На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Половые различия во взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности у подростков
Половые различия во взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Храмцова Л.М.
Научный руководитель: Калугин А.Ю., к.психол.н., доцент

Введение

Индивидуальность рассматривается как многомерная и многоуровневая система свойств, выражающая своеобразие человека, как индивида и уникальность его, как личности. Множественность отношений, в которых существует человек, принадлежность его как к социальным, так и к биологическим системам определяет существование различных иерархических уровней интеграции его индивидуальных свойств. Выявление структуры и соотношения разноуровневых свойств человека является одной из фундаментальных задач психологии (Жилина, 2007).
Индивидуальность наиболее активно формируется в подростковом возрасте. В данном возрастном периоде перед человеком встают задачи формирования мировоззрения, обретения самостоятельности, инициативных начинаний, формулировки отдаленных жизненных целей и, в конечном счете, принятия на себя ответственности за свои действия (Ляксо, Ноздрачев, Соколова, 2019).


Развитие индивидуальности обучающегося осуществляется в рамках процесса самореализации. К структурным компонентам самореализации личности обучающегося Г.К. Чернявская относит:
• когнитивный блок (самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка, самомодель);
• поведенческий блок (самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие);
• регулятивный блок (самоконтроль, саморегуляция, самодисциплина) (приводится по: Мухаметзянова, 2016).


В основе механизма развития индивидуальности обучающегося на этапах самопознания, самооценки лежит управление его мотивацией деятельности, предполагающее организованное учителем или учеником целеполагание, осуществляемое через рефлексию, основанную на системном мышлении как выходе за пределы своего Я, как внутреннем проявлении индивидуальности.
Половые и гендерные особенности также влияют на становление индивидуальности. Так гендерное самосознание рассматривается как процесс и результат осознания личностью себя носителем гендерных характеристик и особенностей. Это продукт развития личности, находящейся в системе гендерных отношений и гендерной культуры (Чекалина, 2014).
Теория интегральной индивидуальности дает возможность сочетать данные о половых (биологических) и гендерных (социальных, психологических) различиях, поскольку объектом системного анализа становится индивидуальность человека как целостная саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система.


Исследования, выполненные в рамках теории интегральной индивидуальности (Вяткин, Мошкина, 2008), выявили следующие симптомокопмлексы у представителей маскулинного типа:
• самореализация в сфере образования;
• высокий интеллектуальный потенциал;
• ответственность.


И следующие симптомокомплексы у представителей фемининного типа:

• Социальный интеллект при выраженной ценности семейной жизни;
• Интеллект, определяющий легкость приспособления;
• Реализация себя в профессиональной жизни и образовании;


Пол (как биологический, так и психологический) определяет своеобразие структуры интегральной индивидуальности. Таким образом, пол в структуре интегральной индивидуальности выполняет системообразующую функцию.
Подростковый возраст является важным этапом формирования и развития личности. Несмотря на интерес к теме исследования половых различий индивидуальности, анализ литературы показал, что взаимосвязь разноуровневых свойств индивидуальности у подростков в контексте пола изучена недостаточно. Это делает наше исследование актуальным.

 


Цель исследования: изучить половые различия взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности подростков.


Гипотеза исследования: существуют половые различия во взаимосвязях разноуровневых свойств индивидуальности в подростковом возрасте.


Метод


Участники исследования


В исследовании приняли участие ученики 5 класса МАОУ СОШ «Мастерград» г. Перми. Общая выборка составила 51 подростка (51% мальчики) в возрасте 11-12 лет (M = 11,55, SD = 0,5).


Психодиагностический инструментарий


1. Опросник структуры темперамента (Д-ОСТ) В.М. Русалова (2012).
2. Опросник Big Five Inventory-2 (BFI-2) К.Дж. Сото и О.П. Джона, в адаптации С.А. Щебетенко, А.Ю. Калугина, А.М. Мишкевич
(Shchebetenko et al., 2020; Калугин и др., 2021).
3. Ценностный опросник Ш. Шварца, в адаптации В.Н. Карандашева (2004).


Методы анализа данных


Для проверки полученных данных на нормальность распределения использовался критерий Шапиро-Уилка. Результаты анализа показали ненормальное распределение по некоторым шкалам, поэтому обработка данных осуществлялась с помощью корреляционного анализа Спирмена.
Результаты исследования обрабатывались на персональном компьютере в пакете «STATISTICA 13.0».


Результаты


Для выявления значимых взаимосвязей между показателями свойств темперамента, черт личности и ценностно-смысловой сферы у подростков был использован корреляционный анализ Спирмена. Были выявлены общие и индивидуальные, характерные для определенного пола, корреляционные связи.
У подростков женского пола свойства темперамента Социальная эргичность и Социальный темп чаще коррелируют с показателями свойств личности. У подростков мужского пола свойства темперамента Эргичность, Пластичность и Темп чаще коррелируют с показателями свойств личности.
Свойства темперамента Эргичность и Социальная эргичность у девочек чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы.
У мальчиков свойства темперамента Пластичность и Темп чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы.
У подростков женского пола показатели свойств личности коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы: Достижение и Стимуляция. У подростков мужского пола показатели свойств личности чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы: Конформность и Безопасность.


Обсуждение


Выявлены общие, характерные для обоих полов, и индивидуальные, характерные для определенного пола, корреляционные связи.


Темперамент вносит свой вклад в формирование личностных особенностей, тем самым предопределяя некоторые характерологические черты личности. Так у девочек свойства темперамента Социальная эргичность и Социальный темп, выражающие потребность в социальных контактах и речедвигательную быстроту, связываются с чертами личности Экстраверсия и Доброжелательность, которые отражают разговорчивость и энергичность личности, при тактичности и вежливости в социальных взаимодействиях мальчиков свойства темперамента Пластичность и Темп, отражающие легкость переключения с одного вида деятельности на другой и высокий темп поведения, связываются с чертами личности Экстраверсия и Добросовестность, что выражает такие особенности личности как разговорчивость, более интенсивные реакции на позитивные события и способность к организованности и ответственности.


Темперамент первичен к ценностно-смысловой сфере личности, поэтому особенности темперамента могут приводить к тому, что дети отдают приоритет тем ценностям, которые комплементарны их темпераменту (Калугин, 2019). Свойства темперамента Эргичность и Социальная эргичность, стремление к умственному труду, а также потребность в социальных контактах, у девочек связываются с показателями ценностносмысловой сферы: Достижение, Стимуляция, Самостоятельности и Доброта, т.к. они характеризуют активного и самостоятельного проявления человека в обществе, активность в мире для получения новых впечатлений и сохранение благополучия в социальных контактах. У мальчиков свойства темперамента Пластичность и Темп, легкость переключения и моторнодвигательная быстрота, связываются с показателями ценностно-смысловой сферы: Достижение, Гедонизм, Универсализм и Безопасность, т.к. данные ценности характеризуют проявления активного человека в обществе, деятельность которого направлена на получение удовольствия от жизни, а также направленность на понимание и стабильность в социальных взаимоотношениях.


В подростковом возрасте личностное становление связано с мировоззренческим формированием ценностной сферы личности (Ляксо, Ноздрачев, Соколова, 2019). Так у подростков женского пола свойство личности Экстраверсия связывается с показателями ценностно-смысловой сферы: Достижение и Стимуляция, что соотносится с активной позицией человека в жизни, деятельность в которой направлена на получение новых впечатлений. А у подростков мужского пола показатели свойств личности Экстраверсия и Добросовестность связываются с показателями ценностносмысловой сферы: Конформность и Безопасность, что соотносится с важностью сохранения благополучия в социальном взаимодействии и ответственности за свои поступки.


Заключение


Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что существуют половые различия во взаимосвязях разноуровневых свойств индивидуальности в подростковом возрасте, нашла эмпирические подтверждения.
У девочек свойства темперамента Социальная эргичность и Социальный темп чаще коррелируют с показателями свойств личности. У мальчиков свойства темперамента Эргичность, Пластичность и Темп чаще коррелируют с показателями свойств личности. Свойства темперамента Эргичность и Социальная эргичность у девочек чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы. У мальчиков свойства темперамента Пластичность и Темп чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы. У подростков женского пола показатели свойств личности коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы: Достижение и Стимуляция. А у подростков мужского пола показатели свойств личности чаще коррелируют с показателями ценностно-смысловой сферы: Конформность и Безопасность.


Библиографический список
1. Вяткин Б.А., Мошкина Л.Д. Пол и гендер: особенности их проявления в структуре интегральной индвивидульности // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: ПГГПУ, 2008. С. 7-18.
2. Жилина Е.В. Психогенетические исследования разноуровневых свойств индивидуальности в контексте теории интегральной индивидуальности // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 147. С. 214-218.
3. Калугин А.Ю. Формально-динамические основания ценностно-смысловой сферы личности. Пермь: ПГГПУ, 2019. 160 с.
4. Калугин А.Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., Сото К.Дж., Джон О.П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory - 2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 7-33. DOI: 10.17323/1813-8918- 2021-1-7-33
5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004 70 с.
6. Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. Возрастная физиология и психофизиология. М.: Юрайт, 2019. 396 с.
7. Мухаметзянова Ф.Ш., Жураковская В.М. Психолого-педагогический механизм развития индивидуальности обучающихся подросткового и юношеского возраста // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2(115). С. 223-228.
8. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. 528 с.
9. Чекалина А.А. Психология гендерного самосознания. М.: МГПУ, 2014. 240 с.
10. Shchebetenko S., Kalugin A.Y., Mishkevich A.M., Soto C.J., John O.P. Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory-2: Evidence from the Russian version // Assessment. 2020. V. 27. №.3. P. 472-486.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.