Межличностные отношения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Общение является важнейшей категорией психологической науки. На современном этапе сложилось по крайней мере два подхода к определению этого понятия. Традиционно общение рассматривалось лишь как форма, вид деятельности. Наиболее современные определения гласят, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния"» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995. С. 138). То есть общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение.

Общение трактуется как сторона совместной деятельности и как ее продукт. С другой стороны, категория «общения» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков, А.А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса. Например, В.В. Знаков под общением понимает «такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В. Знаков, 1995. С. 48-49).
В общении выделяют следующие аспекты: содержание, то есть информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому; цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности; и средства общения (коммуникативные средства) — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (к средствам общения относят речь, жесты, мимику, внешность, осанку, позу, пантомимику и т.д.).
В общении выделяют три функции: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие):
- Коммуникативная. Входя в контакты друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение).
- Интерактивная. Партнеры могут обмениваться действиями и поступками, общаясь друг с другом, так и не произнося ни единого слова (обмениваются денежными знаками продавец и покупатель при сложившихся в обществе товарно-денежных отношениях, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд).
- Перцептивная. Общение непременно связано со взаимным восприятием партнеров (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к сообщению.
Формы общения:
- Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.
- Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.
- функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников.
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) Когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида.
2) Эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием).
3) Поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности группы и ее членов.
Общение как взаимодействие с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание:
- ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии;
- ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей.
Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия:
- если взаимодействие организовано официально, то времени отводится столько, сколько необходимо для совместной деятельности;
- длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого участника общения.
Коммуникативная компетентность — это целостное структурное образование, включающее в себя когнитивные и поведенческие элементы, обеспечивающие высокую эффективность общения. Здесь когнитивные элементы — это знание коммуникативных средств и их адекватное использование; поведенческие элементы — это психологическая адаптация к ситуации. Рассматривая межличностные отношения в группах, используют различные методы: социометрия, групповая оценка личности (ГОЛ), метод парного сравнения, метод экспертных оценок, определение ценностноориентационного единства (ЦОЕ) и др.
Группа рассматривается в психологии как социальная общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения (например, характер выполняемой деятельности, социальная или классовая принадлежность, уровень развития и т.д.).
Групповая или социальная норма — это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Нормы — это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. К положительным относятся нормы, способствующие развитию группы, поддерживающие ее цели и задачи, регулирующие поведение, направленное на достижение этих целей. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу развитию группы.
Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы — общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
- постоянно развиваются и совершенствуются;
- имеют свои сугубо специфические интересы;
- вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;
- имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами.
Малые группы — небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы — группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы — группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, или существующими непродолжительное время. Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях, обычно называют массовидными, т.е. возникающими стихийно в общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.
Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношение людей в группах. К ним относят подражание и заражение. Подражание — это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.
Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеют заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы — это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.
Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т.д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификация по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.
Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, расширяя рамки и границы этих процессов. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.
К психологическим явлениям, возникающим в группах, относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.
Общесоциальные процессы представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.
Взаимодействие — это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция (синоним: социальное восприятие) — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоциональноволевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Групповых лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов) и по стилю лидерства.
Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).
Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).
Харизматический лидер — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.
Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.
Демократический лидер — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.
Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.
Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.
Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.
Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.
Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.
Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.
Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.
Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития психологических явлений и процессов, протекающих в малых группах.
Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.
Возникновение малой группы обусловлено общественно - экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные, на которых потом строятся и они сами в целом. С другой — каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются, для самоутверждения). В окончательном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, для которого присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Малые группы бывают формальными и неформальными, слаборазвитыми и высокоразвитыми, диффузными, сплоченными, референтными и нереферентными. Высшей формой развития малой группы является коллектив.
Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Характерные признаки коллектива, отличающие его от других форм объединения людей:
- деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.;
- реальные признаки организованного объединения людей, имеющего четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители);
- присущие всем членам коллектива общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.
В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.
Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.
Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов и сопровождается эмпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание — переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие — это и личностное отношение к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия — соучастие, представляющая собой не только переживание за другого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.
Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает в себя мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.
Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности/неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии/антипатии, привлекательность/непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения/отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, получившего название «совместимость/несовместимость» людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты.
Конфликт — это сложное, многомерное, многоуровневое социально-психологическое явление.
Под конфликтом также понимают борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
В конфликте принимают участие индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Выделяют также конфликт и на уровне отдельного индивида, между элементами внутренней структуры личности. Внутри — личностный конфликт также является социально-психологическим, а не только психологическим феноменом, т.к. удовлетворение взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов связано с целой системой определенных социальных отношений.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.
В методологическом аспекте конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Если противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами будут выступать различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Люди преследуют в конфликте те или иные цели и борются за утверждение своих интересов.
Таким образом, конфликт — это своеобразное качество взаимодействия (между людьми или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
В основе всех конфликтов лежат противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер, т.е. быть обусловленными субъективными или мнимыми личностными факторами. Однако не все противоречия вызывают развитие конфликта, некоторые из них могут существовать в бесконфликтной форме, лишь в определенной социальной ситуации приобретая конфликтную форму (например, противоречие между мужчиной и женщиной).
Конфликт всегда развивается во взаимодействии социальных субъектов. Это касается и внутриличностного конфликта, для возникновения которого также необходимо социальное окружение. Однако не всякое социальное взаимодействие является конфликтом, а только то, в котором обнаруживаются острые противоречия. Так, товарищеское, дружеское сотрудничество, обычно не приводят к конфликту.
Для возникновения конфликта необходимо сознание, поэтому борьбу, происходящую в неорганическом мире нельзя с полным правом назвать конфликтом.
В отличие от борьбы за существование у животных конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. Он носит временный характер.
Соревнование отличается от конфликта тем, что регулируется различного рода правилами, процедурами и соглашениями, с которыми заранее согласны все участники соревнования. Конфликт может возникнуть только в случае, когда нарушаются правила соревнования. Конфликт — это не игра, сопровождающаяся приятными эмоциями, это серьезное отрицательно окрашенное социально-психологическое явление.
Объектом конфликта является та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Возникновение конфликта возможно только при наличии его объекта, который может быть истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.
Предметом конфликта служат те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В этом случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
В реальной практике по управлению конфликтами важно также учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.


Вопросы для самопроверки:


1. Рассмотрите общение как категорию психологической науки.
2. Охарактеризуйте коммуникативную функцию общения.
3. Охарактеризуйте интерактивную функцию общения.
4. Охарактеризуйте перцептивную функцию общения.
5. Дайте определение межличностных отношений.
6. Выделите компоненты межличностных отношений.
7. Рассмотрите понятие группы как социальную общность людей.
8. Раскройте сущность понятий «большие группы», «малые группы».
9. Рассмотрите виды групповых лидеров по социальной природе их авторитетов.
10. Раскройте сущность понятия «конфликт».

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.