человека и требуют формирование навыков, которые могли бы успешно преодолевать стрессовые условия, в частности способности личности справиться с ними с наименьшими для себя потерями.
Одной из важнейшей роли в преодолении жизненных трудностей, сопротивлении стрессу в изменяющихся условиях жизни, принадлежит такой личностной особенности как жизнестойкость. Она характеризует меру способности личности препятствовать стрессовым ситуациям, повышая стрессоустойчивость и позволяя спрогнозировать желаемое будущее. Но как мы знаем, подростковый возраст является кризисным и одним из сложных периодов. Подростки не обладают в данной мере достаточными навыками решения возникающих проблем, они наиболее подвержены стрессу, в отличие от взрослых.
Психическое развитие подростка неразрывно связано с формированием его самосознания. Важнейшим компонентом самосознания является самооценка. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.
Исходя из этого на сегодняшний день актуальным представляется изучение жизнестойкости подростков с её личностными особенностями. В нашей статье мы рассмотрим такую личностную особенность, как самооценка и её влияние на жизнестойкость. Так как самооценка влияет на эффективность деятельности, адекватное оценивание себя, способствует достижению поставленных целей и задач. Но подростки с низкой самооценкой могут не иметь достаточной способности справляться с повседневным стрессом. При этом проблема влияния самооценки на жизнестойкость подростков разработана не в полной мере. В ходе исследования мы рассмотрим научные работы отечественных и зарубежных психологов, которые изучали влияние самооценки на жизнестойкость.
Первым термин «hardiness» был предложен в 1975 году зарубежными психологами С. Кобас и С. Мадди. Учёные выдвинули предположение о том, что наличие резервов эффективного совладания с определёнными трудностями и препятствиями обуславливает диспозиция самого человека [7, с. 73]. Изучив исследования С. Мадди и С. Кобас, мы пришли к выводу, что «hardiness» - это личностная характеристика, она является мерой психического здоровья человека и включает его жизненные установки: вовлечённость, уверенность в возможности контроля над событиями, готовность к риску [11, с. 98].
Обозначить термин как «жизнестойкость» предложил советский психолог Д.А. Леонтьев. Стоит отметить, что понимал Д.А. Леонтьев под термином «жизнестойкость» - это черта, которая характеризует меру преодоления личностью заданных обстоятельств, так же мерой преодоления личностью самого себя [6, с. 53]. Автор Б.Г. Ананьев предложил обозначить термин как «жизнеспособность», Р. Мей как «мужество творить», М. Хайдеггер «укорененность в бытии» и «действовать вопреки», Г. Ол- порт как «зрелость».
Л.А. Александрова предложила трактовать жизнестойкость как совладание с жизненными трудностями, как «способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития» [1, с. 82-90]. Е.И. Рассказова и Р.И. Стецишин определяют жизнестойкость как личностный ресурс, основанный на мотивации. Согласно С. А. Богомазу, жизнестойкий человек - это тот, кто видит смысл в своих поступках и действиях, кто воспринимает жизнь как интересную и эмоционально окрашенную; кто способен трансформировать под себя любые ситуации, управлять собственным здоровьем, а также своими и чужими эмоциями [3, с. 23-28]. А. Н. Фоминова, говорит, что жизнестойкость имеет сторону, которая содержит: поиск смысла в конкретной ситуации, формирование ценностей, позиций, интересов, и практическую сторону: способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов [11 с. 25].
Сензитивным периодом для формирования жизнестойкости является подростковый возраст. Именно в этом возрасте индивид начинает зависеть от внешних обстоятельств, мыслей других людей, своих собственных идеалов и представлений [13 с. 15], и то, как подросток научится преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние факторы, станет ведущим типом отношения к проблемам в будущем.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что жизнестойкость человека наглядно показывает, насколько он способен использовать свои персональные ресурсы.
В нашей статье наибольшее внимание имеет изучение такого личностного ресурса, как самооценка, так как мы рассматриваем её влияние на жизнестойкость.
В психологии, основателем изучения проблемы самооценки является Уильям Джеймс. В самооценке он видит самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Р. Бернс рассматривает самооценку, в структуре «Я-концепции», она связана с самооценкой совокупностью установок, направленных «на себя», так же является представлением индивида о самом себе и определяется как «сумма всех представлений человека о себе, сопряжённое с их оценкой» [2, с. 30].
А. Бандура рассматривает самооценку, как подкрепляющий фактор действия. Он определяет самооценку, как один из компонентов, регулирующих поведение. Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.
А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, согласно которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным.
В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития. Так же отечественные психологи, рассматривали самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву [6, с. 10] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований, окружающих и уровню собственных притязаний.
Рассмотрев жизнестойкость и самооценку в целом так же, стоит отметить проблему изучения влияния самооценки на жизнестойкость подростков. Жизнестойкость как характеристика личности, развивающаяся в процессе становления подростка, определяется смысловой регуляцией и прежде всего самооценкой. В содержание личностного потенциала А.Г. Маклаков включает толерантность к стрессу, адекватную самооценку, опыт социального взаимодействия, способствующие верному пониманию сложившихся обстоятельств и своих возможностей Спектр личностных особенностей, позволяющих оценивать и прогнозировать успешность адаптации человека к трудным жизненным ситуациям, обширен. А.Г. Маклаков относит к ним нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, ощущение социальной поддержки, уровень конфликтности личности, опыт социального общения [8, с. 16-24].
М.В. Ермолаева определяет следующие условия развития «жизнестойкого поведения: адекватная самооценка и принятие себя, семейная поддержка, доверительные отношения как возможность делиться переживаниями, коммуникативная компетентность, тактильные контакты с близкими, доброжелательность и толерантность к окружающим, умение находить альтернативы и компромиссы, жизненная активность, способность к физической разрядке, эмоциональная зрелость, планирование будущего, целеустремленность, стремление к здоровому образу жизни, устойчивая моральная система, самоконтроль, чувство юмора» [4, с. 75].
С.В. Книжникова в своём исследовании [5, с. 24] рассматривает жизнестойкость личности не как систему убеждений, а как интегральную характеристику личности, позволяющую сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития. Базовыми компонентами жизнестойкости как интегральной характеристики личности являются оптимальная смысловая регуляция, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
Е.И. Кузьмина представила результаты исследования соотношения самооценки и жизнестойкости, проведенного среди подростков. Выявленная в результате работы взаимозависимость данных феноменов показывает, что самооценка, выступающая стержневой характеристикой личности, является детерминантой и средством для повышения жизнестойкости в условиях успешности в значимой для человека деятельности.
Изучив исследования, мы обратили внимание, что в подростковом возрасте активизируются процессы, связанные с развитием жизнестойкости: становление самооценки на основе сознательной рефлексии, выработка отношения к трудностям и к своим переживаниям, на основе которой подросток может успешно противостоять стрессу. Так же мы выяснили, что стрессовые ситуации, возникающие в жизни, поддаются управлению, их неблагоприятное влияние может быть нивелировано за счёт внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов. В литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что актуальной и мало изученной в настоящее время является проблема влияния самооценки на жизнестойкость подростка, так как в большей мере не была найдено исследований посвященной этой теме. Самооценка в этом возрасте является одним из главных критериев формирования успешного образа «Я». Как показывают исследования психологов, важным личностным ресурсам преодоления трудностей является самооценка. И хотя прямых данных, свидетельствующих о влиянии самооценки на жизнестойкость выявлено практически не было. Необходимо отметить, что подростки с низкой самооценкой наиболее подвержены стрессу, эмоциональному коллапсу и социальной дезадаптации, что негативно сказывается на уровне жизнестойкости.


Список литературы

1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.
3. Богомаз С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С. А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №32. - С. 2328
4. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - 2-е. изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 376 с.
5. Книжникова С.В. Психология девиантного поведения / С.В. Книжникова. - Краснодар: Пресс, 2013. - 213 с.
6. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
7. Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С.Р. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - №6, т. 26. - С. 87-101.
8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - №1, т. 22. - С. 16-24.
9. Омарова М.К. Жизнестойкость в её взаимосвязи с отдельными характеристиками личности / М.К. Омарова // Cyberlenika
10. Рассказова Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья / Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2014. - №1. - 104 с.
11. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности / А.Н. Фоминова. - М.: Прометей. - 280 с.
12. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка: хрестоматия / ред.-сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997.
13. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность / Э. Эриксон. - М., 1996. - С. 15.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.