На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Содержание переживания детской потери в ситуации развода родителей и пути возможной психологической помощи
Содержание переживания детской потери в ситуации развода родителей и пути возможной психологической помощи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

О.В. Агейко

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Минск).


Сегодня все большее число ученых приходит к выводу о том, что для ребенка потеря родителя в ситуации развода не менее травматична, чем потеря в результате смерти. Какие чувства испытывают дети в ситуациях потери? Это страх, гнев, обида, чувство вины, ревность и т. д. Природа этих чувств может быть разной в зависимости от ситуации. У маленьких детей горе обычно вызывает чувство страха. Деформация всей эмоциональной сферы приводит к своеобразной потере чувства безопасности, к страху быть оставленным. Будучи привязанным к обоим родителям, дети переживают страх потерять их, а с ними необходимое и привычное чувство собственной безопасности. Согласно Боулби, фаза протеста определяется эмоцией страха, так как потеря означает одиночество, а одиночество - это стимул возрастающей опасности. Страх служит побуждением к бегству от опасности, главным образом с помощью попыток (часто агрессивных) вернуть отсутствующего родителя. Ребенка могут тревожить практические вопросы: "Кто отведет в садик?" и др. В ситуации длительной разлуки с отцом может быть диффузное разливание тревоги, когда тревога может стать доминирующим эмоциональным фоном, на котором искажается развитие психики, возникает отчуждение. Тяжелые переживания могут возникнуть у ребенка, когда он испытывает чувство вины. Кроме того, возникшее чувство вины впоследствии может привести к самым разнообразным отклонениям в развитии личности. Вина - это осуждение своего поступка и самого себя, ее сопровождают реакции раскаяния и снижения самооценки. В основе напряжения у детей часто лежит неосознаваемое ребенком чувство вины. Травмирующая роль отлучения от отца проявляется иногда в формировании у ребенка чувства вины. Часто дети испытывают чувство вины за то, что родители развелись, становясь при этом чрезмерно послушным (как реакция на страх потерять еще и мать). В ситуации развода ребенок, в силу центрированности детского мышления, может прийти к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого поведения. В представлении детей отцовская любовь как бы исходит из заслуг ребенка, следует принципу: "Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, выполняешь свой долг". Поэтому первые чувства детей после ухода отца - это стыд, самообвинение, страх, агрессия. В ситуации, когда ребенок вдали от семьи, он тоже может испытывать подобные чувства. Ребенок пытается понять, что же произошло, почему он вдруг остался один. Дети по-разному решают эту проблему. Существуют два пути внутренней "переработки", осмысления не удовлетворяющей ребенка ситуации. Первый путь: если ребенок склонен к переживанию чувства вины, то он как бы соглашается с фактом отвержения, отделения от семьи, в котором он видит наказание за свою "плохость", за плохие поступки или мысли (особенно у детей, которых пугали, что за непослушание отдадут в больницу, и т. д.). У такого ребенка возникает очень тяжелое чувство, ведущее к потере самоуважения, побуждающее исправиться, неизвестно в чем, или избавить других от своего присутствия. Второй путь переработки травматической ситуации - признание "плохости" и второсортности семьи, родителей. Ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в том, что он оторван от семьи, оставлен один. Внутреннее эмоциональное состояние ребенка - смесь гнева, злости и любви к родителям. По отношению к родителям такие дети часто ведут себя агрессивно, специально их раздражают. Ребенок таким образом психологически защищается - избавляется от интенсивных эмоциональных переживаний посредством уменьшения значимости семьи. Иногда в подобной ситуации - ситуации разлуки - ярко проявляются тяжелые переживания покинутости, чувство обиды. У ребенка появляются мысли о том, что он обманут, никому не нужен, нелюбим, что он совсем один в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции протеста и последующее подавленное настроение. Ребенок может чувствовать сильное недоверие к взрослым, замыкается в себе - он как бы переваривает обиду в себе. Итак, в ситуации вынужденного отделения от родителя ребенок часто испытывает гнев, обиду, чувство несправедливости. Испытывая гнев, ребенок сердится на родителя, который его покинул (вспышка гнева может последовать после сообщения). Гнев и обиду к тем, у кого все в порядке, дети могут испытывать в случае смерти или болезни близкого. Чувства ревности и зависти (социально окрашенные формы гнева) также могут переживаться ребенком в ситуации потери отца Неспособность ребенка продуктивно выразить свои чувства может привести к заболеванию и потере отношений с другими.
Последствия детской потери могут быть отдаленными или ближайшими (которые проявляются как первичные реакции на ситуацию потери). Перенесенная в детстве потеря может повлиять на развитие личности ребенка и обусловливать различные патологии у взрослого человека. Глубокие последствия может иметь переживание потери вследствие смерти или разлуки. Так, зарубежными авторами исследовано и
описано влияние детской потери вследствие смерти родителя на формирование в дальнейшем таких патологических синдромов у взрослого человека, как депрессия, алкоголизм, неврозы, склонность к правонарушениям и т. д. Те, кому в детстве пришлось пережить развод или смерть родителей, имеют в своей будущей судьбе схожие черты и проблемы. Смерть родителя или развод, пережитый в детстве, оставляют аффективный след на все последующие годы, а также являются фактором, ведущим к увеличению количества разводов. Не только на судьбе детей сказывается пережитая потеря, но и на их характере. Г. Рочлин указывает, что утрата объекта любви через эмоциональную пустоту, возникшую после потери, обедняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, формируя определенные отклонения в поведении и развитии, а Дж. Биртчнелл указывает, что потеря влияет на интимное равновесие в семье, изменяет внутрисемейную ситуацию. Одно из неприятных последствий - чрезмерно сильная связь с оставшимся родителем. Если родитель уходит, отсутствует возможность идентификации ребенка с ролью родителя того же пола; не образуется модели отношений женщины и мужчины, стирается само понимание различного жизненного предназначения мужчины и женщины при отсутствии родителя противоположного пола. Отсутствие отца способствует появлению незащищенности, неуверенности в себе, нерешительности и эмоциональной неустойчивости. Сепарация может оставлять аффективные следы (как механизм предвосхищения), которые задают избирательность последующего поведения и могут сохраняться на всю жизнь. Вследствие появления аффективных следов возможны две тенденции избирательности поведения: 1) тенденция к навязчивости, 2) тенденция к торможению, например, затормаживание речи.
Для предотвращения нежелательных последствий в судьбе и характере ребенка представляется очень важным отследить ближайшие реакции и при необходимости вовремя помочь. Одно из самых ближайших последствий потери для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни, их поведения. Критерий психологического неблагополучия ребенка, ослабления его способности к адаптации - изменения в поведении ребенка. Это могут быть непонятные, неожиданные слезы, агрессивность, полная рассредоточенность внимания, он может плакать, отвергать любовь других; так ребенок прорабатывает стресс имеющимися у него психологическими средствами. Протест ребенка против насильственного вмешательства в его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Иногда только годы спустя видны раны, нанесенные этими скрытыми переживаниями. Переживания ребенка изменяются в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия; они могут иметь косвенное, непрямое выражение: он может ничего не говорить, но ссориться с друзьями и т. д. Эти симптомы свойственны всем возрастам и обоим полам. Нередко истинная причина возникновения невротических симптомов у детей в подобных ситуациях не столько в самом переживании ребенком события, сколько в неправильном поведении взрослых по отношению к детям. Отчетливые различия в реакциях детей на ситуацию потери предопределяют различия в отдаленных психологических последствиях.
Однако, не всякая сепарация дает травматические последствия, поскольку является лишь внешней ситуацией, фактором, психологическое воздействие которого весьма различно. Сама ситуация отрыва от родителей и другие ситуации потери не обязательно приводят к эмоциональным нарушениям, не всегда переживаются ребенком как потеря. Хотя подобные ситуации и находятся среди психотравмирующих факторов, которые нарушают привязанность, контакт, но не всегда это происходит. Патогенное влияние оказывает не само по себе внешнее воздействие, а его значимость для ребенка. В каких случаях и почему данные ситуации оказываются для ребенка психотравмирующими? В результативной картине принимает участие целый ряд других факторов и обстоятельств. Большое значение имеют обстоятельства эмоциональных связей, предшествующих ситуации или из нее вытекающих. Наиболее значимо качество эмоциональных связей, остающихся в распоряжении ребенка. Нарушение взаимных связей между всеми членами семьи препятствует ребенку в удовлетворении его основных психических потребностей. Хорошие связи, искренняя заинтересованность в том, что происходит в жизни ребенка (основа контакта), хотя бы со стороны одного из родителей могут уменьшить неблагоприятное воздействие. В то же время многое зависит от того, какие были отношения с ушедшим (чем интенсивнее связь, тем тяжелее разлука). В ситуации развода (ввиду того, что он происходит не сразу, отношения членов семьи бывают нарушены уже заранее) часто у ребенка имеется лишь незначительная связь с тем родителем, с которым он разлучается; но иногда данная связь бывает весьма тесной, и ребенок в таком случае переносит разлуку почти так же тяжело, как смерть.
Оказание психологической помощи при переживании развода родителей становится одной из задач практического психолога. Ребенку, переживающему потерю, прежде всего необходимо обеспечение эмоционального и тактильного контакта, нахождение новых способов удовлетворения фрустрированных в результате утраты потребностей, использование компенсаторных возможностей, обеспечивающих замещающую заботу. Важным моментом оказания помощи ребенку является способствование отреагированию отрицательных переживаний (с учетом принципа позитивного отношения к открытому выражению эмоций). Детей необходимо учить искусству сублимации (выражению чувств в приемлемой форме), конструктивным способам отреагирования с помощью символических средств - в слове, рисунке, истории, в игре.
Графическое отреагирование, отыгрывание особенно важно для тех детей, которые не могут выразить и осознать свои конфликты из-за бедности своего аффективного словаря. Таким образом, применительно к детям дошкольного возраста целесообразно использование соответствующих возрастным возможностям методов: игротерапии, сказкотерапии, графического отреагирования. Важно помочь ребенку в вербализации, осознании, принятии своих переживаний, а также в осознании самого случившегося события. Так, только при наличии у ребенка адекватного, реалистического представления о происшедшей смерти возможно нормальное протекание реакции горя. Вербализация - важнейший инструмент осознания. Значение называния эмоций заключается в эмоциональном осознании ребенком себя (при условии адекватного отражения состояний ребенка). Осознание и принятие себя, своей индивидуальности есть нечто иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Чрезвычайно важным является называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных проявлений ребенка. Исследования показывают, что при оказании своевременной и адекватной возрастным особенностям помощи ребенку неблагоприятные последствия потери можно предупредить, обеспечив ему возможность отреагирования, вербализации, осознания и принятия его негативных переживаний; а также удовлетворение фрустрированных потребностей через замещающую заботу.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.