На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование полоролевой позиции подростка в процессе коррекционной работы с семьей
Формирование полоролевой позиции подростка в процессе коррекционной работы с семьей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. Е. Фролова

Городской центр социальной помощи семье и детям (Минск).

Процесс половой социализации в современных условиях представляет собой явление, не имеющее аналогов во всей предшествующей истории нашей страны.

Традиционная форма половой социализации, характерная для патриархальных взаимоотношений, исходила из типов соответствия полоролевых образцов - половой принадлежности ребенка, т. е. для мальчиков - это маскулинная модель, а для девочек - феминная. К концу IX-началу XX века наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, так характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек.

В последние десятилетия данная тенденция сказалась на изменении типа половой социализации в процессе формирования психологического пола, который можно было бы определить как инверсионный, т. е. маскулинный для девочек и феминный для мальчиков. Половая социализация по инверсионному типу по своей сути является прямым насилием над естественной природой ребенка и таит в себе определенную опасность для общества в целом. В пубертатном возрасте процесс половой социализации достигает своей кульминации. В этот период последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности, у него формируется «Я- концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Первичной социальной группой, в которой происходит процесс половой социализации, является семья. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка.

Психологическая диагностика особенностей семейных отношений и личностных особенностей членов семей, обратившихся за помощью в Городской Центр социальной помощи семье и детям, показала снижение уровня психоэмоционального благополучия ребенка и его удовлетворенности от принадлежности к семье как к социальной группе. При анализе проективной методики «Рисунок семьи» наблюдается нарушение традиционной графической идентификации мальчиков с отцами и девочек с матерями: обнаруживается явное сходство в манере изображения всех членов семьи, а так же в цветовой гамме, атрибутике фигур. Выявляется дефицит эмоциональной близости и теплоты во взаимоотношениях родителей и детей.

Коррекционная работа с семьей направлена на развитие эмоционального мира личности и опирается на деятельностный принцип коррекции и развития. Этот принцип предполагает включение субъекта в разнообразные виды деятельности: процессуальные, продуктивные и межличностные отношения. Особое место здесь принадлежит развитию эстетического компонента - художественному восприятию литературы, музыки, произведений изобразительного искусства, фотоискусства. Расширение эстетического компонента в познавательном процессе обеспечивается различными вариантами заданий и упражнений, направленных на актуализацию и развитие богатств мировосприятия личности, на изучение эмоционального опыта подростка или взрослого, качественно различного и дифференцированного в зависимости от пола, возраста, уровня тревожности т. д.

Личностная рефлексия, потребность подростка разобраться в себе самом порождают исповедальность в общении со значимым взрослым, в роли которого может выступать психолог. Так, анализ минисочинений «Мир девушки» или «Мир юноши» дает возможность выделить специфические категории полярных понятий мужественности и женственности, характерных для личности конкретного ребенка. Такие размышление формируют механизм идентификации для выработки соответственной полоролевой позиции подростка.


Опыт работы в Центре показал высокую эффективность применения продуктивных видов деятельности, к числу которых можно отнести изобразительную (рисование, лепка и т. д.) и литературную (сочинение сказки, рассказа, стихотворения). Рисуночные психотехники «Волшебное зеркало», «Одень человека», упражнение «Стихотворение о самом себе» помогают подростку в самопознании, в том числе и становлении ценностных ориентаций, а также полоролевой позиции, которая реализуется в общении и деятельности. Работа с двумя полярными темами «Мужчина-Женщина» продолжается и в использовании психотехник «направленного формирования образов», где ребятам предлагается нарисовать персонажи фантазии и идентифицироваться с одним из них, передавая свои ощущения и переживания, размышляя о взаимосвязи мужского и женского начал. Существенно важно при работе с подростками межличностное взаимодействие и общение со значимым другим, в роли которого может выступать герой литературного, сказочного и кинопроизведения, персонаж картины и, разумеется, сам автор философского, художественного и любого литературного текста, «вхождение» во внутренний мир которого активизирует механизмы рефлексии, эмпатии, атрибуции и идентификации.

В разработке индивидуальных и групповых занятий с подростками, направленных на формирование «Я -концепции», мы опираемся на категории, выделенные в современной практической психологии: категория образа (образ мира, в котором живет человек, и образ самого человека); категория действия (идея интериоризации и экстериоризации); категория мотивации (аффективные и когнитивные образования, которые характеризуют отношения человека к миру, самому себе (к своему внутреннему миру и своему физическому телу, своему полу); категория индивид-личность (осознание самого себя, самоотношения, самочувствования, самопонимания и т. д.); категория индивидуальности (выделение себя из мира, видение своей непохожести на других, нетождественности и т. д.).
Необходимо отметить, что в работе с подростками важно сохранить историко-культурные полоролевые образцы поведения и формы половой социализации мальчиков и девочек, для того чтобы они имели представление о нормативах поведения и эстетического облика сверстников различных эпох и их соответствия современным моделям. Это знание дает возможность подрастающему поколению сделать самостоятельный нравственный выбор.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.